Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Любовь Добржанская_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Любови Добржанской

Фильмография:

1947 Свет над Россией
1952 Учитель танцев - фильм-спектакль
1966 Берегись автомобиля
1968 Урок литературы
1969 Адам и Хева
1969 Последняя ночь уходящего года - фильм-спектакль
1970 Марианна Колли - фильм-спектакль
1970 Суд совести - фильм-спектакль
1970 Две улыбки
1970 Бабушка и цирк
1972 А.П. Чехов. Дядя Ваня - фильм-спектакль
1972 Игрок
1974 Осенние грозы
1974 Коляска на балконе - фильм-спектакль
1975 Из записок Лопатина - фильм-спектакль
1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
1977 В четверг и больше никогда



ДОБРЖАНСКАЯ
Любовь Ивановна

24.12.1905, Киев – 03.11.1980, Москва

Народная артистка СССР (1965)
Народная артистка РСФСР (1954)
Заслуженная артистка РСФСР (1944)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1951, за роль леди Гамильтон в спектакле «Флаг адмирала»)
Кавалер Ордена Ленина
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1968)
Награждена Медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945) и «В память 800-летия Москвы» (1948)

Детство

Любовь Добржанская родилась 24 декабря 1905 года в Киеве в дворянской семье. Её отец Иван Андроникович Добржанский служил в чине штабс-ротмистра в Отдельном корпусе пограничной стражи. За свою службу он был отмечен орденами Святого Владимира с мечами и бантом, Святой Анны с мечами, крестом Георгия Победоносца и солдатским георгиевским крестом за защиту отечества в германскую войну. Мама Ольга Васильевна Добржанская, выпускница дворянской гимназии, занималась воспитанием детей.

Как и полагается в дворянских семьях, девочка получила хорошее воспитание и образование. С 10 лет она обучалась в Киевском институте благородных девиц, где изучала арифметику, географию, историю, немецкий и французский языки, обучалась рукоделию. В эти же годы Любовь увлеклась сценой – она занималась в театральном кружке и мечтала, что в будущем станет актрисой.

Окончить институт благородных девиц Любови Добржанской помешала революция 1917 года. После установления Советской власти все подобные учреждения закрылись. За революцией последовала Гражданская война. В эти тяжёлые годы скончался брат Ивана Добржанского – известный оперный певец Роман Романов-Добржанский, и родители Любы взяли троих его детей в свою семью. Теперь девочка, как самая старшая, занималась их воспитанием, а также всей домашними заботами, поскольку маме пришлось работать прачкой, нянькой, швеей…

Судьба отца

После революции Иван Добржанский демобилизовался. В Гражданскую войну он не принимал участия в боевых действиях против Советской власти. Но это не спасло его от ареста. В 20-е годы ему припомнили его прошлое, как офицера царской армии, и сослали на пять лет на Соловки. Больше Любовь Добржанская своего отца не видела. После отбытия наказания ему запретили селиться в центральной части России. Иван Добржанский был вынужден проживать в Казахстане, трудясь простым пастухом. Скончался он от сердечного приступа в 1941 году, предположительно в Семипалатинске.

Начало театральной карьеры, первый и второй брак

В начале 20-х годов Любовь Добржанская устроилась работать на Киевскую фабрику резиновых изделий. Но мечта стать актрисой не отпускала её. В 1923 году она поступила в театральную студию при Втором театре Украинской советской республики им. В. И. Ленина (позже переименованный в Киевский театр русской драмы). Уже тогда проявился её яркий артистический талант – Любовь была лучшей студенткой своего потока. Спустя год, в 1924 году, девушка была принята в труппу театра.

В Киевском театре русской драмы Любовь Добржанская познакомилась с артистом Иваном Червинским, который вскоре стал её первым мужем. Но прожили вместе они недолго. В 1933 году на Ивана донесли, обвинив его в антисоветских разговорах во время игры в преферанс. За арестом последовали допросы, которых Иван не смог выдержать. В итоге он повесился в тюремной камере.

Любовь Добржанская тяжело переживала арест и смерть мужа. Помогала ей в этом работа. С начала 30-х годов актриса регулярно играла главные роли, собирая полные залы. Зрители полюбили её по спектаклям «Вредный элемент» (Зина), «Страх» (Валя) и другим. В 1933 году Любовь Добржанская блестяще исполнила главную роль Комиссара в «Оптимистической трагедии», поставленной режиссёром Владимиром Нелли-Владом по одноимённой пьесе Всеволода Вишневского. Тогда же между Владимиром и Любовью зародились отношения. Он постоянно поддерживал актрису психологически, а затем сделал ей предложение. Любовь приняла его.

Этот брак просуществовал ещё меньше, чем первый. Уже в следующем, 1934 году, на Любовь Добржанскую, игравшую в «Оптимистической трагедии», обратил внимание директор Центрального театра Красной армии Владимир Месхетели и пригласил её в свою труппу. Актриса мечтала о большой сцене в столице и потому сразу согласилась. С её переездом в Москву брак с Владимиром распался…

30-е – 40-е годы, театр, третий брак

В Центральном театре Красной армии Любовь Добржанская дебютировала ролями Татьяны в спектакле «Варвары» и Рашель в спектакле «Васса Железнова» (оба по произведениям Максима Горького). Однако эти работы в силу их незначительности не были отмеченными театральными критиками. Да и последующие пару лет актриса исполняла лишь небольшие роли.

Признание в столичном театральном мире Любови Добржанской принесла постановка комедии Шекспира «Укрощение строптивой», осуществлённая в 1937 году. Актриса блестяще сыграла Катарину, после чего ей стали регулярно предлагать главные роли.

В годы Великой Отечественной войны Центральный театр Красной армии был эвакуирован в Свердловск. Вскоре он был переименован в Центральный театр советской армии. Одной из самых ярких работ Любови Добржанской в этот период стала роль Шуры Азаровой в спектакле «Давным-давно», поставленном по пьесе Гладкова. Кроме того, в военные годы актриса принимала участие в выступлениях театральных фронтовых бригад, поднимая дух наших бойцов. В 1944 году она была удостоена почётного звания Заслуженной артистки РСФСР.

В послевоенные годы Любовь Добржанская продолжала активно работать на сцене. Среди её новых работ: Фелисиана в спектакле «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега и Синтия в спектакле «Голос Америки» по пьесе Бориса Лавренёва.

К этому времени Любовь Добржанская вышла замуж в третий раз. Её новым мужем стал актёр Осип Александрович Шахет, служивший вместе с ней в Театре Советской армии. Этот брак прервала внезапная смерть Осипа Александровича от инфаркта, случившегося в 1949 году.

Театр Советской Армии, 50-е – 60-е годы

В 50-е годы Любовь Добржанская уже являлась ведущей актрисой труппы. Она играла много, и роли были самыми разноплановыми: леди Гамильтон в спектакле «Флаг адмирала» по Штейну, Карелина в спектакле «Мастерица варить кашу» по Чернышевскому, Миссис Уоррен в спектакле «Профессия миссис Уоррен» по Бернарду Шоу, Надежда Монахова в спектакле «Варвары» по Горькому, Дачия в спектакле «Титанник-вальс» по Мушатеску, Елена Стильяно в спектакле «Моя семья» по Эдуардо де Филиппо, Эмилия Марти в спектакле «Средство Макропулоса» по Карелу Чапеку и другие. В 1954 году Любовь Добржанская была удостоена звания Народной артистки РСФСР.

В начале 50-х произошли изменения и в личной жизни актрисы – она в четвёртый раз вышла замуж. Её избранником стал гитарист, цыган по национальности, Виктор Яковлевич Кручинин. Любовь Добржанская, помимо работы в театре, активно выступала с концертами, исполняя романсы. Кручинин был её постоянным аккомпаниатором. Этот брак оказался самым счастливым. Вместе супруги прожили четверть века.

60-е годы обогатили репертуар Любови Добржанской новыми интересными работами. Так она сыграла Василуцу в спектакле «Каса Маре» по пьесе молдавского писателя Иона Друцэ, Анастасию в спектакле «Под одной из крыш» по произведению Зараха Аграненко, доктора Матильду фон Цанд в спектакле «Физики» по пьесе Фридриха Дюрренматта, Бабушку в спектакле «Два товарища» по пьесе Войновича. Особо стоит отметить роли актрисы в постановках чеховских пьес. В «Вишнёвом саде» она создала образ Раневской, а в постановке «Дяди Вани» сыграла Войницкую.

Параллельно работе в ЦТСА Любовь Добржанская в 1964 году приняла участие в спектакле Драматического театра им К . С. Станиславского «Материнское поле» (по произведению Чингиза Айтматова), где сыграла роль Толгоной.

В 1965 году Любовь Добржанская стала Народной артисткой СССР.

Кино

Любовь Добржанская всегда считала себя театральной актрисой и к кинематографу относилась прохладно. К тому же её дебют в кино оказался неудачным. В 1947 году она исполнила эпизодическую роль в фильме «Свет над Россией», который не понравился Сталину. В результате картина «легла на полку».

Тем не менее, именно кинематограф принёс Любови Добржанской всенародную известность. Да, снималась она крайне мало, но две её работы полюбили миллионы зрителей. Примечательно то, что обе роли были мамами главных героев. Первой такой ролью стала мама Юрия Деточкина в знаменитой детективной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966). Добрая, заботливая героиня Добржанской сразу же покорила сердца зрителей. А ведь в жизни актриса была другой – строгой, резкой женщиной. К тому же, Любовь Добржанская осознанно не имела детей. Она считала, что материнство и актёрская профессия несовместимы.

Фильм «Берегись автомобиля» имел огромный успех, и Любовь Добржанскую стали активно приглашать на подобные роли другие режиссёры. Однако актриса не спешила принимать предложения. Она по-прежнему отдавала себя театру, а в кино появлялась крайне редко. В 1968-1969 года она снялась в комедийных мелодрамах Алексея Коренева «Урок литературы», где сыграла писательницу Анну Тюрину, и «Адам и Хева», где её героиней стала Айбала. В начале 70-х ЛюбовьДобржанская приняла участие в экранизации романа Достоевского «Идиот», сыграв бабушку Антониду Васильевну, и в драме «Осенние грозы, исполнив роль Замфиры.

Второй известной киноработой Любови Добржанской стала роль мамы Лукашина во всенародно любимой комедии всё того же Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», поставленной в 1975 году. Спустя пару лет актриса ещё раз снялась в кино. И вновь это была роль матери – в мелодраме Бориса Эфроса «В четверг и больше никогда», она создала образ пожилой женщины Екатерины Андреевны, мамы Сергея (его сыграл Олег Даль). Эта роль для Добржанской стала единственной главной в кино и последней.

Последние годы

За годы выступлений на сцене Любовь Добржанская сыграла более 120 ролей. Она с одинаковым успехом создавала глубоко драматические и лёгкие комедийные образы, при необходимости демонстрировала великолепные вокальные данные. Но годы брали своё. В январе 1975 года ушёл из жизни муж Любови Добржанской Виктор Кручинин. После его смерти всё чаще стали сказываться проблемы со здоровьем и у Любови Ивановны. Она на стала реже играть на сцене.

Среди её последних работ в театре: графиня Мария в спектакле «Экзамены никогда не кончаются» (1976) по пьесе Эдуардо де Филиппо, мать Билли в спектакле «Странствия Билли Пилигрима» (1976) по роману Вонегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», тётка Фарятьева в спектакле «Фантазии Фарятьева» (1976). Кроме того, стоит отметить её роль Старухи в спектакле «Эшелон» по пьесе Рощина, поставленном в 1975 году в Московском театре «Современник».

В декабре 1978 года в Большом зале ЦТСА состоялся торжественный вечер, посвящённый 70-летию актрисы. В этот день она попрощалась с театром. Последние два года Любовь Добржанская тяжело болела. Скончалась она 3 ноября 1980 года. Похоронили актрису на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа Виктора Яковлевича Кручинина.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Любовь Добржанская, биография на сайте Энциклопедия «Кругосвет», https://www.krugosvet.ru;
Любовь Добржанская, биография на сайте Википедия https://ru.wikipedia.org/