Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Мелодрама "Алые паруса"
Режиссер: Александр Птушко. Сценаристы: Алексей Нагорный, Александр
Юровский
В ролях: Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Лена Черемшанова, Саша Лупенко,
Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Николай Волков (старший), Сергей Ромоданов,
Олег Анофриев, Павел Волков, Александр Хвыля, Григорий Шпигель, Анна Орочко, Антонина
Кончакова, Павел Массальский, Зоя Фёдорова, Наталия Орлова, Эммануил Геллер, Алексей
Алексеев, Иван Мочалов
СССР. Мосфильм,, 1961 г.
Фильм поставлен по мотивам знаменитого романа Александра Грина «Алые паруса».
В одном приморском поселке жила девочка Ассоль. Росла она без матери (мама умерла вскоре после родов), воспитывал ее отец, старый моряк Лонгрен. Как-то раз Ассоль повстречала сказочника Эгля, который предсказал ей, что однажды в бухту войдет белый корабль с алыми парусами, и на нем явится храбрый красивый принц, который заберет ее с собой... Ассоль выросла, но продолжала верить в свою мечту об алых парусах. Она верила несмотря на насмешки и издевательства окружающих. И однажды ее мечта осуществилась...
Премьера фильма состоялась 7 июня 1961 г.
Главные герои:
Ассоль (Анастасия Вертинская)
Артур Грэй (Василий Лановой)
Другие персонажи:
Ассоль в детстве (Лена Черемшанова)
Артур в детстве (Саша Лупенко)
Лонгрен (Иван Переверзев),
отец Ассоль
Мери (Антонина Кончакова),
мать Ассоль
Филипп (Сергей Мартинсон)
Эгль (Николай Волков-старший)
Капитан Гоп (Сергей Ромоданов)
Летика (Олег Анофриев),
матрос
Польдишок (Павел Волков)
Меннерс-старший (Александр
Хвыля)
Хин Меннерс (Григорий Шпигель)
Соседка (Анна Орочко)
Лионель Грэй (Павел
Массальский), отец Артура
Лилиан Грэй (Джемма Фирсова), мама Артура
Гувернантка (Зоя Фёдорова)
Бетси (Наталия Орлова), горничная
Циммер (Эммануил Геллер)
Пантен (Алексей Алексеев)
Атвуд (Иван Мочалов)
Нищий (Владимир Тягушев)
Джим (Даниил Нетребин)
Лавочник (Виктор Колпаков)
Жандарм (Евгений Моргунов)
Художник (Борис Новиков)
Трактирщик Сандро (Виктор
Хохряков)
Дусс (Александр Тимонтаев)
Угольщик (Геннадий Юхтин)
Угольщик (Станислав Хитров)
Подмена понятий
В детстве я зачитывался романами Александра Грина. Его произведения были не похожи ни на какие другие, они погружали читателя в необыкновенный и в то же время очень реальный мир. Мир трепетной романтики и трогательной поэтики. А вот кинокартина режиссера Александра Птушко «Алые паруса» мне не понравилась сразу. Тогда, по молодости, я не мог отчетливо сформулировать, что же здесь было не так. Просто фильм совершенно не соответствовал моему ощущению от книги. И дело даже не в отдельных деталях, внесенных в сюжет, фильм был просто не «гриновским». Уже позже я узнал, что был далеко не одинок в своем мнении. Большинство почитателей творчества Александра Грина высказывались резко отрицательно о картине, а супруга Александра Степановича Нина Николаевна и вовсе выразилась так: «Какая гадость сделана Птушко из «Алых парусов»! Позавчера видела их в Алуште. Скорблю. И радуюсь, что печать отмечает бездарность постановки».
Еще до выхода фильма «Алые паруса» в советской печати началась активная «подготовка» зрителя. Так в статье В.Семенова, опубликованной в журнале «Советский Экран», рассказывалось о романтической обстановке, царившей на съемочной площадке, а сам Грэй сравнивался с героями русских сказок и былин: Ильей Муромцем, Садко и др. Уже это вызывало некоторое недоумение. Далее – более. Читателям объяснялось, что создатели картины (режиссер и сценаристы) сумели увидеть в фантазии Грина реальную жизнь реальных людей, близкую идеалам социалистического общества.
Что это значит на деле – зрители увидели позже, когда фильм вышел на экраны. Создатели фильма не просто ввели некоторые сцены, «революционизирующие» сюжет, они подменили саму идею Грина (тут вам и мятеж в Зурбагане, и многое другое). В результате от мечтательно-трепетной феерии, где мы наблюдали торжество мечты над, так называемым здравым смыслом, не осталось и следа. Да и как иначе? Ведь произведения Грина совершенно не вписывались в соцреализм того времени. Вот и картина «Алые паруса» вышла совершенно в духе других монументальных советских картин сталинского периода, пропагандирующих счастливую и светлую жизнь, за которую необходимо бороться. Этот тяжеловесный кино-романтизм Птушко по сути подменил представление миллионов советских зрителей об истинном творчестве Грина.
К счастью, даже в те годы нашлось немало здравомыслящих людей, увидевших истинный посыл картины. Немало критиков высказывались об идеологическом глянце, фальшивом лоске, о тривиальных вставках и домыслах сценаристов. «Алые паруса трещат и рвутся под напором придуманных событий, их не надувает горячий ветер гриновской мечты», писал в своей статье известный киновед Юрий Ханютин.
Вместе с тем, стоит заметить, что картина получила огромный положительный отклик у зрителей. Уже в 1961 году фильм стал одним из лидеров проката - его посмотрели 22.6 миллионов советских зрителей. И впоследствии картина неоднократно демонстрировалась как в кинотеатрах, так и по телевидению. В первую очередь заслуга в успехе лежит на исполнителях главных ролей – Василии Лановом и Анастасии Вертинской. В предложенных им обстоятельствах они сыграли замечательно, и отрицать это бессмысленно. К тому же, воспитанный на кино-продукции того времени зритель воспринял данное «творение» как должное, увидев то, что хотел – красивую сказку о девушке, ждавшей своего принца, и дождавшейся его. Жаль, что многие не увидели, что истинную красоту в картине заменила парадная слащавость…
P.S.
В 1982 году вышел телевизионный фильм Бориса Степанцева «Ассоль». Картина не имела широкой рекламы и многим осталась неизвестной, а жаль. В отличии от «Алых парусов» Птушко здесь, как раз, присутствовала гриновская атмосфера...
Игорь BIN
Моя оценка - 4 из 10
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.