Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Фильм-катастрофа "Экипаж"
Режиссер: Александр Митта
Сценаристы: Юлий Дунский, Александр Митта, Валерий Фрид, Борис Уриновский
СССР. Производство: Мосфильм. 1979. 2 серии
«Экипаж» - первая и самая знаменитая советская кинолента, снятая в жанре фильма-катастрофы. Ничего подобного до этого в отечественном кинематографе не снималось. В центре сюжета - работа и будни экипажа советского самолёта, перевозящего грузы и пассажиров. События разворачиваются как в воздухе, так и на земле. А кульминационный момент - посадка самолета в аварийном состоянии с находящимися на борту спасенными во время землетрясении людьми.
Премьера фильма состоялась 12 мая 1980 г.
Призы и награды:
Премия Всесоюзного кинофестиваля за 1980 год.
Специальный приз (ситар) на Всероссийском кинофестивале в Душанбе от Союза композиторов
Таджикистана композитору Альфреду Шнитке за музыку к фильму (1980)
Главный приз Общества чехословацко-советской дружбы на Кинофестивале трудящихся
в Чехословакии (1981)
Главные герои:
Андрей Васильевич Тимченко, командир авиалайнера (Георгий
Жжёнов)
Валентин Георгиевич Ненароков, второй пилот (Анатолий
Васильев)
Игорь Скворцов,
бортинженер (Леонид Филатов)
Тамара, cтюардесса (Александра
Яковлева)
Алевтина,
жена Валентина Ненароков (Ирина Акулова)
Алик (Роман Монин), сын Ненарокова
Анюта (Екатерина Васильева),
жена Тимченко
Наташа (Галина Гладкова), дочь Тимченко
Миша (Юрий Горобец),
пилот
штурман (Александр Павлов)
Другие персонажи:
Кумико Моримицу, заложница (Комаки Курихара) |
мама Димы, пассажирка аварийного рейса (Александра
Назарова) |
История создания
Идея снять кинокартину в жанре "фильма-катастрофы" родилась у режиссера Александра Митты под влиянием голливудских фильмов на такую тематику, собиравшие внушительную кассу. В совестском кинематографе ничего подобного до этого не снималось. Для написания сценария Митта пригласил опытных Юлия Дунского и Валерия Фрида, с которыми уже работал вместе на фильмах "Гори, гори моя звезда" и "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Сценарий под названием "Запас прочности" был готов в феврале 1977 года, но работа над фильмом началась лишь спустя год. Уже в ходе съемок название было изменено на "Экипаж".
Актерский состав "Экипажа" менялся несколько раз. Так поначалу на главную роль Тимченко актерский отдел "Мосфильма" порекомендовал режиссеру популярного Петра Вельяминова, а на роль Ненарокова - Юрия Назарова. Однако уже через пару месяцев Митта на роль Тимченко утвердил Георгия Жженова, а на роль Ненарокова - Николая Караченцова. На роль стюардессы Тамары режиссер пригласил Елену Проклову, на роль бортинженера Скворцова - Олега Даля.
В сентябре 1978 года, незадолго до начала съемок, состав поменялся вновь. Караченцов и Проклова отказались от участия в фильме из-за загруженности в театре. В итоге Ненароковым стал Анатолий Васильев, а стюардессой Тамарой - Александра Иванес (впоследствии известная под фамилией Яковлева). В феврале 1979 года в самый разгар съемок по причине болезни отказался от дальнейшей работы Олег Даль. Для режиссера это был большой удар - ведь с Далем уже было отснято немало сцен. Но препятствовать ему Митта не стал - Даль действительно был не в состоянии работать. К счастью, выход нашли быстро - ранее на роль Скворцова вместе с Далем пробовался Леонид Филатов. Его и утвердили...
Помимо масштабных катастроф Александр Митта решил, с разрешения директора "Мосфильма" Сизова, включить в фильм эротические сцены. Такого тоже в отечественном кинематографе не было. В сценах принимали участие Александра Яковлева (Иванес) и Леонид Филатов. Как рассказывает сам Митта, если с Яковлевой особых проблем не было (она оказалась готовой раздеться перед камерой), то Филатова пришлось уговаривать долго. В итоге же получились красивые планы с такой степенью откровенности, какая для того времени зрителям и не снилась...
Съемки картины производились в павильонах "Мосфильма", в аэропорту Внуково, в аэропорту города Ярославля, в Ялте (сцены аэропорта в Африке), в Куйбышеве (сцены наводнения), в Звездном городке (встреча с космонавтами), на улицах Москвы. Для съемок одной из самых знаменитых сцен в фильме - разлом хвоста самолета - в КБ Туполева была построена модель в масштабе 1:10, в котором специальное электронное устройство отрывало хвост.
3 сентября 1979 года фильм "Экипаж" был представлен на просмотр в дирекцию "Мосфильма". В том варианте командир экипажа Тимченко умирал. Фильм в целом приняли хорошо, но со смертью главного героя не согласились. В итоге Александр Митта переснял финальные сцены, "воскресив" Тимченко. Работа над картиной была завершена в ноябре 1079 года. А в прокат "Экипаж" вышел в июле 1980 года. Успех фильма был невероятный. В прокате он собрал 71.1 млн. зрителей, заняв почетное третье место и пропустив вперед лишь оскароносную мелодраму "Москва слезам не верит" и боевик "Пираты ХХ века". *
Фильм-катастрофа по-советски
При описании фильма «Экипаж», в первую очередь всегда упоминается, что он является первым советским фильмом-катастрофой. Однако оценивать его только с этой точки зрения абсолютно однобоко. «Экипаж», прежде всего, - это сделанная на высочайшем профессиональном уровне картина, в которой соединились талант режиссера, сценаристов, актеров и всей съемочной группы, картина, объединившая несколько жанров, в том числе мелодраму, драму, катастрофу.
Мелодраме (а отчасти и драме) отведена в картине первая серия. Это точно просчитанный режиссерский ход, позволяющий зрителю вжиться в заботы и проблемы главных героев, показать их самыми обычными людьми со своими достоинствами и слабостями. И так уж получается, что каждый из главных героев, так или иначе, попадает в конфликтную ситуацию, что постоянно держит в напряжении зрителей. Перед зрителями разворачиваются семейные и бытовые сцены, выяснения отношений, ссоры и примирения.
Командир экипажа Андрей Васильевич Тимченко (Георгий Жженов) – уже немолодой летчик, умный, мужественный, сдержанный, готовый брать ответственность на себя и отвечать за свои решения. Словом, настоящий мужик. У него крепкий тыл в лице верной, заботливой жены Анюты (Татьяна Васильева). Тем не менее, в семье но не все в порядке – дочь Наташа (Галина Гладкова), девушка с непростым характером, не хочет считаться с мнением родителей. Будучи беременной, она заявляет, что не хочет связывать свою жизнь с отцом ребенка и будет рожать одна, а потом и вовсе заявляет о намерении сделать аборт…
Еще сложнее ситуация у второго пилота Валентина
Георгиевича Ненарокова (Анатолий Васильев). Блестящий пилот, мастер своего дела,
в семейной жизни он оказывается слишком мягким и, порой, нерешительным. Его доброта
выходит ему боком – истеричная, избалованная, психованная супруга Алевтина (Ирина
Акулова), делает его жизнь настоящим адом, параллельно срываясь и на маленьком
сыне. Образ, созданный актрисой, получился необычайно ярким, узнаваемым, вызывающим
бурю негативных эмоций! Ненароков же это, до поры до времени терпит, наверное,
тут сказывается его огромная любовь к сыну. Позже он разведется с женой, и зритель
увидит Алевтину уже с другим мужчиной и совершенно в ином облике – бывшая стерва
вдруг превратится в заботливую супругу. Ее новый муж даже посетует Ненарокову,
мол, дурак, что такую женщину упустил. Возможно, это лишь временное состояние
счастья с новым мужчиной, и тому еще предстоит ее узнать в новом свете, а, возможно,
то ее состояние просто происходило от нелюбви к мужу. Кто знает, вопрос остается
открытым…
В жизни другого члена экипажа бортинженера Игоря Скворцова (Леонид Филатов), казалось
бы, все иначе - красавец, ловелас, умеющий охмурять девушек, он с легкостью меняет
их одну на другую. Но за всем этим кроется острая неудовлетворенность жизнью,
отсутствие гармонии и элементарная боязнь брака (по мнению Скворцова семейная
жизнь его погубит). Появление очередной девушки – стюардессы Тамары – переворачивает
его жизнь…
Для Александры Яковлевой роль Тамары стала дебютом в кино, мгновенно вознесшим ее к вершинам зрительской любви. Яркая, красивая, эффектная, эмоциональная, непосредственная – все эти качества в равной степени можно отнести и к самой актрисе, и к созданному ею персонажу. А участие ее в эротических сценах (которые тогда были просто немыслимы в советском кинематографе) и вовсе возвели актрису в разряд секс-символов.
Нельзя не отметить и еще одного члена экипажа – Мишу (Юрий Горобец), списанного пилота. Сцена, где он, отстраненный по состоянию здоровья от полетов, беседует с пошедшим и медкомиссию Тимченко, исполнена просто филигранно – спокойно, без надрыва, но с острой щемящей тоскою. И зритель прекрасно понимает, что следующий черед за Тимченко.
Во второй серии создатели картины погружают зрителя в катастрофу. Тут вам и землетрясение, и эвакуация людей, и авария в хвостовой части, и мокрая полоса при посадке. Лихо закрученный сюжет не дает зрителям и минуты передышки. На плечи экипажа ложится ответственность за судьбы людей. И те самые пилоты, обычные люди, не являющиеся в быту какими-то героями, в экстраординарной ситуации забывают все свои ссоры и обиды, сплачиваются в настоящий ЭКИПАЖ, которому все по плечу. Этот коллективизм, спаянность, самоотверженность (а не геройство какого-то супермена) и становятся залогом успешного завершения дела.
Известно, что с технической стороны знатоки и асы авиации вправе предъявить фильму множество упреков. В этом плане ляпов предостаточно. Но, честно говоря, совершенно не хочется о них говорить. Высочайшая актерская игра и режиссерское мастерство искупают их с лихвой. Это же стало залогом успеха картины и по прошествии десятилетий. Да, сегодня в плане спецэффектов любой остросюжетный фильм легко переплюнет «Экипаж» Митты. Но фильмы снимаются и забываются, а «Экипаж» в памяти зрителей остается…
Игорь BIN
Моя оценка - 10 из 10
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
* По материалам Ф.Раззаков. "Наше любимон кино о любви". Москва, Алгоритм, Эксмо, 2005, стр. 396-419