Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Костричкин Андрей _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1925 Мишки против Юденича
1926 Братишка
1926 Чертово колесо
1926 Шинель
1927 С.В.Д. (СОЮЗ ВЕЛИКОГО ДЕЛА)
1927 Чужой пиджак
1929 Новый Вавилон («Штурм неба»)
1929 Черный парус («Шаланда «Потемкин»)
1930 Города и годы
1930 Двадцать два несчастья («Две страсти активиста Иванова». «Пять Маратов»)
1931 Человек из тюрьмы («Человек за решеткой»)
1932 Беглец
1932 Ищу протекции («Протекция»)
1932 Лес
1932 Победители ночи (о походе «Малыгина» в 1931 г.)
1932 Счастье («Арестант N1105», «Ветер с Востока»)
1932 Три солдата («Зачем вы здесь»)
1934 Поручик Киже
1935 Сокровища погибшего корабля
1936 Девушка спешит на свидание
1937 Соловей
1938 Бакинцы
1938 Зангезур
1939 Станица Дальняя
1955 Чужая родня
1957 Степан Кольчугин
1957 Шторм
1961 Чертова дюжина
1961 Две жизни
1964 Казнены на рассвете
1966 Снежная Королева
1966 Три Толстяка
1971 Пой песню, поэт

 

КОСТРИЧКИН
Андрей Александрович

24.08.1901, Петербург - 28.02.1973

Заслуженный артист РСФСР (1934)

ФЭКС

Среди большого количества киношкол Ленинграда и Москвы середины 20-годов «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС) занимала особое место. В мастерской ФЭКС собрались удивительные люди, ставшие впоследствии легендами отечественного кино: режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и Сергей Герасимов, актеры Олег Жаков, Елена Кузьмина и Янина Жеймо. В эту же мастерскую поступил и Андрей Костричкин.

ФЭКСовцы прежде всего ориентировались на поиски собственной кинематографической выразительности, а искали они её в так называемых «низких» жанрах – эксцентрике, пантомиме, клоунаде, в цирке, на эстраде, в балаганах. Они отрицали театральные традиции в кинематографе и избегали психологического раскрытия персонажей своих фильмов.

Андрей Костричкин – один из лучших воспитанников мастерской – был невероятно пластичен. Его преображения на съёмочной площадке были мгновенными и впечатляющими. Невысокий, худой, комичный, в пантомиме он мог одновременно изображать стройного тореадора и разъярённого быка. Его лучшей ролью не только того периода, но и всей жизни вообще стала роль Акакия Акакиевича в «Шинели».

Авторы фильма стремились сделать зримым не сюжет, а дух и сам стиль прозы Гоголя, явить на экране его мистический и, по сути, действительно эксцентричный мир. Фильм «Шинель» пронизан той же темой возвышенных миражей, которые подчиняют себе сознание чистосердечного идеалиста. У Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким старичком и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой ФЭКСов молод, полон надежд, его душа открыта миру. Андрей Костричкин сыграл мечтателя. Маленький чиновник безнадёжно вздыхает о прекрасной Незнакомке, являющейся ему на Невском в ореоле искрящихся снежинок... Однако прекрасная дама оказывается всего лишь проституткой. Вынесенный урок напрочь отбивает у него желание знакомиться с дамами. Проходят годы, и у него остается единственная мечта: новая шинель.

Великий французский мим Марсель Марсо, вдохновлённый этим фильмом, даже создал свою пантомиму по повести Гоголя.

Впоследствии успех Костричкина в «Шинели» породил подражательные ленты, в которых актёру так или иначе приходилось варьировать образ горемычного «маленького человека». Это были Чучугин («Чужой пиджак»), Ян Кнукке («Женитьба Яна Кнукке»), Бирман («Города и годы»), Иванов («Двадцать два несчастья»), «Тараканиус» («Кондуит»).

Костричкин и Жеймо

В ФЭКСе Андрей Костричкин познакомился с очаровательной Яниной Жеймо. К тому времени она, несмотря на юный возраст, уже была известной цирковой артисткой. Но девушку манило кино, и она решила пожертвовать своей карьерой ради этого удивительного мира.

Андрей Костричкин в фильме ШинельВместе они снялись в нескольких фильмах: «Мишки против Юденича», «Шинель», «Братишка» и др.

Тогда же молодые люди решили соединить свои судьбы. У них родилась дочь, которую тоже назвали Яниной (впоследствии она всю жизнь проработала литобработчиком на «Мосфильме»). Но семейная жизнь Костричкина и Жеймо оказалась недолгой, и вскоре они расстались.

С возникновением звукового кино Андрей Костричкин отошел от съемок. Он практически полностью посвятил себя работе в театре. В 1938-1941 годах Костричкин работал в ленинградском ТЮЗе, с 1942 - был актером Блокадного театра, а впоследствии выступал на сцене Драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской.

В кино в эти годы актер играл исключительно эпизоды. Но и в новых условиях он привносил в фильмы нечто «костричкинское», рождённое в фэксовской школе. Достаточно вспомнить его Домового в фильме-сказке Геннадия Казанского «Снежная королева», старичка на свадьбе в мелодраме Михаила Швейцера «Чужая родня» или деда Есенина в биографическом фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт».

 

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Андрей Костричкин на сайте "Характерные актеры" http://actors.km.ru;
Фильм "Шинель" www.alldvd.ru;
Янина http://www.antee.org