Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Вестерн "Белое солнце пустыни"
Режиссёр: Владимир Мотыль.
Сценаристы: Рустам Ибрагимбеков, Валентин Ежов.
Оператор: Эдуард Розовский. Композитор: Исаак Шварц.
Художники: Валерий Кострин, Белла Маневич.
СССР, Производство: Мосфильм, Ленфильм. 1969.
Легендарный вестерн про приключения невозмутимого красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, сопровождающего бывший гарем бандитского главаря Абдуллы.
Премьера: 14 декабря 1969 (Ленинград), 30 марта 1970 (Москва).
Герои фильма:
Фёдор Иванович Сухов, красноармеец (Анатолий Кузнецов)
Петруха, красноармеец (Николай Годовиков)
Павел Артемьевич Верещагин, таможенник (Павел Луспекаев)
Саид (Спартак Мишулин)
Абдулла, главарь банды (Кахи Кавсадзе, озвучивание - Михаил Волков)
Гюльчатай, жена Абдуллы (Татьяна Федотова, озвучивание - Надежда Румянцева)
Другие персонажи:
Настасья, жена Верещагина (Раиса Куркина)
Катерина Матвеевна, жена Сухова (Галина Лучай)
Саида, старшая жена Абдуллы (Светлана Сливинская)
Зарина, жена Абдуллы (Алла Лименес)
Джамиля, жена Абдуллы (Татьяна Кричевская)
Гюзель, жена Абдуллы (Марина Ставицкая)
Хафиза, самая высокая жена Абдуллы (Велта Деглав)
Зухра, любимая жена Абдуллы (Татьяна Ткач)
Лейла, жена Абдуллы (Лидия Смирнова)
Зульфия, жена Абдуллы (Зинаида Рахматова)
Рахимов, красный командир (Муса Дудаев, озвучивание - Игорь Ефимов)
Лебедев, хранитель музея (Николай Бадьев, озвучивание - Алексей Кожевников)
Семён, подпоручик из банды Абдуллы (Владимир Кадочников)
Аристарх, бандит (Игорь Милонов)
Ибрагим, бандит (Д. Герами)
Эпизоды:
бандиты (Александр Массарский, Аркадий Соколов, Виталий Матвеев, Феликс Джиоев, Владимир Токменин, Андрей Смирнов, Али)
старики (Яков Ленц, Ираклий Нижарадзе, Рамазанов, Май-Маевский).
В отдельных сценах: Гюльчатай (Татьяна Денисова), Джамиля (Галина Умпелева), Джамиля (Галина Дашевская).
Легендарный советский вестерн
Во второй половине 60-х отечественный кинематограф обратился к популярному во всём мире жанру вестерна, адаптировав его под советскую действительность. В данном случае идеальным фоном для «вестерна по-советски» подходил период Гражданской войны. Огромный успех получил знаменитый фильм Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» 1966 года. В Экспериментальной творческой киностудии, созданной при «Мосфильме» в том же 1966 году, было принято решение продолжить работу в этом направлении.
Для работы над сценарием нового приключенческого фильма под рабочим названием «Басмачи» в 1967 году были привлечены Андрей Михалков-Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Однако получившийся вариант не устроил руководство. После этого сценарий был поручен Валентину Ежову, ранее работавшему над широко известным военным фильмом «Баллада о солдате». В качестве соавтора Ежов взял хорошо знакомого ему по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова.
Идея сценария родилась у Ежова после бесед с ветеранами Гражданской войны, участвовавших в Средней Азии в боях с басмачами. Один из них поведал сценаристу о том, как басмачи, спасаясь от красноармейцев, бросали свои гаремы, что доставляло нашим бойцам немало хлопот. Так и родилась история о красноармейце Сухове, которому поручили довести через пустыню группу бывших жён главаря одной из банд. Сценарий, поначалу назвали просто - «Пустыня».
В качестве режиссёра будущего фильма был утверждён Владимир Мотыль. Вместе со своими помощниками он занялся подбором актёров на главные роли. Параллельно авторы искали и более подходящее название фильма. Рассматривались: «Длинная дорога напрямик», «Прощай, гарем», и лишь к началу съёмок было принято решение назвать кинокартину «Белое солнце пустыни».
На главную роль Фёдора Ивановича Сухова Владимир Мотыль рассматривал несколько кандидатур. Самыми реальными кандидатами были Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов – актёры совершенно разные по своей энергетике, по своему амплуа. Мотыль решил остановить свой выбор на Георгии Юматове, который, помимо своих работ в кино, также был хорошо известен приверженностью к спиртному, пусть и был уже два года «в завязке». Поэтому режиссёр сразу же поставил ему жёсткое условие, что в случае запоя тот сразу же будет снят с роли. Увы, но именно в самом начале съёмок произошло драматичное событие. Погиб близкий друг Юматова кинорежиссер Никита Курихин, и актёр сорвался. Владимир Мотыль понял, что рассчитывать на него больше не сможет, и обратился к Анатолию Кузнецову.
Конечно же, была вероятность того, что обиженный предыдущим отказом Кузнецов не согласится на предложение Мотыля. Однако Анатолий Борисович показал себя настоящим профессионалом, лишённым ложного самолюбия. Он отбросил все дела и приехал на съёмочную площадку. Впоследствии выяснилось, что именно благодаря участию Кузнецова фильм приобрёл соответствующий шарм и неповторимость.
Роль главного злодея Абдуллы режиссёр доверил малоизвестному на тот момент грузинскому актёру Кахи Кавсадзе. А ведь на роль претендовал куда более именитый Отар Коберидзе. Но и здесь выбор Мотыля оказался 100-процентным. Кавсадзе сыграл своего героя настолько ярко и стильно, что мгновенно после выхода на экраны картины стал любимцем миллионов женщин. Это пришлось не по вкусу некоторым чиновникам, утверждавшим, что отрицательный персонаж на экране выглядел слишком привлекательно. Кстати, именно по этой причине из окончательной версии фильма был вырезан эпизод, в котором жёны Абдулы бросались оплакивать своего убитого господина. А ведь эпизод был совершенно не случайным и соответствовал традициям Востока.
На роль Саида пробовались Мулаев, Игорь Ледогоров и Спартак Мишулин. Выбор Спартака Мишулина многим казался очень странным, ведь для всех он был комедийным актёром, исполнителем роли пана Директора в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев». Но Владимир Мотыль, давно знакомый с Мишулиным, гораздо лучше других знал его настоящие способности в самом широком диапазоне. Вот и образ Саида получился невероятно харизматичным.
Очень сложным получился выбор актёра на роль Петрухи. Мотыль просмотрел немало кандидатур (даже Савелия Крамарова!), но никто ему не подходил. Наконец, режиссёр вспомнил о молодом актёре Николае Годовикове, который ранее снимался в эпизоде его картины «Женя, Женечка и «Катюша». Годовиков сумел привнести в образ своего персонажа одновременно и непосредственность, и долю комизма, и необходимый трагизм.
Одной из ключевых фигур в фильме стал таможенник Верещагин. Владимир Мотыль очень хотел видеть в этой роли известного актёра Павла Луспекаева. Однако как беспокоить человека, у которого ампутированы пальцы на обеих ногах?! Поэтому режиссёр пробовал на роли других актёров. Когда же стало ясно, что никто из кандидатов не сможет воплотить его идеи, Мотыль всё же рискнул отправиться к Луспекаеву. Актёр не просто согласился, но сразу же отверг всяческие послабления для себя (в частности съёмки в павильонах). По его убеждению, герой должен был выглядеть сильным и здоровым, поэтому всё должно было быть натуральным. Специально для Луспекаева были сконструированы специальные сапоги, которые хотя бы отчасти глушили его боль при ходьбе. И всё равно остаётся только удивляться мужеству и профессионализму актёра, ни на секунду не проявившего слабину в кадре. Его Верещагин получился настоящим мужчиной, практически былинным богатырём. И не удивительно, что его сразу же полюбил народ.
Самую юную и самую запомнившуюся жену Абдуллы Гюльчатай сыграла непрофессиональная актриса – студентка Ленинградского балетного училища Татьяна Федотова. В фильм она попала случайно, попавшись на глаза сотрудникам съёмочной команды, разыскивающих кандидаток на роли женщин из гарема. Стоит отметить, что к началу съёмок определились не со всеми кандидатурами, поэтому поначалу некоторых жён играли актрисы, впоследствии заменённые на других.
Помимо Татьяны Фёдоровой в фильме были заняты и другие непрофессиональные актёры, исполнившие эпизодические роли стариков. А одну из ролей и вовсе сыграл настоящий криминальный авторитет. Дело в том, что во время съёмок случилось ЧП – были украдены некоторые вещи из реквизита, в том числе ценные часы фирмы Буре и сабля, подаренная «Ленфильму» одним легендарным кавалеристом. Владимир Мотыль решил, что целесообразнее обратиться за помощью не в милицию, а к местному криминалитету. Так он вышел на криминального авторитета по имени Али и пообещал ему за найденные вещи роль в фильме. Вещи вернули, а Али сыграл бандита в красной рубахе. Понятно, что в титрах его имя не указывалось.
Съёмки фильма проходили в Дагестане, в основном в окрестностях Каспийска. Съёмки продолжались до января 1969 года, после чего над съёмочной командой сгустились тучи. Худсовет киностудии предъявил Владимиру Мотылю претензии в перерасходе средств. После представленных режиссёром объяснений последовали требования к изменению и сокращению отдельных сцен, а затем и вовсе была выражено мнение о необходимости замены режиссёра на другого. Так в качестве альтернативы предлагался Владимир Басов. Но тот с возмущением отверг эту замену. И тогда киноруководство решило… уничтожить весь отснятый материал! Не помогло и обращение Владимира Мотыля к Министру культуры. Тем более неожиданным оказалось заступничество Министерства финансов. Там посчитали нецелесообразным списывать огромные убытки, и Мотылю всё же дали закончить съёмки.
То, что фильм был снят, вовсе не означало его счастливой дальнейшей судьбы. Картиной были недовольны и худсовет, и директор «Мосфильма», так что она должна была прочно «лечь на полку» и остаться неизвестной широкому зрителю. И тут своё веское слово сказал Леонид Ильич Брежнев. Он регулярно просматривал новинки кино на своей даче, и ответственный за просмотр решил показать ему «Белое солнце пустыни». Леонид Ильич очень любил западные вестерны и фильм Мотыля встретил с восторгом. Таким образом «Белое солнце пустыни» было спасено (и это не единственный случай, когда вмешательство Брежнева помогало пробиться достойным фильмам).
Из-за негативного отношения к Мотылю чиновники от кино «прокатили» его картину с наградами, не отправив ни на один их фестивалей, проигнорировали создателей и с Государственными премиями. Но что значит награды сверху по сравнению с признанием народа?! Фильм «Белое солнце пустыни» имел оглушительный успех, собрав в прокате 34,5 миллиона зрителей и став по-настоящему легендарным, а со временем даже культовым.
И ещё один интересный факт – просмотр именно «Белого солнца пустыни» стал неотъемлемой частью во время подготовки советских, а затем и российских космонавтов.
Известные фразы
Сухов: «Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно».
Сухов: «Восток - дело тонкое».
Сухов: «Вопросы есть? Вопросов нет!».
Сухов: «Павлины говоришь?»
Верещагин: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»
Верещагин: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»
Верещагин: «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам».
Саид: «Стреляли...»
Саид: «Джавдет мой. Встретишь - не трогай его».
Абдулла: «Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»
Абдулла: «Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был?!..»
Абдулла: «Аристарх, договорись с таможней»
Петруха: «Гюльчатай! Открой личико, а».
Гюльчатай: «Господин назначил меня любимой женой!»
Семён: «Да гранаты у него не той системы».
Аристарх: «Абдулла, таможня даёт добро!»
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.