Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедия "Праздник Святого Йоргена"
Режиссер: Яков Протазанов.
Сценаристы: Илья Ильф, Евгений Петров, Яков Протазанов, Вадимир Швейцер, Сигизмунд
Кржижановский.
Оператор: Петр Ермолов. Композитор: Сергей Бугославский.
СССР. Производство: Межрабпом-Русь. 1930.
Комедия по мотивам одноимённого романа Геральда Бергстеда. Парочка жуликов, сбежавших из тюрьмы, прельщаются богатствами церкви. Мошенники задумывают и осуществляют авантюру. Один из них выдаёт себя за святого Йоргена, а другой притворяется калекой. На глазах изумлённой толпы свершается "чудесное исцеление"....
Премьера: 25 августа 1930 (немой), 1935 (озвученный).
Главные герои:
Франц Шульц (Игорь Ильинский)
Микаэль Коркис (Анатолий Кторов)
настоятель храма св. Йоргена (Михаил Климов)
казначей храма св. Йоргена (Иван Аркадин)
Олеандра, дочь настоятеля храма (Мария Стрелкова)
проводник (Владимир Уральский)
монах (Анатолий Горюнов)
режиссёр религиозного боевика "Житие св. Йоргена" (Леонид Оболенский)
начальник полиции (Николай Кутузов)
полисмен / юродивый (Николай Гладков)
кинооператор (Станислав Новак)
ангел (Нина Толчан)
монах (Даниил Введенский)
монах (Владимир Михайлов)
актёр (А.Глинский)
Гуген, член парламента (Александр Гейрот)
представитель науки(Сергей Ценин)
Сатирическая комедия Якова Протазанова
В 1926 году режиссёр Яков Протазанов поставил увлекательный остросюжетный фильм «Праздник Святого Йоргена» с Игорем Ильинским, Анатолием Кторовым и Михаилом Климовым в главных ролях. Спустя четыре года, приступая к съёмкам комедии «Праздник Святого Йоргена», он вновь привлёк эту троицу. Сюжет нового фильма во многом перекликался с предыдущим. В обеих картинах упор делался на обличение буржуазного общества. В качестве главных героев выступали воры-мошенники, но настоящими ворами выставлялись не они, а люди, власть предержащие. В случае с «Процессом» это были банкиры и финансисты, в «Празднике» досталось служителям церкви. В этом плане новый фильм Якова Протазанова носил ярко выраженную антирелигиозную направленность, весьма популярную для того времени.
Главные персонажи «Праздника Святого Йоргена» также во многом повторяли героев «Процесса о трёх миллионах». Анатолий Кторов, сыгравший Коркиса, вновь создал образ вора-интеллектуала, а Игорь Ильинский примерил на себя образ его подручного, мелкого жулика Шульца. Надо отметить, возросшее мастерство актёров, создавших великолепную, уморительно смешную парочку. Коркис в исполнении Кторова выглядел обаятельным, решительным, умным и расчётливым. А его фраза «Главное - вовремя смыться!» впоследствии стала крылатой. Ильинский, обладающий замечательной пластикой и неповторимой мимикой, добавлял в картину необходимый комизм. По сюжету герои картины принимали решение поживиться за счет церкви. Коркис выдавал себя за Святого Йоргена и на глазах у огромной толпы «исцелял» изображающего калеку Шульца. Невозможно сдержать улыбку, когда Шульц рассказывал, как его в детстве уронили с третьего, с пятого, с седьмого, с четырнадцатого этажа (с каждым новым рассказом этажность увеличивалась).
Как уже отмечалось, предметом сатиры в картине выступила церковь. Поскольку действие разворачивалось в буржуазном обществе, то церковь была католической. А её главным представителями в фильме стали наместник некоего Храма Святого Йоргена, роль которого исполнил Михаил Климов, и кассир храма в исполнении Ивана Аркадина. Данные персонажи в фильме выведены, как предельно циничные, алчные люди. Их главная цель – нажиться на народе. Недаром, Коркис, гладя на них, восхищался: «Учитесь работать без отмычек». Самое примечательное то, что при своём звании ни наместник, ни кассир на самом деле ни капли не верили в Бога. Потому при появлении «Святого Йоргена» они ни на секунду не усомнились, что это мошенник. Как говорится – мошенник мошенника видит издалека.
Вместе с тем, несмотря на общее сходство с «Процессом о трёх миллионах» «Праздник Святого Йоргена» получился по своему жанру совершенно иным. Не смотря на социальный подтекст, «Процесс» был всё же более приключенческо-авантюрным. «Праздник» же нёс исключительно ярко-сатирическую направленность.
Фильм «Праздник Святого Йоргена» изначально снимался, как немой, но в 1935 году он был частично озвучен. В результате получилась весьма оригинальная кинокартина, совместившая достоинства как немого, так и звукового кино. Так же был применён метод, когда из уст персонажей (в данном случае настоятеля и кассира) звучит одна интерпретация событий, а зритель видит совершенно противоположное. Очень остроумными получились вставленные титры, авторами которых выступили знаменитые Ильф и Петров, написавшие «Двенадцать стульев» и «Золотого телёнка».
Досталось в картине не только служителям культа, но и коллегам-киношникам. В начале фильма есть сцена, где авторы поиронизировали над беспринципными кинематографистами, снимающими по заказу и под руководством священнослужителей «Мировой религиозный боевик».
Фильм «Праздник Святого Йоргена» вышел в 30-е годы. Вполне заслуженно критикуя далеко не лучших представителей культа, фильм, вместе с тем, вольно-невольно, распространял своё действие и в целом на церковь (причём явно не только католическую), тем самым нося откровенно антирелигиозный характер. В Советском Союзе с его воинствующим атеизмом и коммунистической идеологией, отчасти заменившей народу религию, это приветствовалось, и потому фильм имел успех у зрителей. Но атеизм не смог полностью истребить в народе потребности в Вере, а с крахом коммунистической идеологии эта потребность лишь многократно возросла. Поэтому в настоящее время подобный фильм был бы принят далеко неоднозначно, вызвав неприятие довольно большой аудитории.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.