Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Чужая родня"
Режиссёр: Михаил Швейцер.
Сценарист: Владимир Тендряков. Оператор: Вячеслав Фастович.
Композитор: Андрей Пащенко. Художник: Николай Суворов.
СССР. Производство: Ленфильм. 1955.
Драма по повести Владимира Тендрякова «Не ко двору». После свадьбы механизатор Фёдор поселяется в доме родителей жены Стеши. Очень скоро он начинает задыхаться в царящей там атмосфере мещанства. Тесть с тёщей только и думают о личном обогащении. Разругавшись, Фёдор уходит от жены. Но любящим сердцам тяжело находиться друг без друга.
Премьера: 16 января 1956.
Герои фильма:
Фёдор Соловейков (Николай Рыбников)
Стеша Ряшкина (Нонна Мордюкова)
Силантий Петрович, отец Стеши (Николай Сергеев)
Алевтина Ивановна, мать Стеши (Александра Денисова)
Варвара Степановна Шубина, председатель колхоза (Елена Максимова)
Тося (Майя Забулис)
Мирон Иванович Иванов, бригадир (Степан Крылов)
Федот Степанович Шубин, бригадир (Леонид Кмит)
Фёдор Субботин (Владимир Гуляев)
Пётр Чижов (Юрий Соловьёв)
Вася, гармонист (Геннадий Юхтин)
Пелагея Иванова, жена Мирона (Любовь Малиновская)
Другие персонажи:
Наталья Ивановна Глазычева, секретарь РК ВЛКСМ (Елена Вольская)
|
старичок на свадьбе (Андрей Костричкин) |
Конфликт между разными подходами к жизни в драме "Чужая родня"
Драма «Чужая родня», вышедшая в 1955 году, - третья по счёту картина режиссёра Михаила Швейцера и его первая самостоятельная работа (до этого он снял в 1948 году вместе с Борисом Бунеевым киноповесть «Путь славы», а в 1954 году - с Владимиром Венгеровым детский приключенческий фильм «Кортик»).
Фильм поставлен по повести Владимира Тендрякова «Не ко двору». В основу сюжета лёг конфликт между главным героем молодым колхозником-передовиком, комсомольцем Фёдором и родителями его жены Стеши. Повествование начинается со свадьбы Фёдора и Стеши. Отгуляв торжество, Фёдор поселяется у своих новых родственников, людей достаточно зажиточных …
Роль Фёдора в фильме исполнил молодой и на тот момент ещё мало известный широкой зрительской аудитории Николай Рыбников. Его герой – сельский парень, трудяга, настоящий комсомолец, которого заботят проблемы родного колхоза. К тому же он очень обаятельный, располагающий к себе. А как здорово Фёдор танцует на свадьбе!
С родителями Стеши Фёдор сразу же не находит общего языка. Силантий Петрович (Николай Сергеев) и Алевтина Ивановна (Александра Денисова) Ряшкины выведены в картине людьми, эгоистичными, скупыми, живущие особняком. Несмотря на то, что персонажи выписаны фактически одной краской, они очень цельные, живые. Силантий Петрович – крепкий крестьянин с крутым характером, расчётливый, стремящийся урвать себе побольше у тех же односельчан. Вся его сила направлена на собственное хозяйство, а как только дело доходит до необходимости отрабатывать в колхозе – он тут же превращается в немощного старика, способного только кашеварить.
Супруга Силантия Петровича Алевтина Ивановна – жадная, сварливая баба, постоянно занятая сохранением и умножением имущества, которого у неё полные сундуки. Чего там только нет: юбки, платки, шубы и т.п. Вещи, по её собственным словам, ещё от бабки достались. Зачем ей всё это? Ведь такую одежду, разве что, в музей сдать, или в какой Дом Культуры. Но: «Ты, ласковый, не наживал это, чтобы раздаривать…».
Роль молодой жены Стеши сыграла Нонна Мордюкова, которая к тому времени уже успела приобрести всенародную известность, благодаря фильму «Молодая гвардия». Стеша воспитана своими родителями, и это сказывается на её отношении к жизни. В тоже время, она, всё-таки, комсомолка (хотя, похоже, уже забыла об этом), а ещё она любит Фёдора. Вот и получается, что девушка разрывается между мужем и родителями. Как было бы хорошо, если бы Фёдор зажил бы привычной ей жизнью – всё для семьи. Однако он совершенно иного склада.
Фёдор задыхается в этом мещанском мирке. Любовь к Стеше поначалу заставляет его мириться с положением в доме. Николай Рыбников рисует своего персонажа достаточно тактичным парнем. Да, он не согласен с тестем и тёщей, которые только и бурчат, что от колхоза он ничего не получит. Но Фёдор особо с ними не спорит, просто поступает, как считает нужным, действует по совести, добросовестно трудится на благо колхоза.
В течение первой половины фильма зрители наблюдает, как растёт напряжение между героями. Понятное дело, порядочность и совестливость Фёдора не может ужиться с эгоизмом Ряшкиных, и когда-то это должно прорваться. Поводом становится эпизод с соседской козой, которую злорадно мучают Ряшкины. Надо отметить, что эпизод не очень удачный – чувствуется в нём некая искусственность, словно режиссёр решил окончательно добить родителей Стеши, изобразив их эдакими мерзавцами. При всей непривлекательности Ряшкиных данный случай слабо вяжется с их характером.
Как бы то ни было, но после этого Фёдор уходит из дома, оставляя Стешу одну с родителями. А вот далее следует очень интересный эпизод с его обсуждением на комсомольском собрании. В фильме секретарь райкома комсомола Глазычева показана формалистом, догматиком, говорящей сплошь лозунгами. Её цель одна – своевременно отреагировать на ситуацию (конкретно – уход комсомольца от жены). Ушёл из семьи – значит надо наказать! И тут возникает вопрос, а чем Глазычева лучше тех же Ряшкиных? Для того времени достаточно смело.
Кстати, на сторону Фёдора становится простой местный учитель в исполнении Леонида Быкова. Казалось бы, небольшой эпизод, но как мастерски сыграл актёр, и как точно он отреагировал на возникшую проблему: по-человечески, с пониманием того, что в данной ситуации страдают и муж, и жена.
В финале повести Фёдор и Стеша расстаются, символизируя конфликт мировоззрений. Михаил Швейцер в фильме решил изменить концовку, и герои воссоединяются. Такое примирение вызвало в своё время большие споры. Кто-то говорил, что режиссёр был прав, доработав финал и показав, как крепкие семейные узы способствуют перевоспитанию (в данном случае Стеши). Кто-то, напротив, считал, что таким образом основная проблематика фильма свелась на нет.
Как бы то ни было, но фильм оказался неординарным, совершенно выбивающимся из общего ряда в лучшую сторону. Тут и отличные актёрские работы, и интересная драматургия сюжета, и общая идея. На экраны картина вышла в 1956 году и собрала почти 25 миллионов зрителей.
Отдельно стоит отметить, что в данной картине дебютировали Геннадий Юхтин (в роли Васи-гармониста) и Любовь Малиновская (в роли Пелагеи). В эпизоде промелькнул Георгий Жжёнов, для которого это была первая работа после возвращения из ссылки.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.