Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Мелодрама "Катька - бумажный ранет"
Режиссёр: Эдуард Иогансон, Фридрих Эрмлер.
Сценаристы: Михаил Борисоглебский, Борис Леонидов.
Операторы: Евгений Михайлов, Андрей Москвин. Художник: Евгений Еней.
СССР. Производство: СОВКИНО (Ленинград). 1926.
История деревенской девушки Катьки, во времена НЭПа приехавшей из деревни в Ленинград, чтобы заработать на покупку коровы. Девушка в силу неопытности попадает в среду обитателей городского дня, беременеет от вора Сёмки Жгута. Однако никакие невзгоды не могут сломить упорную и упрямую Катьку.
Премьера: 25 декабря 1926.
Фильм восстановлен в 1973 году.
Герои фильма:
Катька, беспатентная лотошница (Вероника Бужинская)
Верка, торговка контрабандными духами (Белла Чернова)
Вадька Завражин, по прозвищу «Тилигент» (Фёдор Никитин)
Семка Жгут, вор (Валерий Соловцов)
подручный Семки (Яков Гудкин)
Праскева Крутикова, квартирохозяйка Верки (Татьяна Окова)
Финоген Герасимович Хромов, тамбовский скотопромышленник (Валерий Плотников)
Мужик, пытавшийся подпоить привязанную к столику козу (Эдуард Иогансон)
милиционер (Глеб Буштуев)
Социальные взаимоотношения времён НЭПа
«Катька – бумажный ранет» режиссёров Эдуарда Иогансона и Фридриха Эрмлера – одна из ранних советских кинокартин, посвящённых социально-бытовой тематике. Сюжет строится вокруг главной героини – девушки Кати. Ранее она проживала в деревне. Однако после смерти коровы, которая являлась главной кормилицей в семье, Катя вынуждена отправиться на заработки в Ленинград. Девушка начинает подрабатывать лотошницей, а её знакомыми становятся обитатели городского дна: торговка контрабандными духами Верка, вор Сёмка Жгут, слоняющийся без дела Вадька Завражин, по прозвищу «Тилигент».
Спустя некоторое время Катька беременеет от Сёмки Жгута. После этого тот переключается на Верку. Катя же привечает бездомного Вадьку. После рождения ребёнка, Вадька берётся ухаживать за ним, заменяя малышу отца. Однако и Сёмка начинает проявлять интерес к ребёнку…
Для своего времени картина «Катька – бумажный ранет» во многом была новаторской. Тут и подробный сюжет, с различными бытовыми деталями, и совершенно новые для советского кинематографа характеры.
Нельзя не отметить очень хороший подбор актёров. Так Вероника Бужинская создала образ Катьки – девушки сильной духом, со здоровой крестьянской закваской. Она не сгибается под обрушившимися на неё проблемами и невзгодами, что даёт зрителям уверенность в том, что героиня сможет всё преодолеть.
В роли Вадьки Заваржина снялся Фёдор Никитин. Его герой, носящий прозвище «Тилигент» - человек мягкотелый и бесхарактерный, совершенно не приспособленный к окружающей жизни. Полная противоположность Вадьке – Сёмка Жгут в исполнении Валерия Соловцова, уверенный в себе тип, жёсткий и напористый. И, наконец, разбитная Верка, которую сыграла Белла Чернова.
Таким образом в сюжете вырисовывается даже не треугольник, а четырёхугольник с непростыми взаимоотношениями между героями. По ходу картины между ними происходит чёткое размежевание. С одной стороны – Катька, которая способна вырваться со дна жизни (в финале фильма она принимает решение пойти на завод) и вытащить за собой пусть и неспособного к борьбе за существование, но сохранившего человеческие качества Вадьку. В их отношениях видны зачатки будущей семьи, где Катька станет лидером. С другой стороны - Сёмка и Верка, яркие представители эпохи «угара НЭПа», олицетворяющие мещанство, потребительское отношение к жизни, всё то прошлое, что должно уйти.
Отдельно хочется отметить блестящее музыкальное сопровождение, которое было сделано уже после восстановления фильма.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.