Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото
Анатолия Кторова
Фильмография:
1925 Его призыв
|
КТОРОВ 24.04.1898, Москва – 30.09.1980, Москва Народный артист РСФСР (1948) Детство Анатолий Кторов (настоящая фамилия Викторов) родился в 1968 году в Москве, в обеспеченной семье. Его дед имел собственную лавку на Никольской улице. Отец был инженером. Родители снимали квартиру Чистых прудов, Анатолий учился неподалёку в частной гимназии Страхова. Отец Анатолия был человеком творческим, увлекался музыкой. При его непосредственном участии были рождены несколько ранних песен Вертинского. Видимо, от родителей Анатолию и передалась тяга к искусству. В юном возрасте он увидел спектакль «Братья Карамазовы» с Леонидовым в главной роли, после чего заболел театром. А ещё отец привил Анатолию любовь к футболу. Первый раз он взял сына с собой на матч в 1911 году, и с тех пор тот стал ярым болельщиком. Анатолий и сам весьма не плохо играл в футбол, уже в зрелые годы регулярно выступая за команду МХАТа. Учёба В 1916 году Анатолий Кторов (тогда ещё Викторов) поступил в театральную студию Федора Комиссаржевского при Театре имени Веры Федоровны Комиссаржевской. Надо отметить, что если бы не катастрофическая нехватка мужчин (в то время в самом разгаре шла Первая Мировая война), юношу вряд ли приняли. Всё дело в том, что Анатолий заикался. На втором курсе его даже хотели отчислить, но за студента вступился преподававший в студии выдающийся актёр Илларион Певцов. Он верил в Анатолия и был убеждён, что заикание у него не органическое и со временем пройдёт. Певцов, сыгравший важнейшую роль в становлении Кторова, оказался прав. Уже на втором курсе Анатолий играл роли в постановках, не заикаясь. Как ему удалось этого добиться, Кторов впоследствии и сам не мог объяснить. Обе революции 1917 года прошли как-то мимо Анатолия Кторова. Он учился в театральной студии, играл на сцене Театра имени В.Ф. Комиссаржевской, и ему было не до политики. Нуждаясь в деньгах, начинающий актёр был вынужден летом 2018 года подрабатывать в небольшом театре Фореггера на Малой Никитской. А чтобы не навлечь недовольства руководства Театра им. Комисаржевской, он взял себе псевдоним «Кторов», укоротив свою фамилию «Викторов». Тяжёлые годы В 1919 году Анатолий Кторов окончил театральную студию. Некоторое время он продолжал работать в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской. Благодаря аристократической внешности, у него сразу сформировалось амплуа отрицательного персонажа. В основном ему доставались роли всевозможных обольстительных негодяев и мерзавцев, изящных повес и всяческих неблагонадёжных элементов. Тем временем, ситуация в стране ухудшалась, в Москве голодали, и в 1920 году Анатолий Кторов решил выехать на юг на гастроли в составе труппы Государственного Показательного театра. Во время гастролей театр распался, и Анатолий вернулся обратно в столицу. Там он узнал о трагической гибели своего младшего брата Александра, сорвавшегося с переполненного трамвая… Театр Корша В начале 20-х в Москве существовало множество всевозможных театров, в которых нередко играли любители. Поэтому найти работу Анатолию Кторову не составляло труда. Мало того, ему удалось устроиться в один из лучших столичных театров того времени - Театр Корша. Здесь Анатолий познакомился с Верой Николаевной Поповой. Она была старше Анатолия на девять лет и уже тогда являлась известной актрисой. Но это не помешало вспыхнувшей между ними любви, а затем и заключению официального брака. Эти чувства Кторов и Попова пронесли через всю жизнь, относясь друг к другу с любовью и уважением, поддерживая в трудные минуты. В Театре Корша карьера Кторова поначалу не задалась. Его амплуа, сочетавшее в себе аристократичную внешность героя и данные комика, оказалось не востребованным. Дошло до того, что в 1922 году Кторов решил даже бросить сцену и поступил на факультет общественных наук. Однако лекции не доставляли ему никакого удовольствия, и актёром овладело отчаяние. Спустя год Кторова вновь позвали в труппу Театра Корша. Актёр включился в работу с энтузиазмом. И хотя роли оставляли желать лучшего, он ни от чего не отказывался. Да, ему хотелось драматических ролей, но опять доставались разные повесы и хлыщи. Петлиц в спектакле «Канцлер и слесарь» по Луначарскому, Люцио в спектакле «Мера за меру» по Шекспиру, Элджернон в спектакле «Легкомысленная комедия для серьёзных людей» по Оскару Уайльду, Навуходоносор в спектакле «Иудейская вдова» по Кайзеру, Сын короля в спектакле «Чёрная месса» по Шершеневичу, Генри в спектакле «Пурга» по Щеглову – вот некоторые из ролей, сыгранные им в 20-е годы. Как писали в то время критики: «У Кторова светлые личности выходят хуже, чем темные». Как же они заблуждались в возможностях его таланта. Кино В середине 20-х громко стартовала кинокарьера Виктора Кторова, которая, в отличие от театральной, принесла ему всенародную известность и славу. А открыл зрителям удивительного актёра режиссёр Яков Протазанов. Всё началось с роли опять же повесы в комедии «Закройщик из Торжка» в 1925 году, где Кторов снялся вместе с Игорем Ильинским. Фильм имел большой успех у зрителей. А уже год спустя Кторов и Ильинский с блеском исполнили главные роли в авантюрной комедии «Процесс о трёх миллионах». Кторов создал образ вора-джентльмена Каскарильи, который отличали проницательный взгляд, изысканные манеры, выдержка, помноженные на ум и изобретательность. Герой Ильинского был противоположностью – мелкий, недалёкого ума воришка, он выделялся своей неповторимой мимикой и подвижностью. Вместе же дуэт Кторова-Ильинского выглядел ярко и искромётно. Через несколько лет – в 1930 году – Анатолий Кторов и Игорь Ильинский вновь появились вместе на съёмочной площадке Якова Протазанова в его в комедии «Праздник Святого Йоргена». И, хотя они сыграли других героев (воры Коркис и Шульц), но, по сути, актёры повторили знакомые миллионам зрителей образы. Коркис Кторова вновь был изобретательным мошенником, мозгом аферы, а Шульц Ильинского выступал в качестве его недалёкого подельника. Словом, к началу 30-х Анатолий Кторов был чрезвычайно популярен. Его орлиный профиль с холодной улыбкой красовался на многочисленных афишах, украсивших Москву. При этом актёра нередко сравнивали со знаменитым Иваном Мозжухиным, что самому Кторову очень не нравилось. Он вообще довольно равнодушно относился к славе и тем более к кинематографической известности, предпочитая экрану сцену. Несколько лет он вообще не снимался в кино, а затем в 1937 году появился опять же у Протазанова в его «Бесприданнице». Анатолий Кторов, ещё 1932 году сыгравший в Театре Корша в спектакле «Бесприданница» роль Карандышева, был уверен, что и у Протазанова ему доведётся создавать тот же образ. Однако Протазанов, в отличие от других режиссёров, сумел разглядеть мощное драматическое дарование Кторова и доверил ему сложную роль Паратова. «Карандышевых я найду сколько угодно, а вот где мне найти Паратова, кроме вас», – признался ему режиссёр. Как же прав был Протазанов! Роскошный, высокомерный и обольстительный Паратов, созданный Кторовым, на долгие годы стал эталоном исполнения этой роли. К сожалению, это была последняя их совместная работа. После «Бесприданницы» Кторов на долгие годы ушёл из кинематографа. МХАТ. Довоенные годы В 1933 году Театр Корша, являвшийся на тот момент единственным частным театром в столице, был закрыт. Его здание с инвентарём приказом Наркомпроса перешло МХАТу, а актёры распределены между московскими театрами. В МХАТ перешли Анатолий Кторов, Вера Попова и Борис Петкер. Вера Попова была признанной театральной актрисой, в этом качестве она и пришла в труппу МХАТа. Кторов же был более известен, как киноактёр, а «киношников» руководство МХАТа не жаловало. В труппе его приняли настороженно. И, если в Театре Корша он играл много (пусть далеко не те роли, которые ему хотелось бы), то на новом месте Кторову роли давать не спешили. А то, что давали удачи не приносило. Роль в спектакле «У жизни в лапах» окончилась провалом. Спектакль «Егор Булычев и другие», в котором Кторов сыграл Звонцова, недолго шёл театре и затем был снят с репертуара. За Кторовым закрепилось положение дублёра актёров первого состава. Он вводился на роли Сэма Уэллера в «Пикквикский клуб» по Диккенсу, Леонида Юрьевича Шервинского в «Дни Турбиных» по Булгакову, прокурора Скроботова во «Врагах», Джозефа Сэрфеса в «Школе злословия» Шеридана. Безусловно, его талант и способности требовали большего, но актёр не жаловался, молча перенося не слишком удачную театральную карьеру. Как бы то ни было, но в 1938 году Анатолию Петровичу было присуждено звание Заслуженного артиста РСФСР. Годы войны Известие о начале Великой Отечественной войны Анатолий Кторов встретил, находясь с труппой МХАТ на гастролях в Минске. Уже в первый день войны город бомбили фашисты. Для эвакуации работникам МХАТ была выделена лишь одна машина, и по всеобщей договорённости её отдали женщинам. Актёры-мужчины добирались до столицы своим ходом – на попутках, пешком вместе с толпами других беженцев…. До ноября 1942 года Кторов находился в Москве, а затем отправился с труппой МХАТ в эвакуацию в Саратов. Там МХАТ продолжили свою деятельность, ставя новые спектакли. Работа актёров в военные годы имела важное психологическое значение для советского народа, поскольку поднимала их дух, укрепляла веру в будущую победу. В таком ключе был поставлен спектакль «Русские люди» по пьесе Симонова, в котором Кторов исполнил роль фашистского генерала Розенберга. Вскоре эту постановку осуществляли уже все театры страны. Там же, в Саратове, Кторов исполнил роль Петра Долгорукова в спектакле «Пушкин» по пьесе Михаила Булгакова. Послевоенные и 50-е годы Роль Розенберга на какое-то время наложила на Анатолий Кторова определённое клеймо, закрыв ему возможность играть положительные образы. Сегодня это выгладит абсурдно, но тогда к этому относились серьёзно – актёр, сыгравший фашиста, по определению не мог играть героические роли. Лишь после войны ситуация для Кторова стала понемногу меняться. Он сыграл Александра Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня» по пьесе Чехова, Дульчина в спектакле «Последняя жертва» по пьесе Островского, Крекера в спектакле «Домби и сын» по Диккенсу. Тем не менее, это были совсем не те роли, которые могли бы принести ему большой успех. Можно было бы назвать успехом его роль барона Клингена в спектакле «Плоды просвещения», поставленном по комедии Льва Николаевича Толстого. За неё Кторов был в 1952 году удостоен Сталинской премии. Вот только роль эта была эпизодической, буквально трёхминутной. Не лучше дела обстояли и в дальнейшем. Ролей было мало, и масштаб их был незначительным, а перерывы между ними большими. В 50-е годы Кторов появлялся на сцене в роли Суслова в постановке пьесы Горького «Дачники», Кроссмана в спектакле «Осенний сад» по Хелману, Автолика в «Зимней сказке» Шекспира. Актёр переживал, считал себя «чужаком» в театре, несколько раз был на грани ухода, но чувство долго и привязанность к МХАТу перевешивали. «Милый лжец» Роль, достойная его таланта, досталась Анатолию Кторову лишь в 1962 году. Инициатором спектакля «Милый лжец» по пьесе Джерома Килти стала актриса МХАТ Степанова. 64-летний Кторов должен был сыграть Бернарда Шоу, чему был безмерно рад. «Такая роль выпадает один раз в жизни. Через нее я могу, наконец, высказать свое мироощущение, свои мысли и отношение к жизни», - говорил он. Рождалась эта постановка вне мхатовского графика. Степанова и Кторов репетировали дома, в гримёрках. Зато премьера получилась поистине триумфальной, став знаменательным событием в театральной жизни столицы. Спектакль не был обычным в своём понимании – в нём отсутствовал как таковой сюжет, не было внешнего воздействия, вместо этого два человека в течение долгого времени читали со сцены письма. Ну, разве можно этим удержать зрителя? Оказалось – можно! Актёры купались в своих ролях, заражали своим обаянием зал, заставляя зрителей, затаив дыхание, то плача, то смеясь, искренне сопереживать героям. Это был высочайший класс! Анатолий Эфрос впоследствии в своей книге «Репетиция - любовь моя» писал: «Кто бы мог подумать, что с такой потрясающей силой именно во МХАТе будет прочтено прямо в зрительный зал письмо Бернарда Шоу и что это полное трагизма письмо прочтет артист, никогда или почти никогда, кажется, не выступавший в драматических ролях». Премьера «Милого лжеца» вдохнула новую жизнь в Анатолия Кторова. Роль Бернарда Шоу на долгие годы стала основной в его репертуаре. С этим спектаклем МХАТ даже выезжал в Англию, и там «Милый лжец» был принят с восторгом. Был, правда, момент, когда Анатолий Кторов вновь попытался уйти из МХАТа. Случилось это в 1964 году, когда руководство театра решило отправить на пенсию ряд актёров. В их число вошла и супруга Кторова 75-летняя Вера Николаевна Попова. Кторов, преданный своей супруге, тут же подал заявление об уходе. Для дирекции театра, это был сильный удар – «Милый лжец» постоянно шёл при переполненных залах. Сколько было предпринято сил, чтобы его оставить! Да и сама Вера Николаевна, смирившаяся со своим уходом, уговаривала Кторова остаться. Он, в результате, поддался уговорам, и ещё много лет радовал зрителей своей игрой. Спектакль «Милый лжец» шёл на сцене МХАТа четырнадцать лет. Последний раз Кторов вышел на сцене в образе Бернарда Шоу в октябре 1976 года. К тому времени ему уже тяжело было играть, он часто болел и стал забывать текст… Снова кино 60-е годы ознаменовались для Кторова не только триумфом на сцене, но и возвращением в кинематограф. Долгое время – почти тридцать лет! - он вообще не снимался в кино. Лишь телезрители могли периодически видеть его в фильмах-спектаклях. Наконец, в 1965 году, Сергей Бондарчук пригласил именитого актёра в свою постановку всемирно известного романа Льва Толстого «Война и мир» на роль князя Николая Андреевича Болконского. Сам Кторов отнёсся к приглашению скептически, к тому же пробы к фильму прошли неудачно. Может быть, из-за того, что в свои 67 лет актёр впервые участвовал в кинопробах. Словом, после этого Анатолий Петрович наотрез отказался сниматься в фильме. Однако Бондарчук был настойчив и сумел-таки его уговорить. Режиссёр чувствовал, что именно Кторов сумеет, как никто другой, создать этот образ. Чутьё не подвело Бондарчука, - гордый и величественный, исполненный подлинного аристократизма Николай Андреевич в исполнении Кторова стал украшением фильма. Для всех неожиданно стало ясно, какого же великого актёра «проморгал» кинематограф! К сожалению, дальнейшего продолжения кинокарьера Анатолия Петровича не получила. В 1969 году он ещё раз снялся в кино, сыграв роль короля Швеции Густава V в фильме «Посол Советского Союза». После чего лишь несколько раз появлялся на телеэкранах в постановках фильмов-спектаклей. Последние годы Анатолия Петровича всегда отличали высокая порядочность, требовательность к себе, выдержка, скромность. Как бы тяжело ему не было, он никогда не позволял себе каких-либо жалоб. Он был сильным и стойким человеком, всегда был строг и подтянут. Его отличал настоящий, без грамма фальши и наигранности, аристократизм, который ощущался в движениях, осанке, манерах. Рассказывают, что он, например, никогда не позволял себе сидеть в присутствии женщин, и это, опять же, было для него вполне естественным, не показным. Последние годы жизни Анатолий Петрович и Вера Николаевна провели вместе, поддерживая друг друга. Жили в скромной, старенькой квартире. Вера Николаевна почти ничего не видела, и Анатолий Петрович водил гулять её на улицу. В сентябре 1980 года супруги ездили отдыхать на дачу. По возвращении Анатолию Петровичу стало плохо, и его положили на обследование в больницу. Там он пробыл недолго, попросив, чтобы его выписали домой. В понедельник 29 сентября его выписали, а во вторник, сидя у телевизора, он уснул и не проснулся. Вера Николаевна пережила супруга на два года. Могилы супругов находятся рядом - на Введенском кладбище в Москве. Игорь BIN Использованные материалы:
|