Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Александр Хочинский _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Александра Хочинского

Фильмография:

1967 Особое мнение
1967 В огне брода нет
1969 Вам! - фильм-спектакль
1970 Цвет белого снега - короткометражный
1970 Срочно требуются седые волосы - фильм-спектакль
1971 Бумбараш
1973 Заячий заповедник
1973 Великие голодранцы
1974 Рассказы о Кешке и его друзьях
1974 Баллада о парнишке - фильм-спектакль
1975 Рождённая революцией
1975 Необыкновенное воскресенье - фильм-спектакль
1975 Воздухоплаватель
1975 Ар-хи-ме-ды!
1976 Туфли с золотыми пряжками
1976 Строговы
1976 Если я полюблю...
1977 Свидетельство о бедности
1977 Деревья умирают стоя - фильм-спектакль
1978 Три ненастных дня
1978 Сегодня или никогда
1978 Женщина, которая поёт
1979 По данным уголовного розыска...
1979 Город принял
1981 Синяя ворона - фильм-спектакль
1984 И вот пришел Бумбо...
1984 Дорога к себе
1985 Грустить не надо
1986 Встречи в субботний вечер - короткометражный
1989 Когда мне будет 54 года
1990 Шаги императора
1990 Когда святые маршируют
1991 Пустыня
1992 Странные мужчины Семёновой Екатерины
1992 Генерал
1993 Романс о Санта Крусе - фильм-спектакль
1993-1994 Жизнь и приключения четырех друзей. Фильм 2-й
1994 Юноша из морских глубин

Вокал:
1971 Бумбараш
1971 Тень
1971 Возвращение к жизни
1975 Здравствуйте, я ваша тётя!
1975 Время-не-ждёт
1976 Туфли с золотыми пряжками
1976 Если я полюблю...
1978 Всё решает мгновение
1979 По данным уголовного розыска...
1979 Вернёмся осенью
1980 Эскадрон гусар летучих
1981 Факты минувшего дня
1981 Сорок первый - наш год призывной... - документальный
1984 Три процента риска
1987 Мой боевой расчёт


ХОЧИНСКИЙ
Александр Юрьевич

29.02.1944, Ленинград – 11.04.1998, Санкт-Петербург

Заслуженный артист РСФСР (1980)

Родители. Детство

Александр Хочинский родился в 1944 году в Ленинграде. Отец Александра эстрадный певец, солист джаз-оркестра под управлением Николая Минха Юрий Александрович Хочинский был очень известным и популярным в Советском Союзе исполнителем. Он много гастролировал по стране, из-за чего у него начались проблемы с горлом. Кто-то ему намекнул про рак (которого на самом деле у Юрия не было), после чего он впал в депрессию и в 1948 году на гастролях в Ереване повесился.

Оставшись без отца, Александр Хочинский рос под опекой бабушки и мамы. Мама, ведущая артистка Ленинградского ТЮЗа Людмила Ивановна Красикова постаралась дать сыну хорошее воспитание. Учился он в знаменитой ленинградской школе №222, бывшей петербургской школе Петришуле - одном из старейших учебных заведений России, основанном еще в 1709 году. Соответствующее образование, воспитание, окружение способствовало тому, чтобы Александр вырос настоящим интеллигентом.

Начало актерской карьеры. Служба. Первый брак

По окончании школы Александр Хочинский твердо для себя решил стать актером. Мама восприняла решение сына без удовольствия, но, тем не менее, поспособствовала его поступлению в студию при Ленинградском ТЮЗе. Дело в том, что на прослушивании он получил четверку за музыкальность и, в результате, не прошел по конкурсу. И это при том, что Александр окончил музыкальное училище. Мама заявила, что «есть предметы, которые проверяются, и настояла еще на одном прослушивании. В результате Александр был принят.

В 1964 году Александр Хочинский закончил обучение и был принят в труппу Ленинградского ТЮЗа. Его дипломной работой была роль Спальника в спектакле «Конек Горбунок». Кстати, в том же спектакле роль Царь-девицы сыграла Антонина Шуранова, которая впоследствии станет его женой. Впрочем, об этом чуть позже, а в то время Александр уже был женат.

Первой супругой Хочинского стала Ирина Асмус, которая в 70-е-80-е годы прославилась на всю страну как клоун Ириска. Вместе они прожили недолго. Вскоре после прихода в ТЮЗ Александр был призван на срочную службу в ряды Советской Армии. «Косить» он не стал, заявив: «Я мужчина и должен служить». Он вообще был по жизни таким – прямым, честным, ответственным. Служба и стала причиной развода - Ирина не выдержала разлуки и ушла. Для Александра это стало настоящей трагедией. Как рассказывает его сестра Елена Лебедева, от переживаний он поседел в одну ночь.

Служить Александру Хочинскому довелось неподалеку от Ленинграда - в Выборге. Здесь он также смог реализовать свои артистические способности, исполняя обязанности заведующего художественной самодеятельностью. Кроме того, именно тогда проявился его талант поющего артиста.

Антонина Шуранова, которая в те годы была замужем за медиком, рассказывает, что Александр нередко сбегал со службы и приходил к ней в гости. Нет, тогда меж ними были исключительно дружеские отношения. Она вспоминает: «Сашка сбегал с военной службы, бритоголовый приходил в мой семейный дом и оставался ночевать. Мой второй муж очень раздражался по этому поводу: «Почему он у нас ночует? Почему он к матери не пойдет?» Я отвечала: «Потому что он в самоволке, понимаешь?» А Сашка мылся, брился, завтракал и уходил куда-то на целый день. Он вообще обладал удивительной способностью - внезапно появляться и тут же незаметно исчезать. И так всю жизнь…»

ТЮЗ. Творчество и личная жизнь

Демобилизовавшись, Александр Хочинский вернулся в ТЮЗ. Первое время он играл небольшие роли в детских спектаклях. Уже тогда проявилась его самобытность, непохожесть на других актеров. Вживаясь в предложенные образы, Хочинский продолжал оставаться собой и нес зрителю свою индивидуальность. Потому руководитель театра Зиновий Корогодский долго не мог определить для него соответственную нишу. Но прошло время, и Александр постепенно сумел стать одним из ведущих актеров труппы. Он сыграл такие знаковые роли, как Гамлет и Борис Годунов, в разные годы был занят в спектаклях разных жанров: «Весенние перевертыши» (Родька), «Без страха и упрека» (старик), «Филумена Мартурано» (Доменико Сориано) и многих других.

Параллельно работе в театре Александр Хочинский получил, наконец, высшее актерское образование, окончив в 1970 году ЛГИТМиК.

Что же до личной жизни, то после развода с Ириной Асмус Хочинский долго оставался один. Лишь спустя семь лет он женился на художнице Марине Азизян. Впрочем, этот брак также оказался недолгим…

В середине 70-х Александр Хочинский решил попробовать свои силы в режиссуре. Вместе с Антониной Шурановой он поставил спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе» (по одноименному произведению Киплинга). Они же исполнили в спектакле и главные роли: Хочинский сыграл Дикого мужчину, а Шуранова – Дикую женщину. Именно эта работа стала для них поворотной в жизни. Если до этого между Александром и Антониной были дружеские отношения, то теперь вспыхнула любовь…

Антонина Шуранова рассказывала: «Во время этой работы мы как-то очень сблизились. И вот однажды так получилось, что я собрала сумку самых необходимых вещей и из своего семейного дома ушла к Саше в коммуналку…. Мне стало ясно, что не могу я жить с человеком, который не понимает ни меня, ни театр, ни моего способа существования в нем. Муж устраивал мне скандалы по поводу того, что я поздно приезжала с репетиций. «В театре работают не по заводскому гудку. Это же не станок - выключил и пошел!» - бесполезно пыталась я достучаться до него. Я чувствовала, что постепенно погрязаю в чем-то абсолютно мне чуждом. А с приходом в Сашину коммуналку началась самая счастливая полоса моей жизни. 14 лет были знакомы, дружили, и только с 1976 года мы вместе …»

Это был удивительный союз. На первый взгляд такие непохожие, такие несовместимые. Она – строгая, замкнутая, целеустремленная, да и по возрасту на семь лет старше. Он – темпераментный и бесшабашный. Но, не смотря на это, они великолепно дополняли друг друга и в жизни, и на сцене. Благодарные питерские театралы навсегда сохранили в своем сердце этот тандем талантливых людей.

Кино. 70-е – 80-е годы

Поначалу Александр Хочинский оставался невостребованным отечественным кинематографом. Редкие эпизодические роли (в фильмах «Особое мнение» и «В огне брода нет») вряд ли остались в памяти зрителей. Свою первую большую роль в кино актер сыграл лишь в 1971 году – он снялся в роли цыгана Левки Демченко в музыкальной трагикомедии «Бумбараш». Образ Левки великолепно подошел Хочинскому, он и сам был таким же по жизни – лихим и веселым. А Елена Лебедева в одном из интервью и вовсе назвала брата по характеру и темпераменту цыганом.

В фильме «Бумбараш» Александр Хочинский продемонстрировал свои прекрасные вокальные данные, исполнив совместно с Валерием Золотухиным песни «Журавль по небу летит…» и «Марш четвертой роты». Самобытная, проникновенная манера исполнения, понимание и точная передача смысла песен, сопровождаемые мужским обаянием и природной интеллигентностью, сразу же покорили зрителей.

И в последующие годы голос актера не раз звучал с экрана. При этом сам Александр Хочинский нередко оставался за кадром, как, например, в историко-приключенческом фильме «Эскадрон гусар летучих» (1980), где он исполнил песни и романсы на стихи Дениса Давыдова. Запомнились его песни в картинах: «Всё решает мгновение» («Забурлит очень скоро в бассейне вода»), «Вернёмся осенью» («Сорок лет, жизнь пошла за второй перевал ...»), «По данным уголовного розыска...» («Повезет - не повезет»), «Факты минувшего дня» («Я и гитара»), «Три процента риска» («Один на один») и др.

Среди актерских работ Александра Хочинского наиболее заметными в 70-е - 80-е годы стали: Егор Родькин в телесериале «Рождённая революцией», революционер Федор Ильич Соколовский в исторической драме «Строговы», следователь Станислав Павлович Соколов в детективе «Свидетельство о бедности», тренер Валентин Степанович в музыкальном фильме «Женщина, которая поёт», бывший уголовник Михаил Николаевич Костров в детективе «По данным уголовного розыска...».

Вторая половина 80-х – 90-е годы

В 1986 году из ТЮЗа был уволен главный режиссер Зиновий Корогодский. После ухода Когородского труппу покинуло немало его учеников, в их числе и Александр Хочинский с Антониной Шурановой. Для Хочинского остаться без сцены было большим ударом. В отсутствии работы он стал принимать участие в вечерах бардовской песни в клубе «Восток».

В начале 90-х Хочинский и Шуранова недолгое время выступали в театре-студии «Интерателье», а также занимались преподавательской деятельностью в Театре Поколений. В 1994 году они предприняли попытку организовать собственный театр - «Глобус», которая оказалась безуспешной. Страна погрузилась в тяжелейший кризис, и народу было в это время не до театра…

В 1995 году Антонину Шуранову пригласили в Театр Сатиры на Васильевском острове на главную роль в спектакле «Васса Железнова». Несколько позже в труппу был приглашен и Александр Хочинский. На этой сцене он блестяще исполнил роль пастора Мандерса в спектакле «Привидения» по пьесе Генрика Ибсена. Эта роль и стала его последней в жизни…

В1996 году Александр Хочинский попал в больницу, где ему определили многочисленные язвы желудка и увеличенное в два с половиной раза сердце. В последующие годы ситуация со здоровьем только усугублялась. Трагическая развязка наступила 11 апреля 1998 года. Антонина Шуранова рассказывала: «Он пошел заводить машину, чтобы ехать на репетицию, и вдруг вернулся: «Что-то мне не дышится, ты поезжай, я буду позже». Взглянув на его побелевшее лицо, я тихо пошла в другую комнату и вызвала «Скорую». Сашу буквально вытаскивали с того света: кардиограмма, укол в сердце, фибрилляция, электрошок. А я стою напротив у стенки и, не шевелясь, смотрю. Так и простояла два с половиной часа. Когда-то я снималась в фильме «Дела сердечные» и кое-что в медицине понимаю, вижу - что-то не то. Ко мне обернулся доктор: «Вы чувствуете, сердце не заводится. У него огромное вялое сердце, оно не качает кровь»…

Александра Хочинского похоронили на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Антонина Шуранова, пережила мужа на пять лет…

P.S.
Несколько строк об Александре Хочинском от его сестры Елены Лебедевой:

«Угощал всех! Никогда не был халявщиком! За чужой счет - ничего! Добрый был невероятно! И врагов у него не было. Говорил: «Вы к человеку плохо относитесь, а он хороший! Вы просто этого не видите!»

«По натуре Саша был цыган, кочевник. Человек без дома. Вдруг ни с того ни с сего сядет в электричку и едет до конечной станции и обратно».

«Куда-то мы поехали на его машине. Катя, дочка моя, спрашивает у Шурановой: «Тетя Тоня, а что такое пампасы?» Тоня объясняет, говорит про прерии, саванну. В разговор вмешивается Сашка: «Пампасы, Катя, это воля!» Мечтательно так говорит. Вот весь он в этом. Уйдет куда-нибудь: «Я через час буду!» Хорошо, если назавтра появится!»

Игорь BIN

Использованные материалы:
Александр Хочинский и Антонина Шуранова http://1001material.ru
Александр Хочинский http://chtoby-pomnili.com