Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Эксцентрическая трагикомедия "Интервенция"

Режиссёр: Геннадий Полока.
Сценарист: Лев Славин. Операторы: Владимир Бурыкин, Евгений Мезенцев.
Композитор: Сергей Слонимский. Художники: Михаил Щеглов, Валерий Юркевич.
СССР. Производство: Ленфильм. 1968.

ИнтервенцияЭксцентрическая комедия в стиле «буфф», поставленная по пьесе Льва Славина «Интервенция». Действие разворачивается в Одессе в 1919 году. Бесстрашный большевик-подпольщик Андрей Жарков, он же Евгений Бродский, он же Мишель Воронов, ведёт пропаганду среди солдат Антанты, убеждая их повернуть оружие против своих офицеров. За голову революционера объявляют награду в 10 тысяч рублей золотом. В результате его арестовывают и казнят.

Премьера: 10 мая 1987.

Награды:
Приз Международного кинофестиваля в Хайфе (Израиль)
Премия Международного кинофестиваля в Стамбуле (Турция)

Главные герои:
Мишель Воронов, он же Евгений Бродский (Владимир Высоцкий)
Женя Ксидиас, студент Одесского университета (Валерий Золотухин)
мадам Ксидиас, аристократка, богатая вдова, владелица верфей, складов, касс и векселей (Ольга Аросева)
Санька-цветочница, она же Фёкла, подпольщица (Гелена Ивлиева)
Филипп, криминальный авторитет, главарь банды налётчиков (Ефим Копелян)
мадам Токарчук, налётчица (Руфина Нифонтова)
Имерцаки, карточный шулер (Владимир Татосов)
Соломон Шустер, аптекарь (Юрий Толубеев)
Жанна Барбье, коммунистка, деятель III Интернационала (Юлия Бурыгина)
Золотницкий, взломщик сейфов (Юрий Катин-Ярцев)
Петя Ксидиас, младший брат (Юрий Рычков)
Родион, он же матрос Бондаренко, большевик, скрывающийся под видом филёра (Валентин Буров)
Длинный, французский солдат (Валентин Гафт)
Марсиаль, французский солдат (Георгий Штиль)
Маски, роли-буфф жителей Одессы: бубны - черви - пики – трефы (Сергей Юрский)
генерал Д’Ансельм, главнокомандующий союзными войсками (Марлен Хуциев)

Другие персонажи:

Симон, французский капитан (Николай Мартон)
Бенуа, лейтенант (Станислав Соколов)
Барбару, капрал (Николай Дупак)
Али, сенегалец, солдат французских колониальных войск (Андре Сеголо)
Селестен, французский солдат (Юрий Родионов)
Ветеран, французский солдат (Юрий Погребничко)
Жуф, французский солдат (Анатолий Шагинян)
французский солдат (Михаил Уржумцев)
Гастон (Николай Федорцов)
Эмиль (Валентин Мультатули)
Нестор (Александр Массарский)
Степиков, большевик, скрывающийся под видом филера (Сергей Сибель)
полковник Несвицкий (Анатолий Шведерский, озвучивание - Игорь Дмитриев)
Степан, георгиевский кавалер, монархист (Павел Первушин)

Полоки, полковник контрразведки (Евгений Шифферс)
патрульный солдат (Вячеслав Малофеевский)
патрульный солдат (Иван Смирнов)
конферансье (Анатолий Королькевич)
конферансье (Александр Орлов)
предприниматель (Борис Лёскин)
налётчик (Юрий Мальцев)
налётчик (Алексей Миронов)
ограбленный (Марк Никельберг)
переводчик (Павел Панков)
куплетистка (Галина Рыбак)
артист варьете (Борис Сичкин)
еврей-настройщик (Михаил Щеглов)
анархист в драке с Бродским (Николай Ващилин)

История создания

ИнтервенцияПьеса драматурга Льва Славина «Интервенция» была написана в 1932 году и опубликована в журнале «Локаф». В основу её сюжета легли реальные исторические события 1919 года: Одессу оккупировали войска Антанты, а большевики развернули в ответ подпольную борьбу и антивоенную пропаганду среди иностранных солдат. Одесский обком возглавлял тогда большевик Иван Смирнов, он же Николай Ласточкин, который послужил прототипом главного героя пьесы Евгения Бродского. Был прототип и у другой героини пьесы Жанны Барбье – известная француженка-коммунистка Жанна Лябурб.

Впервые пьесу поставили в 1933 году в Театре им. Вахтангова. В дальнейшем «Интервенция» входила в репертуар различных театров, так много лет она шла в столичном Театре Сатиры и пользовалась большим успехом. В конце 60-х годов было принято решение экранизировать «Интервенцию», приурочив выход фильма к 50-летию Октябрьской революции. А осуществить это поручили режиссёру Геннадию Полоке, который до этого поставил успешную картину «Республика ШКИД».

Почему выбрали именно Геннадия Полоку? Дело в том, что он критиковал устоявшиеся штампы и пафос в отечественных фильмах о Гражданской войне. По его мнению, было необходимо «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений». Но то, что послужило причиной его назначения в итоге сыграло против него и его фильма.

ИнтервенцияФильм изначально планировался Геннадием Полокой, как картину, стилизованную под театрализованные представления начала 1920 годов в жанре буффонады и эксцентрики. Такого в советском кинематографе ещё не было, и на задумку режиссёра откликнулось немало известных актёров. Желая попробовать себя в столь необычном эксперименте, актёры приходили сами. Так Всеволод Абдулов пробовался на роль Жени Ксидиаса, но не подошёл. Зато именно он посоветовал режиссёру Владимира Высоцкого, который в итоге сыграл главную роль Евгения Бродского. Высоцкому образ понравился настолько, что он специально написал четыре песни, стилизованные под данный сюжет, и две из них были включены в фильм.

Роль Жени Ксидиаса досталась Валерию Золотухину. Также на главные роли были утверждены великолепные советские актёры: Ольга Аросева, Ефим Копелян, Руфина Нифонтова, Юрий Катин-Ярцев, Валентин Гафт, Георгий Штиль и др. А Сергей Юрский исполнил множество ролей в стиле буфф, создав Маски жителей Одессы.

К 50-летию Октябрьской революции (ноябрь 1967) фильм завершить не удалось. На съёмочной площадке сложилась команда единомышленников, которые постоянно придумывали всё новые и новые ходы. Все были увлечены и уверены в будущем успехе. Съёмки затянулись до 1968 года, вот только на экраны фильм тогда не вышел…

20 лет на полке

ИнтервенцияГеннадий Полока создал необычное, удивительное кинополотно. Гротеск и сатира соединились здесь с тонкой иронией, бурлящая эксцентрика и буффонада с драмой и трагедией. Внешне нарочитая театрализованность, подчёркнутая абстрактность и примитивизм декораций соседствуют с предельно жизненными киноперсонажами. А их зачастую пафосные речи лишь подчёркивают энергетику революционного времени. Остаётся только удивляться таланту режиссёра, поставившего внешне лёгкий, а на деле оказавшийся столь глубокий фильм, передавший одновременно дикое веселье и угар революции с её глубоким трагизмом.

Однако в 1968 году «Интервенция» не дошла до зрителя. Дело в том, что фильм оказался непривычным, неожиданным и непонятным для киночиновников. Он совершенно не вписывался в рамки советского кинематографа. И председатель Госкино Романов, и автор пьесы Лев Славин посчитали работу Геннадия Полоки неудачной. В вину режиссёру ставилось слишком развлекательное изображение революционной борьбы и потому дискредитирующее её. В итоге фильм «пролежал на полке» почти 20 лет. Лишь в 1987 году он был восстановлен и выпущен в прокат.

Рассказывают, что сразу после запрета исполнитель одной из главных ролей Валерий Золотухин написал письмо Леониду Ильичу Брежневу с просьбой вмешаться в ситуацию. Брежнев действительно не раз спасал замечательные картины от произвола чиновников. Именно благодаря его вмешательству зрители смогли увидеть такие фильмы, как: «Калина красная», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Белое солнце пустыни», «Пираты ХХ века», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука» и др. Все эти картины стали всенародно любимыми. Но с «Интервенцией» это не прошло. Если вышеперечисленные фильмы были рассчитаны на массового зрителя, то «Интервенция» к таким лентам не относилась в силу своей специфичности. Справедливости ради стоит отметить, что картина не сталf кинохитом и после выхода на экраны. Но это ничуть не умаляет её достоинств. «Интервенция» заслуженно вошла в Золотой фонд отечественного кинематографа.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.