Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Историко-биографический фильм "Адмирал Нахимов"
Режиссер: Всеволод Пудовкин.
Сценарист: Игорь Луковский. Операторы: Анатолий Головня, Тамара Лобова.
Композитор: Николай Крюков.
СССР. Производство: Мосфильм. 1946.
Историко-биографический фильм, посвящённый выдающемуся русскому флотоводцу середины XIX века Павлу Степановичу Нахимову.
Премьера: 2 января 1947.
Павел Степанович Нахимов, адмирал (Алексей Дикий)
Николай Андреевич Бурунов, лейтенант (Евгений Самойлов)
Константин Иванович Лавров, отставной капитан (Владимир Владиславский)
князь Меншиков (Всеволод Пудовкин)
Владимир Алексеевич Корнилов (Николай Чаплыгин)
Петр Иванович Барановский, капитан 2-го ранга (Василий Ковригин)
Феофан Христофорович Острено, старший адъютант штаба Нахимова (Пётр Соболевский)
Пётр Кошка, матрос (Леонид Князев)
Другие персонажи:
Наполеон III (Александр Хохлов) |
капитан (Тимофей Ванюков) |
Эпизоды:Эммануил Геллер, Виктор Лебедев, Лидия Эргардт.
Шедевр со второй попытки
Художественный фильм «Адмирал Нахимов» был задуман в рамках наметившейся в 40-е годы в Советском Союзе линии по популяризации героев Отечества прошлых столетий. Одним из них и стал выдающийся российский адмирал Павел Степанович Нахимов, громивший в XIX веке турецкий флот, руководящий обороной Севастополя в Крымской войне 1854-1855 годов. На заре Советской власти памятник, поставленный ему в Севастополе, был снесён. Но уже в 30-е годы о знаменитом флотоводце снова заговорили. Его заслуги перед Отечеством были официально признаны, его именем стали называть морские училища, а в 1944 году был учреждён Орден Нахимова двух степеней.
Режиссёром фильма «Адмирал Нахимов» был утверждён Всеволод Пудовкин, уже имевший опыт создания биографических лент. Его фильмы «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940) были в своё время отмечены Сталинскими премиями. Ожидалось, что и новый фильм будет снят на высоком уровне.
На роль Нахимова был приглашён Алексей Дикий, хорошо известный зрителям по роли Кутузова в одноимённом фильме режиссёра Владимира Петрова, поставленном в 1943 году. По словам Пудовкина, именно Дикий обладал необходимыми качествами, для воплощения на экране столь сильной личности: «В нем есть внутренняя прочность, он органически убедителен в своем поведении». Натурные съёмки производились на базе Черноморской кинофабрики в Одессе и в Севастополе. Специально для фильма на берегу Чёрного моря был подготовлен бассейн с открытым горизонтом и поверхностью более тысячи квадратных метров. Но по какой-то причине использовать в полной мере возможности Пудовкин не смог…
Первоначальный вариант фильма был готов в январе 1946 года и представлен для обсуждения на художественном совете. Однако неожиданно фильм оказался подвергнут серьёзной критике со стороны самого Иосифа Виссарионовича Сталина, а также Министерства кинематографии Советского Союза. И эти претензии оказались вполне обоснованными. Режиссеру указали на то, что фильм совершенно не отразил масштаба деятельности Нахимова. Вот что конкретно говорилось: «имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное — танцы, всякие свидания, всякие эпизоды, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чём угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме это не передано. Почему? Неизвестно. Может быть потому, что это требует большого труда, куда легче показать танцы».
На переделывание фильма Пудовкину было отведено четыре месяца, и режиссёр взялся за работу всерьёз. Были сняты эффектные сцены морских баталий, в частности знаменитого Синопского сражения с последующим пленением командующего турецкой эскадрой адмирала Османа-паши. Для этого на базе выделенной баржи был выстроен старинный деревянный корабль, который с помощью рабочих мог видоизменяться то в флагман российского флота «Императрица Мария», то в судно «Великий князь Константин», то в турецкий «Кагул». Кроме того для перспективных съёмок были изготовлены несколько десятков макетов судов разного размера – от полуметра до шести с половиной метров. Также в фильм вошли сцены штурма Малахова кургана. Одним словом, фильм был практически заново переснят.
В октябре 1946 года новая версия была представлена в Министерство кинематографии СССР и получила одобрение. В январе 1947 года «Адмирал Нахимов» вышел на экраны страны и был с восторгом принят зрителями.
На этот раз сюжет фильма строился следующим образом. В преддверии назревающей войны с Турцией адмирал Нахимов, в целях защиты Черноморского побережья, нанести предупреждающий удар по Босфору. Однако Меншиков отвергает его план. Тем временем Турция объявляет России войну. Нахимов с небольшой эскадрой врывается в Синопскую бухту, разбивает превосходящий по количеству турецкий флот и берёт в плен турецких адмиралов во главе с Осман-пашой. Эта победа флота не оставляет в стороне европейские державы, которые формируют антироссийскую коалицию. Соединённая мощная англо-французская эскадра подходит к Крыму и блокирует Севастополь. Начинается Крымская война, в которой русские солдаты и моряки демонстрируют стойкость и отвагу. В центре событий оказывается и Нахимов, который неизменно находится на передних рубежах, вселяя мужество в сердца защитников. При отражении вражеской атаке на Малаховом кургане он гибнет…
Фильм получился великолепный. На экране действительно был Нахимов – Алексей Дикий, словно слившийся с личностью великого флотоводца, соответствовал ему и по внешнему виду, и по своей внутренней энергетике. Точное воспроизведение военно-исторических событий, снятых для того времени на очень высоком уровне, на этот раз умело разбавлялось ранее снятыми сценами светских балов. А в целом кинокартина несла мощнейший заряд нефальшивого патриотизма, повествуя не только о самом Нахимове и его роли в былых сражениях, но и о российской армии и флоте в целом. Создателям удалось раскрыть непобедимый дух русских офицеров, матросов и солдат. Одним из таких персонажей стал матрос Черноморского флота Пётр Кошка в исполнении Леонида Князева. Актёр создал очень живой образ – с одной стороны балагур и хвастун, с другой - опытный орудийный наводчик, человек мужественный и всегда держащий своё слово.
Нельзя не отметить и Рубена Симонова, выглядевшего весьма убедительно в образе турецкого адмирала Османа-Паши. А сам Всеволод Пудовкин предстал в образе Светлейшего князя Меншикова, изобразив его высокомерным и ограниченным царедворцем, что соответствовало духу советского кинематографа того времени.
Фильм «Адмирал Нахимов» выдержал испытание временем, оставаясь и спустя десятилетия интересным зрителям. Это достойный памятник Павлу Степановичу Нахимову, отдавшему свою жизнь служению Родине.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.