Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Владимир Фогель _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Владимира Фогеля

Фильмография:

1924 Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
1925 Луч смерти
1925 Шахматная горячка - короткометражный
1926 Процесс о трёх миллионах
1926 Мисс Менд
1926 По закону
1927 Третья Мещанская
1927 Кто ты такой?
1927 Девушка с коробкой
1927 Конец Санкт-Петербурга
1927 Земля в плену
1928 Дом на Трубной
1928 Кукла с миллионами
1928 Саламандра (СССР, Германия)

ФОГЕЛЬ
Владимир Павлович

1902, Москва - 08.06.1929, Москва

Детство

Владимир Фогель родился в Москве в 1902 году в семье этнического немца Павла Фогеля. Отец был скромным служащим, бухгалтером. Своей задачей он поставил вывести сына «в люди». Для этого требовалось хорошее образование, и Володя после окончания школы поступил в Технологический институт. Однако в дальнейшем все планы порушила революция 1917 года…

Юность – поиски себя в жизни

Юность Владимира пришлась на самое драматичное для нашей страны время – сначала две революции, затем Гражданская война. Привычные устои рушились, необходимо было найти своё место в этой реальности.

Владимир ушёл из семьи, как говорится, «в народ». Он долгое время скитался по деревням, приобщился к физическому труду, работал лесорубом.

После завершения Гражданской войны народ приступил к строительству новой жизни. Владимир принял решение стать актёром. Он вернулся в Москву и поступил в Государственный техникум кинематографии. Его наставником стал Лев Владимирович Кулешов – режиссёр и педагог, новатор, один из основоположников советского кинематографа.

Кинокарьера

Владимиру Фогелю пришлись по душе новаторские изыскания Кулешова, его стремление придать кинематографу реалистичности. В 1924 году начинающий актёр дебютировал на экране, сыграв эпизодическую роль в картине своего наставника «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». А уже спустя год последовали куда более значимые работы. В следующем фильме Льва Кулешова «Луч смерти» Фогель исполнил роль фашиста Фога, а в короткометражке Всеволода Пудовкина и Николая Шпиковского «Шахматная горячка» - главную роль молодого шахматиста. В знаменитой комедии режиссёра Якова Протазанова «Процесс о трёх миллионах» актёр появился в маленькой роли человека с биноклем, но его персонаж многим запомнился наряду с главными персонажами.

Уже в первых работах Владимира Фогеля проявился его актёрский талант, умение органично существовать в разных жанрах. Присущие тому времени эксцентрику и шаржирование он умело сочетал с мягким юмором, сдержанностью в мимике и жестах. Так в 3-серийном приключенческом фильме «Мисс Менд», поставленной по романам Мариэтты Шагинян, он предстал в образе фотографа Фогеля, «меланхолика по природе». В этой картине, насыщенной погонями и драками, его меланхоличный персонаж ярко контрастировал с гротескным героем Игоря Ильинского.

В психологической драме Льва Кулешова «По закону», поставленной по мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное», Владимиру Фогелю досталась роль преступника Майкла Дейнина, который мстит своим товарищам за нанесённые обиды. В данной картине герой немалое время проводил связанным, и надо отметить необычайную выразительность мимики, с которой Фогель создавал данный образ.

Как уже отмечалось, Владимиру Фогелю были подвластны разные жанры: комедии, приключенческие ленты, драмы. В 1927 году актёр снялся в мелодраме Абрама Роома «Третья Мещанская». Примечательно то, что в этой ленте его герой вновь носил фамилию Фогель. Для современного зрителя фильм интересен тем, что ярко отобразил атмосферу того времени – разгула НЭПа.

Эти и другие роли сделали Владимира Фогеля чрезвычайно популярным киноактером. Это ныне он оказался незаслуженно забытым, а в 20-е годы по своей популярности он соперничал со знаменитым Игорем Ильинским (если даже не превосходил его). Кстати, с Ильинским они не раз снимались вместе, великолепно дополняя друг друга. Самой яркой их совместной работой стала комедия «Кукла с миллионами», в которой они исполнили роли французов Пьера и Поля Колли, отправившихся в Москву на поиски девушки, которой их тётушка завещала своё состояние. Пьер в исполнении Владимира Фогеля предстал эдаким бонвиваном, самовлюблённым повесой, обольстителем, а Поль Игоря Ильинского – забавным, нескладным, нелепым живчиком.

Трагический финал

В 1926-1928 годах Владимир Фогель очень много снимался в кино. Такая загруженность, требовавшая напряжения сил, привела его к заболеванию нервной системы. Когда случился очередной приступ, актёр решил сам уйти из жизни.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Э. Арнольди, Биография Владимира Фогеля, 1968 г.