Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Фёдора Никитина Фильмография: 1918 Тереза Ракен Режиссёр:
|
НИКИТИН 03.05 (20.04 - ст.ст.) 1900, Лохвица, Полтавская губерния – 17.07.1988, Москва Народный артист РСФСР (1969) Сын дворянина Фёдор Никитин родился в городке Лохвица Полтавской губернии в дворянской семье. Его отец был генералом царской армии. Фёдор поначалу пошёл по стопам отца, поступив в престижное военно-учебное заведение - Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Но, проучившись недолгое время, предпочёл в дальнейшем актёрскую карьеру. Уже в 16 лет Фёдор Никитин начал выступать на сценах театров Одессы и Херсона. А через два года – в 1918-м – начинающий актёр снялся в кино, исполнив эпизодическую роль рассыльного в драме «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя. Впрочем, на экраны фильм так и не вышел, потому полноценный дебют Фёдора в кино не состоялся. Театральная деятельность в 20-е годы В 1922 году Фёдор Никитин окончил Вторую студию Московского художественного театра, после чего был принят в труппу московского театра «Летучая мышь». К тому времени он женился, и у него родилась дочь Наталья. В последующие годы Фёдор Никитин совмещал работу на сцене с педагогической деятельностью – он руководил московской детской студией «Потешное кольцо». В 1928 года Фёдор стал педагогом Государственного Института кино, проработав в этой должности до 1931 года. Босяк вместо Яго К середине 20-х годов Фёдор Никитин уже успел накопить опыт выступлений на сцене, демонстрируя умение передавать психологические тонкости характеров своих героев. В определённый момент у молодого актёра возникла потребность реализовать себя и в кино. Он пришёл на Ленинградскую кинофабрику (позже преобразованную в студию «Ленфильм»), где встретился с режиссёром Фридрихом Эрмлером. Молодой актёр хотел сняться в какой-нибудь серьёзной роли и на вопрос «что он может сыграть», ответил: «Яго». Но советскому кинематографу тех лет было не до Шекспира. Эрмлер ставил социальную драму «Катька - бумажный ранет», повествующую об обитателях петроградского «дна», и предложил Фёдору сыграть босяка Вадьку Завражина. Хотя роль босяка была несколько не тем, на что рассчитывал Фёдор, он всё-таки согласился и взялся за работу со всей серьёзностью. Актёр в поисках верного решения образа не раз бывал на Лиговке, посещал ночлежные дома. В итоге он сумел найти очень интересный подход к своему персонажу. Вместо того, чтобы просто представить Вадьку отрицательным персонажем, в чём-то жалким и смешным, Фёдор Никитин пошёл дальше и представил зрителям глубокий психологический портрет опустившегося интеллигента, человека безвольного, но сумевшего сохранить на дне души доброту и благородство. Образ Вадьки получился многогранным и достоверным, сочетающим комические, лирические и драматические моменты. Фильм «Катька - бумажный ранет» вышел на экраны в декабре 1926 года. И зрители, и критики с восторгом встретили эту картину, а зарубежная пресса и вовсе окрестила Фёдора Никитина «Чаплиным русских степей». Кинороли 1927-1937 годов Роль Вадьки Завражина стала хорошим стартом кинокарьеры Фёдора Никитина. Об актёре заговорили, как о серьёзном актёре с самобытным почерком, и стали активно приглашать в другие кинокартины. В последующие годы Никитин снялся более чем в десятке фильмов. Наиболее значимыми стали работы всё у того же Фридриха Эрмлера. Так в драме «Дом в сугробах» он сыграл скромного интеллигентного Музыканта, в социальной драме «Парижский сапожник» - страстного, отличающегося душевной чистотой глухонемого Кирика, а в драме «Обломок империи» актёр блестяще создал образ унтер-офицера Филимонова, контуженного во время войны и потерявшего память. Каждый из образов отличался точной проработкой, психологической глубиной. Какая гамма чувств, например, отражается на лице Филимонова, пытающегося понять новый мир, найти в нём своё место. К середине 30-х годов Фёдор Никитин был уже очень известным актёром. Но немое кино, в котором он блистал ушло в прошлое, наступила эра звукового кинематографа. На какое-то время актёр остался невостребованным. Единственной заметной работой второй половины 30-х стала роль коллежского советника Бачея, чудаковатого мужчины с добрым сердцем в детском приключенческом фильме «Белеет парус одинокий», вышедшем в 1937 году. Предвоенные годы - Ленинградский Новый ТЮЗ В 1936 году Фёдор Никитин пришёл в труппу ленинградского Нового ТЮЗа. Этой сцене он прослужил до 1941 года. Актёр был занят в спектаклях: «Третья верста» (капитан Курганов), «Сказки Пушкина» (богатырь), «Борис Годунов» (отец Пимен и капитан Маржерет), «Снежная королева» (Советник) и других. Годы Великой Отечественной войны Когда грянула Великая Отечественная война Фёдор Никитин ушёл добровольцем на фронт. Он непосредственно участвовал в боевых действиях в должности командира пулеметного взвода. Позже по приказу командования Никитина перевели в агитвзвод Ленфронта, где он ставил спектакли и сам играл в них. В 1943 году Фёдор Никитин, оказавшийся в Ленинграде, вошёл в труппу образованного Блокадного театра. Артисты театра в эти суровое, тяжелейшее время выполняли важнейшую работу по поддержанию духа населения. Впоследствии Блокадный театр был преобразован в Ленинградский Драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской, в котором продолжил служить Фёдор Никитин. Возвращение в кинематограф В 1948 году состоялось возвращение Фёдора Никитина в кино – он вновь стал актёром киностудии «Ленфильм» и спустя год снялся в историко-биографической драме режиссёра Григория Рошаля «Академик Иван Павлов», где исполнил роль профессора Званцева. За эту работу актёр был удостоен Сталинской премии. В это время в Советском Союзе снималось мало фильмов (его ещё назвали периодом «малокартинья»). Среди того, что выходило на экраны, преобладали киноленты историко-биографической направленности. Помимо «Академика Ивана Павлова» Фёдор Никитин снялся ещё в паре таких картин – «Мусоргский» (где создал образ Александра Сергеевича Даргомыжского) и «Римский-Корсаков» (где сыграл Великого князя). Роль Даргомыжского принесла Фёдору Михайловичу ещё одну Сталинскую премию. В середине 50-х Никитин отметился заметными ролями лорда Дерби в историческом советско-болгарском фильме «Герои Шипки», князя Лиговского в фильме «Княжна Мэри», поставленном по роману Лермонтова «Герой нашего времени», и священника отца Андрея в мелодраме «Невеста» по одноимённому рассказу Чехова. Возрастные роли в кино С возрастом Фёдор Никитин стал активно сниматься в кино. Исполнял он совершенно непохожие друг на друга роли, как правило второго, третьего плана, а то и вовсе в эпизодах. Случались, конечно, в его биографии проходные, малозначимые роль, но в основном благодаря яркой индивидуальности актёра создаваемые им персонажи оставались в памяти зрителей. Среди ролей 60-х годов необходимо отметить таких разноплановых персонажей, как горячо любящего свою дочь короля Рене в красивом музыкальном фильме Владимира Гориккера «Иоланта», поставленном по одноимённой опере (1963), и казначея, в глазах которого бушует неукротимая ненависть к большевикам в социальной драме «Первый посетитель» (1965). Гораздо больше интересных образов Фёдор Никитин создал в 70-е годы. Это и строгий гимназический сторож Максим, гоняющий подростков в драме «Дни Турбиных» (1976), и опытный аналитик, немецкий генерал барон фон Шлоссер в военно-шпионском фильме «Вариант "Омега"» (1975). В драме «Открытая книга» (1973) актёр блестяще исполнил роль ссыльного профессора Лебедева, а в музыкальном фильме «Собака на сене» (1977) - мажордома Оттавио. В памяти юных зрителей Фёдор Никитин остался, как мудрый, интеллигентный Сергей Петрович по прозвищу «Кол». Данную роль актёр исполнил дважды – в фильмах «По секрету всему свету» (1976) и «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979), поставленным по «Денискиным рассказам» Драгунского. Последние роли в кино В возрасте 83 лет Фёдор Никитин снялся в драме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», исполнив одну из главных ролей - Павла Андреевича Крупенина. Добрая, человечная кинокартина, заставляющая задуматься о приближающейся старости, об отношении к старикам, получила ряд призов на различных всесоюзных и международных кинофестивалях. Был отмечен и Фёдор Никитин, получивший Главный приз Всесоюзного Кинофестиваля На момент создания фильма «И жизнь, и слезы, и любовь» Фёдор Михайлович уже был серьёзно болен, однако он продолжал сниматься в кино. В 1986 году он исполнил роль учителя Сергея Вениаминовича Туманова в детской киноповести «Я - вожатый форпоста», а 1987 году сыграл Матвея Семеновича Березанцева в 2-х серийной драме «Под знаком Красного Креста». Эта роль стала его последней работой в кино. В последний год жизни Фёдора Михайловича его сын от второго брака режиссёр и актёр Михаил Никитин определил больного отца в больницу. Однако тот попросил перевести его в Дом кинематографистов в Матвеевском. Там и прошли последние дни выдающегося актёра. Фёдор Никитин скончался 17 июля 1988 года. Похоронили его в Москве на Ваганьковском кладбище. Игорь BIN Использованные материалы:
|