Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Трагикомедия "Женя, Женечка и "катюша"
Режиссёр: Владимир Мотыль.
Сценаристы: Булат Окуджава, Владимир Мотыль.
Оператор: Константин Рыжов. Композитор: Исаак Шварц.
Художники: Наталья Васильева, Виктор Волин.
СССР. Производство: Ленфильм. 1967.
Тонкая, лиричная трагикомедия Владимира Мотыля о войне. Главный герой - солдат Женя Колышкин, молодой, интеллигентный человек, фантазёр, нередко попадающий в нелепые ситуации.
Премьера: 21 августа 1967.
Герои фильма:
Женя Колышкин, гвардии рядовой (Олег Даль)
Женечка Земляникина, гвардии младший сержант, связист полка (Галина Фигловская)
Захар Косых, гвардии ефрейтор (Михаил Кокшёнов)
Алексей Зырянов, гвардии старший сержант (Павел Морозенко)
Ромадин, гвардии лейтенант, командир батареи (Георгий Штиль)
Караваев, гвардии полковник (Марк Бернес, озвучивание - Григорий Гай)
командир дивизиона (Адольф Ильин, озвучивание - Ефим Копелян)
Зигфрид, немецкий переводчик (Бернд Шнайдер)
Другие персонажи:
пассажирка в машине (Нелли Ильина-Гуцол) |
офицер, сопровождающий полковника (Юрий Оськин) |
Любовь, комедия и трагедия на войне
На создание фильма «Женя, Женечка и Катюша» режиссёра Владимира Мотыля вдохновила книга Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!». С полуготовым сценарием режиссёр обратился к Окуджаве, и они вместе доработали его. Авторы создали историю вчерашнего школьника, молодого интеллигента, живущего в мире фантазий, который попадает на войну. Далее следует череда забавных ситуаций, влюблённость, расставание, гибель любимой девушки. Да, это война, здесь всё рядом - и любовь, и курьёзы, и настоящая трагедия...
Однако приступить к работе над фильмом Владимир Мотыль долгое время не мог. Сценарий совершенно не соответствавал принятым нормам повествования о войне. На «Мосфильме», куда обратился режиссёр, ему отказали. На «Ленфильме» сначала было разрешили съёмки, но вскоре работу приостановили, а затем и вовсе закрыли. Владимиру Мотылю пришлось жёстко разговаривать с заместителем заведующего Отделом культуры ЦК КПСС Филиппом Ермашом, чтобы всё таки добиться разрешения.
В главной роли Жени Колышкина Владимир Мотыль видел Олега Даля. Молодой актёр переживал в то время не лучший период в своей жизни. В театре «Современник», где служил Даль, у него было мало работ. В кино его практически не приглашали, и зрителям он был почти не известен. То же самое с личной жизнью - его брак с актрисой Татьяной Лавровой продлился всего полгода, после чего они расстались. Даль начал искать забвения в спиртном. Эта его привычка чуть было не стоила ему роли. Актёр из-за алкоголя провалил две пробы и лишь на третью явился в нормальном состоянии, сыграв великолепно и доказав правильность выбора режиссёра.
По сюжету Колышкин влюблялся в связистку Женечку Земляникину. Мотыль считал, что эта героиня должна быть в противовес Колышкину уверенной, отчасти властной, чуть грубоватой, но, в то же время, обаятельной и привлекательной. Руководство «Ленфильма» предлагало Наталью Кустинскую, но она совершенно не подходила под видение режиссёра. Поиски необходимой кандидатуры затянулись. В итоге через руководителей Щукинского училища Мотыль вышел на недавнюю выпускницу Галину Фигловскую. Стоит отметить, что она не имела опыта съёмок в кино, да и с театром актриса, толком не начав, планировала из-за невостребованности "завязать". Роль Земляникиной фактически реанимировала её актёрскую карьеру.
На роль ефрейтора Захара Косых Владимир Мотыль пригласил Михаила Кокшёнова. Данный герой был полной противоположностью Колышкину - крупный мужчина, простоватый, грубоватый, нагловатый и жадный. Кокшёнов блестяще вжился в предложенный образ, и впоследствии режиссёры постоянно эксплуатировали сложившееся амплуа актёра.
Авторам фильма удалось создать очень тонкую, трогательную картину, в которой соединились лиризм, романтика с комедийностью и с трагедией. В течении всего сюжета зрители наблюдают различные забавные ситуации, в которые попадает главный герой, сочувствует ему, смеётся. Необходимую атмосферу создаёт и замечательная музыкальная тема фильма - «Капли датского короля» - песня на стихи Булата Окуджавы и музыку Исаака Шварца. А в финале - смерть. На этом настоял сам Владимир Мотыль, чтобы подчеркнуть трагедийность войны. И именно такой финал на фоне лёгкой, комедийно-романтичной истории оказывается особенно сильным.
Интересно то, что по итогам кинопроката 1967 года фильм занял скромное место в конце третьего десятка, собрав 24,6 миллиона зрителей. Однако в отличие о многих фильмов, оказавшихся выше, фильм выдержал испытание временем, став всенародно любимым. Его с удовольствием смотрят и спустя десятилетия, а те оказались благополучно забыты.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.