Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Трагикомедия "Бумбараш"
Режиссеры: Николай Рашеев, Абрам Народицкий
Сценарист: Евгений Митько
СССР. Производство: Киевская киностудия им. А.П.Довженко. 1971.
2-серийный фильм режиссеров Николая Рашеева и Абрама Народицкого "Бумбараш" поставлен по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара. Создателям удалось органично соединить в сюжете веселые, лиричные и трагичные моменты, удачно передав дух рассказов Гайдара о драматическом периоде в истории России - Гражданской войне. В центре повествования - неунывающий Бумбараш, попадающий в разные передряги.
Награды:
Приз за режиссуру на телефестивале в Ташкенте (1973)
Герои фильма:
Бумбараш (Валерий
Золотухин)
Гаврила (Юрий Смирнов)
Варвара, любовь Бумбараша (Наталия Дмитриева)
Лёвка Демченко,
цыган (Александр Хочинский)
Яшка (Александр Белина)
Софья Николаевна Тульчинская, атаманша (Екатерина
Васильева)
Мельник (Лев Дуров)
Чубатов,
красноармейский командир (Леонид Бакштаев)
комиссар Заплатин (Роман
Ткачук)
Совков, красноармеец (Николай Дупак)
Серафима,
жена Мелания (Маргарита Криницына)
Меланий, брат
Бумбараша (Лев Перфилов)
Стригунов,
белогвардеец с важным донесением (Александр Филиппенко)
Лион, парикмахер атаманши Тульчинской (Лев Окрент)
племянник Бумбараша (Витя Василенко)
Мишель, из банды атаманши Тульчинской (Борис Александров)
"Хомяк", из банды атаманши Тульчинской (В. Турбин)
бандит из банды атаманши Тульчинской (Осип Найдук)
бандит в папахе из банды атаманши Тульчинской (В. Ефимов)
офицер царской армии (Леонид Данчишин)
армейский писарь (Иван Матвеев)
белый офицер у колодца (Николай Рашеев)
солдат царской армии (Валентин Кобас)
Галина (Галина Нехаевская)
История создания
В основу своего фильма режиссеры Николай Рашеев и Абрам Народицкий положили сразу несколько ранних произведений Аркадия Гайдара. Прежде всего, это неоконченная повесть «Талисман» (более известная под названием «Бумбараш»), а также очерковая повесть «В дни поражений и побед», рассказы: «Лёвка Демченко», «Конец Лёвки Демченко» и «Гибель 4-й роты».
На главную роль Бумбараша поначалу пробовался Михаил Кононов, однако затем Николай Рашеев познакомился с молодым актером Таганки Валерием Золотухиным. Золотухин, который уже был известен по фильмам: "Пакет", "Интервенция", "Хозяин тайги". Золотухин очень хотел сниматься и, чтобы произвести впечатление, пригласив режиссера в храм, где пел на всенощной. Как признается Николай Рашеев, в этом "было нечто пронзительное". Позже Золотухин по просьбе режиссера спел под гармошку частушки, чем окончательно его покорил. *
Тема Гражданской войны для Золотухина не была новой. В чем-то похожий образ он уже создал в блестящей картине режиссера Владимира Назарова "Пакет", поставленной по одноименной повести Л.Пантелеева. Там драматические события Гражданской войны преподносились через призму иронии и трагикомедии. В похожем ключе (но с добавлением музыкальной составляющей) был создан и "Бумбараш". Кстати, Бумбараш - не имя, а фамилия главного героя. Звали же его (по книге) Семен. Однако в картине литературное имя ни разу не упоминалось, и даже близкие люди обращались к нему "Бумбараш".
Помимо Золотухина в фильме снялись еще пара представителей Таганки. Юрий Смирнов сыграл одного из главных героев - Гаврилу, а Александр Филиппенко - белогвардейца Стригунова. У обоих на тот момент на счету были незначительные роли в кино, но именно "Бумбараш" стал первым большим успехом.
Роль атаманши Софьи Николаевны Тульчинской исполнила выдающаяся актриса Екатерина Васильева, с которой Рашеев был знаком еще со времени учебы на режиссерских курсах. Приступая к созданию "Бумбараша", режиссер видел в образе атаманши только ее. Правда, руководство попыталось навязать создателям картины другую кандидатуру, но, просмотрев пробы, вынуждено было согласиться с кандидатурой Васильевой.
На съемках фильма с Васильевой произошел забавный эпизод. Снималась сцена, где атаманша купалась в ванне, вода в которой подогревалась снизу разведенным костром. Рядом же находился герой Золотухина, который рассказывал анекдлты и исполнял частушки. Следивший за огнем ассистент режиссера так увлекся, что не обратил внимания на намеки Васильевой о горячей воде. Когда актрисе стало совсем невмоготу, она выскочила из ванны совершенно голая и с воплем: «Суки, вы же меня сварили!», понеслась прочь... **
Режиссерам фильма и актерам удалось передать иронический дух рассказов Аркадия Гайдара, органично соединить в одном сюжете веселые, водевильные эпизоды с драматическими и даже трагическими моментами, создав, в итоге, образ "маленького человека", мечущегося в мясорубке гражданской междоусобицы. Большую роль в этом сыграли и замечательные песни, исполняемые в картине. Музыку к ним написал композитор ладимир Дашкевич. Стоит отметить, что композитора искали долго. Поначалу создатели фильма обратились к Андрею Волконскому, но его музыка показалась им "странной". Потом долго уговаривали Гладкова, однако тот был занят - работал с Марком Захаровым. Гладков-то и посоветовал им Дашкевича... * В результате и родились песни: " Журавль по небу летит", "Марш четвертой роты", "Ходят кони", "А вот я на фронте был", "Шансонетка", которые полюбились миллионам зрителей.
Впрочем, зрители могли и не увидеть фильм - он был близок к запрету. Цензоры увидели в некоторых моментах глумление над идеалами революции. К счастью вмешался сын Аркадия Гайдара известный писатель и журналист Тимур Аркадьевич Гайдар. Он заявил чиновникам, что это первая картина по произведениям его отца, и "Бумбараш" все же пропустили в прокат...
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
* Любовь Журавлева, «Режиссер Николай Рашеев: «Своего Бумбараша я встретил в храме…», http://gazeta.zn.ua
** Катерина Романенкова, «Сны о пышногрудой медсестре», http://nsvisual.com