Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Николая Никитича Фильмография: 1937 Ленин в Октябре
|
НИКИТИЧ 12.05.1889, Москва – 1963, Москва
Детство Николай Соедов (это настоящая фамилия актера) родился в семье драматурга Николая Никитича Соедова (после революции отец служил в отделе народного комиссариата просвещения). Мама Николая Александра Александровна Соедова (в девичестве – Безсонова) занималась домашним хозяйством, воспитывала семерых детей. Любовь к театру у Николая возникла еще в детстве. Он активно принимал участие в спектаклях различных любительских и полупрофессиональных коллективов. При этом сцена, по поры до времени, не мешала мальчику учиться на «отлично» в Московском реальном училище Вознесенского. В 1910 году Николай Никитич окончил обучение, и вот тут-то увлечение театром сказало свое слово – не сумев, как следует, подготовиться, он провалил вступительные экзамены в институт гражданских инженеров. Служба По настоянию родителей Николай Соедов поступил в Московское Алексеевское военное училище, хотя сам никакого интереса к службе не испытывал. Когда началась Первая мировая война Николай был призван на фронт и до 1917 года принимал участие в боевых действиях на австро-германском фронте. Однако и там он сумел реализовать свою тягу к сцене, выступая в спектаклях гарнизонного собрания. В те же годы Николай Соедов женился на Надежде Константиновне Пятницкой. Вскоре у супругов один за другим родились двое сыновей. Их судьба в дальнейшем сложилась трагически – младший умер в 1920-м году, старший утонул в 1925-м. Среди солдат Николай Соедов пользовался большим авторитетом, и, когда грянула революция 1917 года, он был выбран председателем полкового комитета. Когда же к власти пришли большевики, он добровольно поступил в мобилизованный отдел Губвоенкомата. А поскольку в ведении Губвоенкомата находился Театр комедии и драмы имени Подвойского, то у Николая появилась возможность с разрешения руководства совмещать свою работу с выступлениями на сцене. Театральные зигзаги судьбы В 1919 году Николай Соедов демобилизовался, поселился с женой и детьми в Херсоне и поступил в труппу драматического театра под руководством Молчанова. Спустя год он вместе с семьей перебрался в Одессу, где продолжил свою театральную деятельность в Первом красном театре Политпросвета Губвоенкомата и других театральных коллективах города. На короткое время выезжал работать в Тирасполь в 1-й советский театр. Следующее десятилетие Николай Соедов изрядно колесил по стране. С конца 1921 года по 1923 год он жил с супругой в Москве, где играл в театрах «Аквариум» и Тиволи». Затем один сезон работал в качестве актера и режиссера в театре города Скопина. В 1924 году вернулся в столицу и год выступал в разных театральных коллективах. В 1925 году работал в театре Красноярска, с 1926 года по 1929 год – в Иркутском городском театре, с 1929 по 1930 годы - в театрах Хабаровска и Владивостока. Предвоенное десятилетие В 1930 году Николай Соедов вернулся (теперь уже окончательно) в Москву. Он вошел в труппу Театра Красной Армии и сменил фамилию «Соедов» на сценический псевдоним «Никитич», взяв в этом качестве отчество отца. В Театре Красной Армии актер проработал до начала Великой Отечественной войны, выступал в спектаклях как классического, так и современного репертуара. Кроме того Николай Николаевич занимался общественной и преподавательской деятельностью. В 1937 году Николай Никитич дебютировал в кино небольшой ролью в историко-революционном фильме режиссеров Михаила Ромма и Дмитрия Васильева «Ленин в Октябре». За первой ролью последовали и другие: Иван Васильевич в детском фильме «Молодые капитаны», Федор Зотов в историческом фильме «Минин и Пожарский», народный судья Павел Иванович в драме Ивана Пырьева «Любимая девушка». Самой заметной работой Николая Никитича в предвоенный период могла стать его роль в комедии Бориса Барнета «Старый наездник». Картина рассказывала о жизни ипподрома и судьбе 64-летнего наездника Ивана Сергеевича Трофимова (эту роль исполнил Иван Скуратов), который из-за последних неудач был вынужден уйти на пенсию. А проигрывал он забеги другому немолодому наезднику Павлу Николаевичу, которого и сыграл Николай Никитич. Грамотно выстроенный сценарий, хорошие актерские работы – все это должно было обеспечить большой успех картине, однако в дело вмешалась цензура. В «Старом наезднике» цензоры усмотрели пропаганду жажды наживы и очернение колхозного строя. В результате картину положили «на полку» на 20 лет. 40-е – 50-е годы. Театр и кино В 1941 году, с началом войны, Театр Красной Армии был эвакуирован. Николай Никитич до 1942 года проработал во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении. В 1942 году Никитич стал артистом Московского театра оперетты. Здесь он проработал 15 лет вплоть до ухода на пенсию в 1957 году. На сцене театра оперетты он играл в спектаклях: «Сильва» (Ферри и князь Ронс), «Марица» (Пенижек), «Моя Гюзель» (отец Гюзель), «Свадьба в Малиновке» (Нечипор), «Парижская жизнь» (месье Жан), «Принцесса цирка» (Пеликан), «Суворочка» (генерал Толбухин) и других. В 50-е годы Николай Никитич продолжал регулярно сниматься в кино. Однако исполнял он небольшие роли, которые порой даже не упоминались в титрах. Нередко его героями становились доктора. Единственную главную роль в эти годы актер исполнил в короткометражном фильме режиссера Эдуарда Бочарова «Ванька», поставленном по одноименному рассказу А.П.Чехова. Скончался Николай Никитич в 1963 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Игорь BIN Использованные материалы: |