Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Фантастическая драма "Зеркало для героя"

Режиссер: Владимир Хотиненко
Сценарист: Надежда Кожушаная
СССР. Производство: Свердловская киностудия. 1987, 2 серии

Зеркало для героя Глубокий, психологический фильм режиссера Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» поставлен в жанре фантастической драмы по мотивам одноименной повести С. Рыбаса. Герои картины Сергей и Андрей, волей случая, а может какого-то высшего провидения, переносятся из второй половины 80-х в прошлое – в лето 1949 года. Сергею предстоит увидеть своих молодых родителей и переосмыслить свою жизнь…

Премьера: июль 1988

Призы и награды:
Номинация российской киноакадемии «Ника» «Лучшая сценарная работа», 1988
Приз Витторио де Сика в Италии
Спецприз на фестивале в Баку

Герои фильма:
Сергей Кириллович Пшеничный, лингвист-психолог (Сергей Колтаков)
Андрей Иванович Немчинов, горный инженер (Иван Бортник)
Кирилл Иванович Пшеничный, отец Сергея в молодости (Борис Галкин)
Кирилл Иванович Пшеничный, отец Сергея в старости (Феликс Степун)
Лида, мать Сергея (Наталья Акимова)
Роза, рабочая на шахте (Елена Гольянова)
Сашка-танкист, слепой инвалид войны, брат Розы (Яков Степанов, озвучил Авангард Леонтьев)
Тюкин Алексей Николаевич, начальник шахты (Виктор Смирнов)
Федор Петренко, молодой шахтёр (Николай Стоцкий)
Пухарев, шахтёр-стахановец (Сергей Паршин)
Рябенко, милиционер (Александр Песков)
жена Сергея (Елена Козлитина)
дочь Сергея (Вита Гребнева)
пленный немец (Владимир Богачёв)
камео – солист группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов
камео - гитарист группы «Наутилус Помпилиус» Дмитрий Умецкий

История создания

Зеркало для герояФильм Владимира Хотиненко посвящен теме отцов и детей, отношению современного поколения к делам и свершениям их предков, а также способности это отношение переосмыслить. В начале картины перед зрителями разворачивается картина конфликта между главным героем лингвистом-психологом Сергеем Пшеничным и его отцом-пенсионером Кириллом Ивановичем. Отец считает тему диссертации сына надуманной, Сергей же в свою очередь критично отзывается о повести отца. Представители двух поколений наотрез отказываются понимать друг друга, принимать чужую точку зрения…

Далее по ходу фильма Сергей вместе со случайным знакомым бывшим горным инженером Андреем Немчиновым неожиданно для себя переносятся в прошлое. Герои попадают в 1949 год, где встречают своих родителей. Сюжет картины построен на циклическом повторении времени – прожив один день, Сергей и Андрей вновь возвращаются в его начало, и все их попытки что-либо изменить оказываются неудачными. А вот сами герои меняются…

Надо отметить, что кинокартина значительно отличается от своего литературного первоисточника - одноименнойповести С. Рыбаса, по мотивам которой она была поставлена. Сам факт временной петли, на котором строится вся идеология фильма, в книге отсутствовал. Отсутствовал он и в первоначальном сценарии, написанном Надеждой Кожушановой. Тот сценарий ей категорически не понравился, и она принялась за его переделку. Вот тогда ей и пришла идея зациклить пребывание героев в прошлом одним, многократно повторяющимся днем. Таким образом, прошлое, подпустив к себе героев, позволяло себя изучать, но ни в коем случае не изменять.

Владимир Хотиненко сразу же подхватил идею сценариста, ведь появилась возможность развить тему конфликта отцов и детей, переведя ее в новую плоскость. Осознав, что изменить ничего не получится, герои начинают вживаться в эту странную цикличную реальность, меняя свое мировоззрение, влюбляясь в окружающих людей и, в конце концов, понимая, за что же эти люди жили, боролись и умирали…

Для более полного и правдоподобного отражения послевоенной эпохи Надежде Кожушановой пришлось немало времени провести в архивах, изучая материалы того времени. А в качестве прототипа Кирилла Ивановича сценарист взяла своего отца. Местом съемок были выбраны Донецкая и Луганская области – поселки Карла Маркса, Абакумова, Макеевка, Кураховка, Боково-Платово. В объектив попали шахта №7 на «Трудовских» и бывшая шахта 11-бис управления «Петровское». Словом, создатели сделали все возможное, чтобы передать атмосферу того времени, и это им удалось.

Особое значение в фильме играют удачно подобранные песни. «Последнее письмо» и «Казанова»рок-группы «NautilusPompilius» отражают действительность второй половины 80-х. Песни «Спят курганы тёмные» и «Враги сожгли родную хату» звучат в исполнении персонажей фильма, как ответ на просьбу Сашки-танкиста спеть ему что-либо, где нет войны. Последняя трогает его душу, и он заявляет: «Это же про меня...». Сам Сашка-танкист исполняет известную песню «В Цусимском проливе далёком…».

Кроме того лейтмотивом фильма проходит Серенада Смита из оперы Ж. Бизе «Пертская красавица» в исполнении Владимира Богачева, который сыграл роль пленного немца. Тот же Владимир Богачев исполняет хорал пилигримов из 3-го акта оперы Р. Вагнера «Тангейзер». А в финале картины звучит «Всенощная. Ныне отпущаеши» Сергея Рахманинова в исполнении солиста Константина Огневого.

Умная, глубокая, психологическая кинолента с неторопливо развивающимся сюжетом предполагает вдумчивый просмотр (возможно не один раз), чтобы вслед за героями еще раз обернуться на наше общее прошлое – время светлых надежд людей, объединенных одной идеей, и несправедливостей системы, которая не считалась с человеческими жизнями…

Интересные факты

Тему диссертации Сергея Пшеничного «Особенности пространственной организации биоэлектрической активности мозга во время речевых актов» сценарист Надежда Кожушанова не выдумала, а взяла из реальной жизни. В свое время Кожушанова подрабатывала машинисткой, и ей запомнилась диссертация с таким необычным названием.

В 1993 году, впустя несколько лет после выхода фильма Владимира Хотиненко, прием цикличного повторения одного и того же дня был использован в известной голливудской комедии «День Сурка».

Фото из фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.