Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Трагикомедия "Тупой жирный заяц"
Режиссер - Слава Росс. В ролях - Алексей Маклаков, Владимир Долинский, Александр Баширов, Соня Олейник, Сергей Бехтерев, Никита Михалков, Ольга Матушкина, Александр Ильин. Россия. 2004.
Фильм "Тупой жирный заяц" - цена самоуважения, любви и даже жизни.
Фильм с таким названием
просто обречен на успех.
Язвительный отзыв кота Бублика
Небольшой провинциальный городок, местный Театр юного зрителя. Загнивающий, скажем так, театр, у которого уже давно нет денег, поэтому там последние лет двести играют один и тот же спектакль со зверушками, которые танцуют, поют и веселятся. Зверушек, понятное дело, играют вовсе не дети, а профессиональные актеры различных возрастов. Работу свою они не любят - как можно любить постоянно играть один и тот же убогий спектакль со зверушками, - денег за нее практически не получают, однако из театра не уходят, потому что куда на самом деле идти? А некуда!
Единственные деньги, которые театр с грехом пополам зарабатывает на зарплату актерам, - это доходы от актерского чёса по деревням и поселкам. Колхозные комбайнеры, кладовщики, конюхи и скирдовальщики зрелищами не избалованы, поэтому пока еще платят за те убогие представления, которые им демонстрирует спившаяся почти в ноль разъездная труппа.
Актер Аркаша Сапелкин (Алексей Маклаков) работает в ТЮЗе, а в вечном спектакле играет роль жирного зайца. Тупого жирного зайца, потому что данный персонаж особым умом и сообразительностью не отличается. Аркаше роль зайца обрыдла до невозможности, а если еще учесть, что жизнь Сапелкина как-то не сильно удалась, похоже, что он доведен буквально до отчаяния. Жена Сапелкина выгнала, живет он в убогой комнатушке, всю жизнь играет тупую жирную зверушку, и похоже, что играть Аркаше его - до гробовой доски, которая может случиться достаточно быстро, учитывая традиционное актерское неумеренное потребление низкокачественного алкоголя.
Собственно, вся труппа ТЮЗа на жизнь смотрит вовсе не с оптимизмом. Однако таким самокопанием, как Аркаша, там мало кто занимается. Кто пьет по-черному, кто строит козни, а кто просто существует, не особо задумываясь над тем, что с ним будет дальше. Хорошо себя чувствует в этом болоте один лишь директор (Владимир Долинский). На себя ему денег хватает, из актеров он выжимает последние соки, маскируя нажим лицемерным сочувствием (любимая его фраза - "Дорогой ты мой человек"), а параллельно еще и молодых старлеток соблазняет, обещая им скорое продвижение по службе: вместо роли бессловесного гриба директор может дать новой фаворитке роль белочки или даже хитовую роль курочки.
Впрочем, директор не чужд и коммерческой жилки: он где-то откопал спонсора-колбасника (Александр Баширов), который будет финансировать новую постановку "Плоть, или Вампиры навсегда", где, по требованию времени, присутствуют секс и ужасы. Так что в театре ненадолго оживляются, да и Аркаша временно успокаивается - ему в этой "Плоти" неожиданно досталась главная роль.
Однако выясняется, что реально в жизни театра почти ничего не изменилось. Только добавились колбасные ларьки в холле, которые уничтожили последние намеки на то, что это - храм искусства. Теперь это все ни к какому искусству уже не имеет ни малейшего отношения.
***
Странный фильм. Очень неровный. Видимо, поэтому мнения об этой картине - практически полярны. Одним он очень понравился, из серии "пронзительная, честная и берущая за душу история о провинциальных актерах", другие утверждают, что это натужный, плохо поставленный и довольно слабенький фильм, который непонятно зачем вообще снят.
Что характерно, я не разделяю ни первое, ни второе мнение. Фильм мне скорее не понравился, и уж я тем более не испытываю по его поводу никаких восторгов, однако в нем есть некоторые удачные сцены, благодаря которым нельзя утверждать, что это уж совсем пустое кино.
А история создания позволяла надеяться, что это будет если не шедевр, то уж хотя бы весьма достойный фильм. (Возможно, он таковым и является, просто далеко не все это мнение разделяют.) Слава Росс (он себя сам именует именно Слава, а не Вячеслав) и Алексей Маклаков знакомы уже лет двадцать - со времен работы в новосибирском драматическом театре "Красный факел". Маклаков сам долгое время актерствовал в провинциальных театрах, включая ТЮЗ, и нахлебался всех "прелестей" заштатных театриков полной ложкой.
Поэтому когда Росс написал сценарий об актерах провинциального театра, перед ним даже не стоял вопрос, кого брать на главную роль, - конечно, Маклакова. Причем сначала сценарий предполагал съемки короткометражного фильма, но уже в процессе съемок Россу стало понятно, что это - полный метр. В результате сценарий был переработан, актерский состав увеличился практически втрое, и процесс съемок был запущен заново. Всего работа над фильмом шла три года, хотя непосредственно съемочный процесс уложился буквально в один месяц.
Узнав об этой истории я, в общем-то, понял, откуда взялись основные недостатки фильма. Это короткометражка, которую превратили в полный метр. Поэтому некоторые сцены выглядят совершенно лишними - их просто прилепили к первоначально короткому сюжету.
Маета главного героя довольно быстро начинает утомлять. То есть оно-то понятно, с чего он мается в этом болоте, но не появляется главного - сопереживания. Почему? То ли из-за того, что Маклаков, на мой взгляд, все-таки не вытягивает главную роль, то ли из-за того, что персонаж получился вялый и неубедительный. Ах, какой бунт индивидуальности: в роли тупого зайца перед детишками вдруг выдавать что-то из "Гамлета". А детишки-то тут при чем? Жирный гамлетующий заяц - тут у неокрепшей детской психики может случиться коллапс. Да и в неземную любовь молоденькой старлетки к этому неудачнику как-то тоже не очень верится. А его ответные шаги выглядят как-то очень убого. Убедительна только сцена, когда жена обнаружила романтический ужин и надавала мужу по ушам, - вот это снято было здорово.
В результате фильм оказывается без главного - без героя. Поэтому очень сильно проседает. Второстепенные персонажи - почти все хороши, а вместо главного - нечеткое желтое пятно. Но вот как раз из-за второстепенных персонажей фильм можно посмотреть. Директор в исполнении Владимира Долинского - совершенно фееричен! Обаятельный мерзавец - это еще нужно ухитриться сыграть. Но Долинскому любые роли удаются блестяще, и во время просмотра фильма мне не давал покоя только один вопрос: почему в главной роли барахтается Маклаков, когда Долинский ее сыграл бы так, что фильм мог бы стать на порядок лучше?!! Тем более что Долинский готов был ее сыграть - он сам это говорил в интервью.
Александр Баширов в роли колбасного олигарха - та же "Асса", только в профиль. Баширов везде совершенно одинаков, и это уже слегка утомляет. Тем более что и в этом фильме он был пьян, в результате чего замарал честь производственника. Сергей Бехтерев, навеки оставшийся в памяти народной благодаря хитовой фразе "Лук будет?!!" из "Блондинки за углом", сыграл здесь эксцентричного режиссера. Явно "переиграл", да и чисто сценарно персонаж получился на редкость фальшивый.
С постановочной точки зрения также видно, что некоторые эпизоды режиссер просто высасывал из пальца - из серии "нужно нагнать полный метр". В результате сцена ожидания катера, когда вся театральная труппа непонятно с какого бодуна в ужасный холод лезет купаться голышом, смотрится просто дико. Она мне напомнила сцены в первых перестроечных фильмах, когда режиссеры практически в любые фильмы пихали обнаженку - обалдев от того, что "теперь можно". А вот сцены с чёсом выездной труппы сняты просто отлично!
Резюмирую. Крайне неровное кино с явными постановочными ляпами и очень слабеньким главным героем. Однако в картине есть несколько удачных сцен и довольно яркие второстепенные персонажи, так что посмотреть его все-таки можно. Также может случиться так, что вам, как и некоторым другим зрителям, "Тупой жирный заяц" покажется отличным фильмом - такое тоже случается. Правда, довольно редко.
Автор –