Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Драма "В четверг и больше никогда"

Режиссёр: Анатолий Эфрос.
Сценарист: Андрей Битов. Оператор: Владимир Чухнов.
Композитор: Дмитрий Шостакович. Художник: Феликс Ясюкевич.
СССР. Производство: Мосфильм. 1977.

31 июняГерой драмы Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда» московский врач Сергей перед свадьбой отправляется в деревню к матери. Сергею нужно решить вопрос с живущей там Варей, бывшей его подругой, беременной от него. Но его приезд приводит лишь всё рушит…

Премьера: ноябрь 1978.

Герои фильма:
Сергей (Олег Даль)
Екатерина Андреевна, мать Сергея (Любовь Добржанская)
Иван Модестович, отчим Сергея (Иннокентий Смоктуновский)
Варя, бывшая девушка Сергея (Вера Глаголева)
директор заповедника (Александр Ожигин)
егерь Степанов (Михаил Жигалов)
фотокорреспондент Валера (Валерий Плотников)
Харитонов (Виктор Карлов)
Гражина, невеста Сергея, певица (Гражина Байкштите)
сестра – близняшка, внучка сестры Екатерины Андреевны (Ирина Короткова)
сестра – близняшка, внучка сестры Екатерины Андреевны (Марина Короткова)

Малоизвестная кинокартина Анатолия Эфроса

Фильм Анатоля Эфроса «В четверг и больше никогда» незаслуженно неизвестен широкому кругу зрителей. А ведь он интересен и по своему сюжету, по проблемам, понимаемым в нём, и по актёрскому составу…

Идея фильма возникла у сценариста Андрея Битова, после его встречи с пожилой женщиной, живущей в заповеднике под Красноярском. Она произвела на него впечатление своим врождённым аристократизмом, достоинством и статью. Битов подал заявку на «Мосфильм», и там её приняли. Будущий фильм виделся, как телепьеса, и на «Мосфильме» посчитали, что лучшим режиссёром для воплощения этой идеи станет Анатолий Эфрос. Будучи театральным режиссёром, он имел опыт работы в кино («Двое в степи», «Таня»). Эфрос принял предложение и стал подбирать исполнителей на главные роли.

Центральной фигурой фильма, безусловно, выступала Екатерина Андреевна. Столь объёмный образ требовал приглашения сильной драматической актрисы. Эфрос сделал предложение Фаине Георгиевне Раневской. Да, она бы с блеском исполнила бы эту роль! Но возраст… Фаина Георгиевна вынуждена была отказаться. Тогда на роль была утверждена другая известная актриса Евдокия Урусова. А роль Ивана Модестовича, мужа Екатерины Андреевны и отчима Сергея, в фильме исполнил Иннокентий Смоктуновский.

В четверг и больше никогдаРоль Сергея после некоторых поисков (рассматривались Николай Ерёменко-младший, Сергей Шакуров, Олег Янковский) решено было доверить выдающемуся актёру Олегу Далю. Выбор оказался более чем удачный. Герой Олега Даля совместил в себе интеллектуальность, успешность, мужскую красоту и, в то же время, определённую долю цинизма и пресыщенности жизнью. В фильме он приезжал в заповедник к своей матери, чтобы решить вопрос со своей бывшей девушкой, которая забеременела от него. Кстати, сам фильм поначалу и назывался «Заповедник», что было очень символично. Ведь герой приезжал не только в уголок нетронутой природы, но и в заповедник души, в определённой степени утерянный когда-то им рай. В целом неплохой человек, Сергей, тем не менее, врывается в этот мир, принося несчастье…

На роль бывшей девушки Сергея Эфрос пробовал известных актрис: Наталью Андрейченко, Евгению Симонову и Елену Кореневу, но затем остановил свой выбор на совсем молодой Вере Глаголевой, у которой за плечами была лишь одна роль в кино. Глаголева со своей обезоруживающей улыбкой и непосредственностью великолепно вписалась в образ. Именно под Глаголеву было решено изменить и имя её героини – поначалу её звали Серафима, но затем решили, что актрисе больше подойдёт персонаж с именем Варя.

Также было изменено и имя невесты Сергея, которая в сценарии звалась Наной и была грузинкой. Но в результате роль досталась студентке ВГИКа Гражине Байкштите, которая очаровала всю съёмочную группу. Так грузинка Нана превратилась в девушку из Прибалтики Гражину.

ВодоворотПеред началом съёмок произошло ЧП – Евдокия Урусова, которая должна была играть Екатерину Андреевну, сломала ногу. Анатолий Эфрос начал срочные поиски другой исполнительницы и вспомнил про Любовь Добржанскую. Выдающаяся театральная актриса, она мало снималась в кино, но две её работы покорили сердца миллионов зрителей – это мама Юрия Деточкина в комедии «Берегись автомобиля» и мама Жени Лукашина в комедийной мелодраме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Эфрос предложил ей стать ещё одной мамой.

Для Добржанской эта работа стала последней в кино. К тому времени она в силу возраста болела, но это не помешало ей создать яркий, пронзительный образ. Примечательно то, что с её партнёром по фильму Иннокентием Смоктуновским они уже вместе снимались – в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Тогда он играл её сына. В фильме же Эфроса они сыграли супругов.

В ходе съёмок дважды изменилось название фильма. Сначала его переименовали в «Гость», а итоговым стало «В четверг и больше никогда». Это название тоже имело важный смысл, поскольку по сюжету именно в четверг происходили решающие события. Этот день становился для всех героев определяющим в жизни.

Фильм Анатолия Эфроса получился, в некоторой степени, камерным, очень атмосферным, поднимающим важные вопросы нравственности. Он должен был стать событием в отечественном кинематографе. Но… не стал. Его вообще мало кто увидел. Дело в том, что незадолго до его выхода, автор сценария Андрей Битов выступил в качестве самиздатовского журнала «Метрополь», в котором без цензуры печатались произведения авторов, не пользующихся благосклонностью властей. Это отразилось и на фильме «В четверг и больше никогда» - его пустили малым тиражом по окраинам страны…

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Использованный материал: «Как снимали фильм "В четверг и больше никогда"», 22 Июня 2014, https://www.liveinternet.ru

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.