Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Комедия "Старый наездник"

Режиссер: Борис Барнет
Сценаристы: Михаил Вольпин, Николай Эрдман
СССР. Производство: Мосфильм. 1940 г.

Старый наездник Наездник Московского Государственного ипподрома 64-летний Иван Сергеевич Трофимов за последнее время не выиграл ни одного заезда. Сам он объясняет это тем, что ему не дают хорошей лошади. Однако, и когда ему выделяют одного из лучших скакунов - Гулливера, Иван Сергеевич все равно проигрывает, чему становится свидетелем приехавшая из деревни внучка Маруся. Расстроенный, он решает уйти на пенсию.

Вместе с Марусей Иван Сергеевич возвращается в родной колхоз. Не в силах прожить без лошадей, он устраивается на работу в конюшню. Опытный глаз Ивана Сергеевича сразу же отмечает в одном из жеребцов будущего чемпиона, а в наездники он определяет местного конюха Васю Пичугина, который, между прочим, уже давно влюблен в Марусю. Через полтора года упорных тренировок Иван Сергеевич возвращается на Московский ипподром, но уже в качестве наставника. На дистанцию выходят Вася Пичугин и жеребец Егорка...

Премьера: 14 января 1941 (Дом кино), декабрь 1959

Главные герои:
Иван Сергеевич Трофимов (Иван Скуратов), cтарый наездник
Маруся (Анна Комолова) внучка Трофимова
Вася Пичугин (Леонид Кмит), колхозный конюх, ученик Трофимова
игрок Саша (Фёдор Курихин)
игрок Анатолий Петрович (Владимир Лепко)
Павел Николаевич (Николай Никитич), наездник
официант на бегах (Владимир Попов)
Зот Яковлевич (Сергей Блинников), председатель колхоза
Евгения Федоровна (Лидия Дейкун-Благонравова), колхозный врач
Костя (Иван Любезнов), колхозный парикмахер
Кузьма Захарыч (Владимир Дорофеев)
Анисья Павловна (Александра Денисова)

Нетипичная комедия сталинского периода

Старый наездник Известна любовь режиссера Бориса Барнета к лошадям. Он нередко бывал на Московском ипподроме, знал его жизнь и все это отобразил в своей картине "Старый наездник". Тут и соперничество наездников, и тотализатор с его выигрышами и проигрышами, и ресторан, где эти выигрыши тут же с размахом "прожигаются". На главную роль старого наездника Ивана Сергеевича Трофимова Барнет пригласил Ивана Скуратова, прославившегося благодаря роли командира Боженко в историко-революционном фильме "Щорс", его внучку Марусю сыграла Анна Комолова, а роль Васи Пичугина исполнил Леонид Кмит, известный всей стране как Петька из легендарного "Чапаева". Надо отметить, что выбор актеров на главные роли оказался стопроцентным попаданием. Иван Скуратов создал образ человека, влюбленного в лошадей, знающего в них толк и не представляющего жизни вне ипподрома. Анна Комолова, чем то напоминающая юную Любовь Орлову, светилась радостью, задором и непосредственностью. В такую не возможно было не влюбиться, что, собственно говоря, и произошло с героем Леонида Кмита.

Картина значилась, как комедия. В ней действительно есть немало моментов, вызывающих улыбку: это и сцены с коктейлем из всевозможных спиртных напитков в бидоне из-под кваса, и попытки прыжков с парашютной вышки, и проигрывание звукового письма. Но чисто комедийных моментов в картине нет. Поэтому "Старого наездника" правильней было бы отнести к категории спортивных фильмов. Борис Барнет еще в 1940 году использовал в фильме фабулу, которая впоследствии с большим успехом применялась и до сих пор применается в Голливуде. Судите сами: в начале истории - обидное поражение спортсмена (в данном случае наездника), затем - отъезд в какую-нибудь глугомань, упорные тренировки самого спортсмена или его ученика, и в финале - триумфальное возвращение. Финал также выдержан в соответствующем духе - неожиданно возникающие трудности, которые герой с успехом преодолевает (в фильме Егорка неожиданно останавливается, но все равно выигрывает забег).

Словом, у фильма были все составляющие для успеха: и сценарий, и режиссерское воплощение, и подбор актеров. Однако в дело вмешалась цензура. Фильм оказался совершенно нетипичным для советского кинематографа. Здесь не было радостных строителей коммунизма, зато были скачки, тотализатор и два забавных прохиндея, зарабатывающих на нем (и эти персонажи вовсе не вызывали неприязни). Цензоры посчитали, что Московский ипподром в фильме ничем не отличался от какого-нибудь капиталистического предприятия, а все происходящее на нем пропагандировало у населения нездоровое влечение к азартным играм. Цензоры не преминули отметить и "неправильное" изображение колхозной жизни. В справке комисси ЦК ВКП(б) "О запрещенных кинофильмах в 1940 и 1941 году", в частности, было указано: "Колхоз показан как случайное сборище людей, ведущих праздный образ жизни, хорошие советские люди наделены самыми низменными чувствами жадности, соперничества, зависти. Предметом зубоскальства является легковой автомобиль, выигранный врачом, который беспрерывно застревает в грязи, а колхозники занимаются только тем, что вытаскивают машину; говорящее письмо со вздорным содержанием; парашютная вышка, вызывающая страх у героев фильма и т.д." *

Все это привело к тому, что картина "Старый наездник" после премьеры, состоявшейся 14 января 1941 года в Доме кино, была запрещена к показу и отправлена "на полку". Повторная премьера картины состоялась почти через двадцать лет - в декабре 1959 года.

Кинематографическая карьера Ивана Скуратова и Анны Комоловой, исполнителей главных ролей в фильме, к большому сожалению, в дальнейшем не сложилась. Анна Комолова посвятила свою жизнь сцене МХАТа, Иван Скуратов много лет проработал в Малом театре.

Фото из фильма

Игорь BIN

Моя оценка - 7 из 10

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

* https://ru.wikipedia.org