Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Лаврова Татьяна_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1959 Песнь о Кольцове
1960 Испытательный срок
1961 Девять дней одного года
1965 Время, вперед!
1965 Строится мост
1967 Таинственная стена
1969 Остров Волчий
1971 Вся королевская рать
1974 Вылет задерживается
1975 Бегство мистера Мак-Кинли
1975 Меняю собаку на паровоз
1975 Факт биографии
1976 Дневной поезд
1976 Дни хирурга Мишкина
1976 Середина жизни
1979 Активная зона
1979 Вторая весна
1982 Голос
1982 Мегрэ колеблется
1983 Долгая дорога к себе
1988 Трагедия в стиле рок
1990 Система ниппель
1993 Вишневый сад
1997 Кризис среднего возраста
1998 Чехов и К
2001 Сыщики - сериал
2002 Кино про кино
2003 Другая жизнь - сериал


ЛАВРОВА
Татьяна Евгеньевна
(наст. фамилия Андриканис)

07.06.1938, Москва - 16.05.2007, Москва

Народная артистка России (1988)

Детство

Настоящая фамилия Татьяны Лавровой – Андриканис. Ее родители - папа, Евгений Николаевич Андриканис, и мама, Галина Кузьминична Пышкова, были кинооператорами. Вместе они сняли такие фильмы, как «Гаврош» и «Небо Москвы».

Когда Тане было 12 лет, родители разошлись, и это событие, по ее собственному признанию, оставило тяжелый отпечаток на всю жизнь. Некоторое время после развода родителей Татьяна оставалась с мамой, а в 17 лет она ушла из дома. Детство закончилось. Для Татьяны началась своя собственная жизнь...

МХАТ

Таня с детства знала, что обязательно станет актрисой. Пришло время, и девушка подала документы сразу во все театральные учебные заведения Москвы. Удача улыбнулась ей в школе-студии при МХАТ. В этом было что-то символичное, ведь одним из предков Татьяны был легендарный меценат Савва Морозов, строитель Художественного театра.

А вскоре пришел и первый успех. МХАТу требовалась молодая героиня на роль Нины Заречной в легендарной «Чайке». Так студентка четвертого курса попала в окружение выдающихся театральных звезд. Партнершей Татьяны была сама Алла Константиновна Тарасова, игравшая Аркадину.

Правда, для работы в театре Татьяне пришлось сменить фамилию. Ей объяснили, что «русская актриса должна иметь русскую фамилию». Пришлось взять псевдоним. Выбрала Татьяна его очень оригинально. Она попросила сокурсников написать фамилии на листке бумаги и ткнула в одну из них, наугад. Так из Татьяны Андриканис получилась Татьяна Лаврова.

После дебюта в «Чайке» о Татьяне Лавровой заговорили, как о новом таланте. На курсе она была признана первой ученицей, педагоги школы-студии прочили ей большое будущее, а МХАТовские «старики» приняли и полюбили молодую актрису. Великий Грибов даже предложил ей вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского.

О таком начале карьеры можно было только мечтать, и тем неожиданней стал уход Татьяны Лавровой из МХАТа. Но об этом чуть позже, а пока…

Первый брак

Тем временем Татьяна Лаврова вышла замуж. Ее избранником стал актер Евгений Урбанский - человек редкого таланта, которого впоследствии назовут советским Марлоном Брандо.

Когда они познакомились, Евгений Урбанский был женат, и работал в театре имени Станиславского. Татьяна нередко приходила на его спектакли, и Евгений каждый раз очень волновался. Несмотря на разницу в возрасте (Евгений был старше на 6 лет), Татьяна была для него большим авторитетом.

Об их совместной жизни Татьяна Лаврова вспоминает: «Он казался очень старым, мне во всяком случае. Смешно да? Вы знаете, я была очень юна. Это была первая любовь, что сложности быта, они тогда не так воспринимались, как сейчас. Мы долго жили в общежитии театра Станиславского. Потом у моей бабушки за ширмой в одной в коммуналке. И снимали комнаты. Но это не превалировало интереса к жизни и друг к другу и к искусству».

Однако их совместная жизнь была недолгой. Татьяна узнала об измене мужа и не смогла ему этого простить: «…идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно, если любовь есть». А спустя некоторое время случилась трагедия. 5 ноября 1965 года Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Дублер», выполняя трюк на автомобиле.

«Девять дней одного года»

Вернемся на несколько лет назад. Итак, в 1959 году Татьяна Лаврова окончила Школу-студию и осталась работать в МХАТе. Тогда же состоялся ее дебют в кино. Первой ее ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове».

А спустя два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Молодой актрисе посчастливилось сниматься с великими мастерами кинематографа Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым. И как органично она вписалась в это трио!

Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий был вовсе запрещен, и только благодаря настойчивости Михаила Ромма фильм все же состоялся. Что же так не понравилось чиновникам от культуры?

Дело в том, что картина для того времени была во многом нетипичная. Главные персонажи - физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) – были не картинными героями, а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось непростым любовным треугольником, в котором разрывалась Леля - героиня Татьяны Лавровой. Татьяна Евгеньевна вспоминает: «Главное на площадке – Ромм, который точно знал, куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит – этого или этого». Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо».

Успех «Девяти дней одного года» был огромен. Картина была удостоена множества призов. Главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Почетный диплом международных кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - и это далеко не полный перечень наград.

Не удивительно, что после выхода картины Татьяна буквально проснулась знаменитой. Актрисе посыпались многочисленные предложения от других режиссеров, но… «…всех я мерила уже по Ромму и от большинства предложений отказывалась», - признается Татьяна Евгеньевна. К тому же в эти годы начался ее стремительный взлет в театре…

«Современник»

Как уже говорилось, несмотря на успехи во МХАТе Татьяна Лаврова приняла решение покинуть его. В 1961 году она перешла в «Современник».

Чем же объясняет свой поступок сама актриса? «Меня поразило то, что на сцене «Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут, и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…»

«Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей - Гитель Моску в пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях». Вот что писал о ней Виталий Вульф: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала ощущение "первооткрывателя". У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины, привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил: последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя».

Не менее интересными были и другие работы актрисы: Катя в спектакле «С любимыми не расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке», Лавра в «Эшелоне», Настя в пьесе «На дне» и др.

Вспоминает Виталий Вульф:

«Лаврова была беспощадна к своим героиням, она с потрясающей силой и вдохновением сыграла Настю в «На дне», тема возрождения человека была доминирующей в этом спектакле. В те уже далекие годы она была любимицей Волчек, и та занимала ее во всех своих спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заражал и притягивал и зрителей, и товарищей по сцене.

Именно в «Современнике» Лаврова сыграла роль, которая навсегда останется в истории театра Чехова непревзойденной: Полина Андреевна в «Чайке» Олега Ефремова <...> Это была особая «Чайка», критика считала ее неудачей режиссера, она была насмешливой и очень трезвой, неожиданной. На сцене были обыденные люди с возвышенным складом души. И самой неожиданной была Лаврова, сыгравшая, казалось бы, невыгодную, не очень выразительную роль с редким проникновением в суть, как бы высвободив в себе скрытую энергию…»

Личная жизнь

На сцене «Современника» в те годы играли потрясающие актеры: Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстегнеев, Нина Дорошина, Валентин Гафт, Михаил Козаков, Олег Даль… Обаятельный, искрометный, невероятно талантливый и, в то же время, нервный, неуживчивый и очень ранимый Олег Даль… В 1965 году Олег и Татьяна стали мужем и женой. Вместе они прожили лишь полгода...

Впоследствии в жизни Татьяны Лавровой был и третий брак, но о нем она вспоминать не любила.

Кино 70-е годы

Как признавалась сама Татьяна Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась». Да, роль в фильме «Девять дней одного года» так и осталась лучшей в кинобиографии актрисы. И все же интересные работы были. Это и политическая драма Наума Ардашникова «Вся королевская рать», и фантастическая притча Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», и психологическая драма Бориса Шадурского «Факт биографии», и мелодрама Леонида Марягина «Вылет задерживается» (роль - Ольга Васильевна)…

Снова МХАТ

В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ к Олегу Ефремову (он покинул «Современник» в 1970 году). Поначалу ее карьера здесь складывалась очень удачно. Она много играла в самых спектаклях: «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая), «Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба), «Мишин юбилей» (Катя), «Венецианский антиквар» (Графиня Изабелла), «За зеркалом» (Графиня Брюс)…

И вновь была «Чайка». Только теперь уже Татьяна Лаврова выходила на сцену в роли Аркадиной. Виталий Вульф: «Лаврова <...> играет проникновенно, с ощущением общей темы спектакля. <...> В Аркадиной она как истинная актриса сыграла боязнь приближающейся старости. Поэтому ее Аркадина моложава, следит за собой и третий акт, сцену с Тригориным, проводит на пределе человеческих и женских сил, безо всякого актерства».

Но в дальнейшем все сложилось совсем не так, как, наверное, хотелось бы актрисе. С годами ролей становилось все меньше и меньше. Одной из причин считают ее неуживчивый характер. Хотя, как считает Виталий Вульф: «Он (характер), может быть, действительно нелегкий, но вся конфликтность ее натуры связана с тем, что в искусстве Лаврова – максималистка».

Последние годы

В последние годы работы в театре у Татьяны Лавровой было мало. В интервью «Аргументам и фактам» она как-то призналась: «Я два года не имею ни одной роли пока что. И у меня уменьшился репертуар, потому что часть спектаклей, в которых я играла, они сняты в силу определенных обстоятельств. Ну, женщинам всегда сложно в театре. Но я надеюсь, я с лишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья. Надеюсь, что мне что-то предложат. Я вот сейчас живу в ощущении: «Ищу режиссера, ищу режиссера!». Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться. Вот, например, мне сейчас очень хочется сняться у, я его очень люблю, у Говорухина. Он картину начинает. И хотелось бы сняться начинается «Московская сага» Васи Аксенова, который мой друг. И никто не зовет туда, а мне очень хочется. Я думаю, вдруг я скажу по телевидению и они захотят. В театре у меня просто папки несыгранных ролей. Как-то недавно перебирала все и думаю: «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это».

6 мая 2007 года Татьяне Лавровой внезапно стало плохо. Ее сын Владимир срочно вызвал «Скорую помощь», и актрису доставили в клинику. Врачи определили у Татьяны Евгеньевны серьезное и опасное заболевание сердца. Десять дней они боролись за жизнь актрисы. Побороть смертельную болезнь не удалось...

Игорь BIN

Использованные материалы:
Виталий Вульф, «Театральный дождь. Татьяна Лаврова»;
Татьяна Лаврова. Программа «Кумиры». Эфир 03.04.2002 http://www.tv-ostankino.ru;
Наталья Васина, «Судьба Татьяны Лавровой» http://www.aif.ru;
Татьяна Лаврова на сайте МХАТа http://www.mxat.ru