Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Самойлов Евгений_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Евгения Самойлова

Фильмография:

1936 Случайная встреча
1936 Том Сойер
1939 Щорс
1939 В поисках радости
1940 Светлый путь
1941 Цветные киноновеллы
1941 Сердца четырёх
1942 Неуловимый Ян
1942 Машенька
1942 Александр Пархоменко
1943 Он еще вернется
1943 Жена гвардейца - короткометражный
1943 Давид Бек
1944 В шесть часов вечера после войны
1946 Синегория
1946 Адмирал Нахимов
1947 Новый дом
1947 Мальчик с окраины
1948 Суд чести
1951 Тарас Шевченко
1951 Незабываемый 1919 год
1952 Неразлучные друзья
1954 Герои Шипки (СССР, Болгария)
1955 Неоконченная повесть
1955 Крушение эмирата
1956 300 лет тому...
1957 К Чёрному морю
1958 Олеко Дундич (СССР, Югославия)
1959 Заре навстречу
1960 Люди моей долины
1960 Братья Ершовы
1960 Бессонная ночь
1962 Кольца славы
1963 Живые и мёртвые
1964 Зачарованная Десна
1967 Медея - фильм-спектакль
1969 Старый дом
1969 Ватерлоо (Италия, СССР)
1970 Крушение империи
1970, 1971 Звёзды не гаснут
1971 Конкурс продолжается. Иоганн Себастьян Бах - фильм-спектакль
1972 Длинная дорога в короткий день
1972 Былое и думы - фильм-спектакль
1975 Они сражались за Родину
1980 Заговор Фиеско в Генуе - фильм-спектакль
1981 Царь Федор Иоаннович - фильм-спектакль
1983 Фома Гордеев - фильм-спектакль
1984 Берег его жизни
1985 Незрелая малина - фильм-спектакль
1986 Борис Годунов (СССР, Чехословакия, ГДР, Польша)
1987 Каменный цветок - фильм-спектакль
1990 Война на западном направлении
1991 Осада Венеции (СССР, Италия, Франция)
1991 Ночь игуаны - фильм-спектакль
1992 В начале было слово (Россия, Украина)
2002 Лес - фильм-спектакль
2002 Горе от ума - фильм-спектакль
2003 Спас под берёзами

САМОЙЛОВ
Евгений Валерианович

16.04.1912, Петербург – 17.02.2006, Москва

Народный артист РСФСР (1954)
Народный артист СССР (1974)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1941, за главную роль в фильме «Щорс»)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1946, за роль в фильме «В шесть часов вечера после войны»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1947, за роль в спектакле «Молодая гвардия)
Кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Октябрьской Революции
Награжден медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «В память 850-летия Москвы», «Ветеран труда», «За освоение целинных земель»

Детство

Евгений Самойлов родился 16 апреля 1912 года в Петербурге. Его мама Анна Павловна занималась домашним хозяйством, а отец Валериан Саввич с юных лет трудился на Путиловском заводе, пройдя путь от чернорабочего до мастера пушечного цеха. Будучи квалифицированным рабочим, Валериан Саввич неплохо зарабатывал и смог себе позволить приобрести квартиру из трёх комнат в частном доме, располагавшемся на Московско-Нарвской заставе. Здесь и прошло детство Евгения.

Дом Самойловых располагался в непосредственной близи от Екатерингофа, и юный Евгений часто ходил гулять в этот прекрасный парк. «Помню чудесные пруды, дворец петровского времени, бот. Всё там дышало эпохой Петра I», - рассказывал он. О своём детстве Евгений Самойлов всегда вспоминал, как о прекрасном и счастливом времени. Добрые, заботливые, любящие друг друга и своих детей родители создали в семье чудесную атмосферу доверия и взаимопонимания. Валериан Саввич, не смотря на то, что был из простых рабочих, увлекался литературой и искусством. При каждой возможности он покупал книги, собрав в результате огромную библиотеку. Евгений Самойлов рассказывал, как отец усаживал их с братом за стол и читал Тургенева, Гоголя и других классиков отечественной литературы.

Любовь к театру Евгению тоже привил отец. Валериан Саввич постоянно ходил в Александринский театр, а когда подрос Евгений, стал брать с собой и его. Мальчик воочию наблюдал за мастерством Иллариона Певцова, Екатерины Корчагиной-Александровской, Юрия Юрьева и других мастеров сцены. А какое грандиозное впечатление произвели на мальчика гастроли МХАТа, который приехал к ним во второй половине 20-х годы с постановкой «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова!

И, наконец, - живопись. Как, живя в Петербурге (в те годы – Ленинграде), не побывать в Эрмитаже или Русском музее?! Евгений Самойлов не просто бывал там, - проводил все свободное время. Нередко он заходил туда, прогуливая школу, где учился неважно. Самым большим кошмаром для мальчика являлись математика и немецкий язык. А любимыми, как нетрудно догадаться были лишь литература и рисование. Вот и бежал он в музеи, где его взор привлекали русские художники-передвижники (в частности Серов и Левитан). Сам Евгений Самойлов также проявлял незаурядные данные к живописи, и одно время даже мечтал поступить в Академию художеств. Но все сложилось иначе…

Театр. Начало

В театральную студию Евгения Самойлова привел в 1928 году его товарищ, грезивший о сцене. Тот узнал, что на Литейном есть частная студия Николая Николаевича Ходотова. Евгений пошел с ним «за компанию» и в итоге, как это порой бывает, был принят, а приятель – нет. В 1929 году Евгений окончил школу и после закрытия студии продолжил актёрское обучение в Ленинградском художественном политехникуме. Отец к выбору сына отнесся поначалу настороженно, и лишь когда увидел его на сцене и воочию оценил его талант, благословил на дальнейшее творчество.

В 1930 году Евгений Самойлов окончил политехникум и был принят в труппу Ленинградского Театра актёрского мастерства, которым руководил Леонид Сергеевич Вивьен (с ним Самойлов познакомился в студии Ходотова). У Вивьена актёр исполнял характерные роли, такие как: Председатель укома в пьесе «Шторм» Владимира Билль-Белоцерковского. А в знаменитой пьесе Максима Горького «На дне» он исполнял сразу несколько ролей: Кривого Зоба, Актёра и Ваську Пепла.

В те же годы Евгений Самойлов встретил девушку, которая стала спутницей всей его жизни. Речь идет о Зинаиде Ильиничне Левиной (1914 г.р.). В 1934 году у супругов родилась дочь Татьяна, а в 1945-м – сын Алексей.

Благодаря супруге Евгений Самойлов обрел в 1934 году новое место работы. Дело в том, что в юности одним из его кумиров являлся Всеволод Мейерхольд. А брат Мейерхольда, Борис Эмильевич, был знаком с родителями Зинаиды. Вот по такой цепочке Евгений Самойлов и попал на просмотр к знаменитому мэтру сцены. Впоследствии он вспоминал, что на просмотре так оробел, что не смог вымолвить и слова. Мейерходьд воспринял это с пониманием и юмором и принял Самойлова в труппу ГосТиМ (Государственного театра имени Вс.Мейерхольда).

Дебютом Евгения Самойлова на новой сцене стала роль Пети в спектакле «Лес» по пьесе А. Н. Островского. У Мейерхольда актёр проработал до 1938 года и сыграл немало интересных ролей, в том числе: Эрнани в одноименном спектакле по романтической драме Виктора Гюго, Александр Андреевич Чацкий в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Владимир Дмитриевич Нелькин в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, Григорий Отрепьев в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина.

Первые роли в кино

В кино Евгений Самойлов начал сниматься с разрешения Всеволода Мейерхольда. Дебют получился удачным. В мелодраме режиссёра Игоря Савченко «Случайная встреча» актёру доверили главную роль инструктора физкультбазы Григория Рыбина. Это была одна из первых советских картин, в которой пропагандировался институт семьи, как ячейки общества. По сюжету герой Евгения Самойлова знакомится с девушкой, демонстрирующей выдающиеся спортивные способности, начинает ее тренировать, женится на ней, но затем с негодованием встречает известие о ее беременности. На глазах у зрителей актёр демонстрировал превращение своего персонажа из обаятельного, любящего парня в негодяя, для которого спортивные результаты дороже семьи.

Тогда же Евгений Самойлов снялся в приключенческом фильме «Том Сойер», экранизации знаменитого романа Марка Твена, осуществленной режиссёрами Лазарем Френкелем и Глебом Затворницким. В этой ленте он сыграл сразу две роли – братьев-близнецов адвоката и доктора Робинзонов, продемонстрировав талант характерного актёра.

«Щорс»

В 1934 году на экраны страны вышел фильм режиссёров Георгия и Сергея Васильевых «Чапаев», мгновенно ставший легендарным. Покорил фильм и самого Сталина, который тут же заразился идеей создания новых картин, прославляющих героев Гражданской войны. Так перед режиссёром Александром Довженко была поставлена задача создания «украинского Чапаева» - Щорса. В 1937 году Довженко приступил к съемкам фильма на Киевской киностудии. Вот только актёра на главную роль так и не было. И тогда на помощь пришел один из ассистентов Довженко, который увидел Евгения Самойлова, репетировавшего роль Корчагина в театре им.Мейерхольда. Актёр был приглашен на пробы, и сразу же был утвержден.

Внешне Евгений Самойлов совершенно не походил на реального Щорса. Впрочем, Довженко и не стал требовать от него сходства, гримеры лишь приклеили актёру бородку. Главное было в другом – создать образ пламенного революционера, опытного и авторитетного красного командира с глубокой, страстной верой в светлое будущее. И это Самойлову удалось.

Сам Евгений Самойлов отмечал большую заслугу в этом Александра Петровича Довженко, который стал для него мудрым наставником, научившим в работе над ролью Щорса «идти от себя» в «предлагаемых обстоятельствах». Спустя годы Евгений Валерианович признавался: «Его философские высказывания, его поэтические размышления открыли мне, актёру тогда молодому, но уже познавшему театральные искания Мейерхольда, совершенно иной мир. И я устремился в этот мир, полный высоких нравственных чувств и романтических образов. Именно встреча с Довженко во многом определила мою актёрскую судьбу на несколько десятилетий вперёд».

В работе над Щорсом у Евгения Самойлова были и другие, более прозаические трудности, которые он также преодолел. Первое – актёр до съемок никогда не садился на коня. А по сценарию ему требовалось немало времени находиться в седле. Специально для этого Самойлову приставили тренера, и спустя некоторое время он уже уверенно держался верхом.

Вторым моментом стало незнание украинского языка, а фильм снимался на русском с последующей съемкой каждого дубля на украинском. И вновь занятия с педагогами, которые подсказывали, как правильно произносить слова. Съемки были настолько тщательными, что если Самойлов в чём-то ошибался, то украинский дубль переснимали ещё раз. В итоге актёр освоил украинский язык в достаточной мере, чтобы говорить на нём.

«Щорс» вышел на экраны в 1939 году и, хотя не повторил успеха «Чапаева», но вызвал живейший отклик у зрителей. А самому Самойлову образ Щорса принес поистине всесоюзную известность и стал удачным стартом в кино.

Театр Революции

В 1938 году ГосТиМ был закрыт. Последняя роль, которую Евгений Самойлов репетировал в театре, был уже упомянутый Павка Корчагин в спектакле «Как закалялась сталь». Однако осуществить эту постановку уже не удалось. Мейерхольд ушел в Оперный театр к Станиславскому, но уже в 1939 году был арестован, а в 1940-м расстрелян, как «враг народа».

Между тем Самойлов в 1940 году перешел в труппу театра Революции (ныне – Московский театр имени Вл. Маяковского). Этой сцене он прослужил 27 лет, сыграв немало разноплановых ролей. Зрители рукоплескали его Герману в спектакле «Таня», поставленном по прославленной пьесе А.Н.Арбузова, считающейся самой пронзительной историей советской любви, Олегу Кошевому в героической военной драме «Молодая гвардия» А.А.Фадеева, Гамлету в одноименной трагедии У.Шекспира.

Среди ролей Самойлова: Мортимер («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Алексей («Сыновья трёх рек» В. М. Гусева), Ладыгин («Обыкновенный человек» Л. М. Леонова), Константин Константинович Рокоссовский («Великие дни» Н. Е. Вирты), Ковалёв («Хлеб наш насущный» Н. Е. Вирты), Гончаров («Закон чести» А. П. Штейна), Серго Орджоникидзе («Путь в грядущее» С. Марвича), Антип («Зыковы» М. Горького), Суходолов («Сонет Петрарки» Н. Ф. Погодина), Антон («Дальняя дорога» А. Н. Арбузова), Анохин («Время любить» Б. С. Ласкина), Громов («Аристократы» Н. Ф. Погодина), Платонов («Океан» А. П. Штейна), Генерал Бондарев («Перебежчик» П. Л. Тура), Ясон («Медея» Еврипида).

Предвоенные и военные годы

После «Щорса» Евгению Самойлову посыпались предложения от кинорежиссёров. В 1939-40-х годах он снялся в драме «В поисках радости» (начальник МТС Кирилл Ждаркин), в музыкальной комедии «Светлый путь» (инженер Алексей Николаевич Лебедев).

В 1941 году, перед самым началом Великой Отечественной войны были завершены съемки лирической музыкальной комедии режиссёра Константина Юдина «Сердца четырёх», в которой актёр исполнил главную роль старшего лейтенанта Петра Колчина. Сюжет картины строился на весёлых недоразумениях в стиле водевиля. Именно это и не понравилось руководству, которое посчитало, что негоже офицеру Красной армии становиться героем водевиля. Фильм «положили на полку». Лишь спустя четыре года, в январе 1945-го, было принято решение выпустить картину на экраны. Премьера прошла «на ура». Веселая, легкая кинолента с песнями Юрия Милютина на стихи Евгения Долматовского вызвала у зрителей ностальгию по довоенному времени.

Между тем, в военные годы Самойлов продолжал активно сниматься в кино. Фильмы того времени должны были поднимать боевой дух населения, вселять в них веру в Победу. И жизнеутверждающие образы, создаваемые Евгением Самойловым на экране, вполне соответствовали этому. Так в 1942 году он снялся в военно-приключенческом фильме «Неуловимый Ян», где сыграл чеха Яна Смудека, ведущего активную антифашистскую деятельность на оккупированной территории.

По настоящему уникальной в этом ряду, конечно же, стала мелодрама Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны», в которой Самойлов исполнил главную роль лейтенанта Василия Кудряшова. А уникальность этой картины заключалась в том, что снятая в самый разгар войны (в начале 1944 года), она рассказывала о Дне Победы. По сюжету главные герои артиллерист Вася Кудряшов и зенитчица Варя Панкова, расставаясь, обещали друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. Их вера в победу, помогла им выжить и встретиться в чудесный майский день. Как Пырьев за более чем год до окончания войны мог предсказать, что великий для всего советского народа праздник придет в мае, остается только удивляться.

Какой эффект картина произвела на советский народ описать трудно. Любовь, вера, мужество – все присутствовало в фильме. Герой Самойлова олицетворял воина-защитника, воина-освободителя, воина-победителя, а будущая Победа теперь расценивалась уже как практически свершившийся факт! Заканчивалась эта самая страшная война в истории нашего государства, принесшая горе в практически каждую советскую семью. Не обошла она и самого Евгения Самойлова, который потерял в войну родителей – они погибли от голода в блокадном Ленинграде…

Герои положительные и отрицательные. Вторая половина 40-х и 50-е годы

Евгения Самойлова всегда привлекали сильные, открытые характеры. Нередко его героями становились офицеры, наделённые высокими нравственными качествами: честью, отвагой, самоотверженностью и патриотизмом. После окончания войны актёр продолжил галерею таких образов. В 1946 году он снялся в историко-биографическом фильме «Адмирал Нахимов», рассказывающем о героических страницах в истории русского флота, сыграв там лейтенанта Николая Андреевича Бурунова.

А какой великолепный образ генерала Скобелева Евгений Самойлов создал в вышедшем в 1955 году совместном советско-болгарском фильме режиссёра Сергея Васильева «Герои Шипки»! Это была первая картина (и на долгие годы единственная), в которой поднималась личность легендарного полководца, равного по своей славе самому Суворову. Для работы над ролью Самойлов специально изучал исторические документы о прославленном генерале, воспоминания его современников, подходя к созданию своего персонажа бережно и с любовью. Получился образ, наделенный очень светлой энергетикой и обаянием, человек чести и благородства, как говорится - «слуга царю, отец солдатам».

По своему размаху картина «Герои Шипки» стала грандиозным историческим полотном с шикарными батальными сценами, снятыми на высочайшем для того времени уровне. Примечательной особенностью стало и то, что в советском кино впервые говорилось о том, что и в царское время велись справедливые освободительные войны, а высший генералитет во главе с императором Александром II не вызывал отрицательных эмоций.

Среди других ярких положительных персонажей Евгения Самойлова конца 40-х – начала 50-х годов: оружейник Андрей Сергеевич Скворцов в киноповести Василия Журавлёва «Мальчик с окраины», участник гражданской войны Николай Александрович Спешнев в историко-биографическом фильме «Тарас Шевченко», Амальгама в приключенческом фильме «Синегория», Николай Ефанов в приключенческом фильме «Неразлучные друзья».

Впрочем, не стоит думать, что Евгений Самойлов появлялся на экране в исключительно положительных ролях. Да, эти персонажи превалировали в его творчестве, но доводилось актеру создавать и совершенно противоположные образы. Достаточно вспомнить ухажёра-циника доктора-невропатолога Александра Денисовича Аганина в мелодраме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть». Нельзя назвать положительными и преподавателя вуза Константина Александровича Хохлова в комедии Андрея Тутышкина «К Чёрному морю» и Георгия Семёновича Савича в исторической драме «Заре навстречу».

60-е годы

Со временем Евгений Самойлов стал реже сниматься в кино. В 1963 году он сыграл небольшую роль командира батальона в знаменитой военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые». В 1964 снялся в роли полковника Александра Петровича в драме «Зачарованная Десна», рассказывающей о детских годах известного советского кинорежиссёра Александра Довженко. Картина была поставлена вдовой Довженко Юлией Солнцевой, стала своеобразным реквием его памяти.

В конце 60-х Евгений Самойлов принял участие в совместной советско-итальянской военно-исторической драме режиссёра Сергея Бондарчука «Ватерлоо», посвященной одному из самых кровопролитных и бессмысленных сражений XIX века. Бессмысленность этой бойни и заложил в основу фильма Бондарчук, создавший, по его словам, антивоенную картину. Самойлов исполнил в фильме роль французского генерала Пьера Камброна, человека чести, предпочитающего смерть на поле боя сдаче в плен.

70-е, 80-е годы. Малый театр и телевидение

В 1968 году Евгений Самойлов перешел из Театра Маяковского в труппу Малого театра, которую в то время возглавлял Борис Иванович Равенских. У этого режиссёра Самойлов сыграл блестящую роль князя Ивана Петровича Шуйского в постановке «Царь Фёдор Иоаннович» по Алексею Толстому (роль царя исполнил выдающийся актёр Юрий Соломин). Впоследствии в 1984 году спектакль был экранизирован Главной редакцией литературно-драматических программ и показан по телевидению.

На сцене Малого театра Евгений Самойлов проработал до конца жизни. Он был занят в спектаклях: «Смерть Иоанна Грозного» (Захарьин-Юрьев), «Фома Гордеев» (Игнат Гордеев), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Крутицкий), «Лес» (Старый лакей Карп), «Старик» (Мастаков), «Обрыв» (Тит Никонович Ватутин), «Заговор Фиеско в Генуе» (Андреа Дориа), «Коварство и любовь» (камердинер герцога), «Человек и глобус» (учёный Бармин), «Русские люди» (майор Васин), «Золотые костры» (заводской мастер Лев Сушкин), «Дикий Ангел» (Платон Никитич Ангел), «Незрелая малина» (Адольф) и др.

Ряд этих спектаклей также были экранизированы. Теперь зрители могли лицезреть игру выдающегося мастера на своих телеэкранах. В кино же Евгений Самойлов практически перестал сниматься

Личная жизнь

Женившись в начале 30-х на Зинаиде Ильиничне Левиной, Евгений Самойлов прожил с ней в любви и согласии 62 года. Зинаида Ильинична, по профессии инженер-электротехник, оставила профессию ради воспитания детей и создания уютного семейного очага для своего супруга. Евгений Валерианович с удовольствием возвращался после работы в семейный круг. Скончалась Зинаида Ильинична в 1994 году…

Их дети продолжили актерскую династию. Татьяна Самойлова стала известной киноактрисой, народной артисткой России (ее самая значительная роль - Вероника в великолепной картине Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые»). Алексей Самойлов посвятил себя сцене: он работал в театре «Современник» и в Малом театре.

Игорь BIN

Использованные материалы:
«Не сплетничал, не завидовал, не делал зла», «Аргументы И Факты»