Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Приключенческо-фантастический фильм "Трудно быть Богом" / "Es ist nicht leicht ein Gott zu sein"
Режиссер: Петер Флайшманн
Сценаристы: Жан-Клод Каррьер, Даль Орлов, Петер Флайшманн
Операторы: Ежи Госьцик, Павел Лебешев, Вилен Калюта
Композитор: Юрген Фриц. Художники: Ксана Медведь, Сергей Хотимский
СССР, ФРГ, Франция. Производство: Hallelujah Films, ZDF, Киностудия им. А.П.Довженко,
B.A. Produktion, Garance, Mediactue, Sovinfilml. 1989
Остросюжетный фантастический фильм совместного производства советских и европейских кинематографистов по одноимённому роману братьев Стругацких. Действие разворачивается в будущем на далёкой планете, цивилизация которой находится на уровне средних веков. Наблюдатели-земляне изучают жизнь планеты, не вмешиваясь в её развитие. Однако когда вокруг царят произвол и насилие, это оказывается непросто. Учёный Антон, находящийся на планете под именем Руматы Эсторского, видя творящуюся несправедливость, берётся за меч…
Премьера: 25 января 1990 (ФРГ), май 1990 (СССР), 7 августа 1991 (Франция)
Главный герой:
Антон Румата (Эдвард Зентара,
озвучивание Андрей Гриневич)
Дон Рэба (Александр Филиппенко)
Кира (Анн Готье)
Дона Окана (Кристина Кауфман)
Будах (Андрей Болтнев)
Король (Пьер Клементи)
Анка (Биргит Долл)
Другие персонажи:
Цурэн (Юг Кестер) |
Лукас (Маркус Офф) |
Амбициозный проект
Конец 80-х – время в отечественном кинематографе, когда многие запреты в ходе перестройки уже были сняты, Советский Союз ещё не распался, и была возможность осуществлять различные амбициозные проекты. Одним из таких широкомасштабных проектов должна была стать экранизация знаменитого фантастического романа братьев Стругацких «Трудно быть Богом».
В своём произведении Стругацкие поднимали серьёзные вопросы возможности влияния высокоразвитого общества на цивилизации, находящиеся на более низких ступенях развития. Герои книги земляне-учёные, выступая носителями высокого и светлого, в то же время не вмешивались в развитие чужого общества, оставаясь лишь наблюдателями. В этом плане их деятельность представлялась беспомощной и бессмысленной. Вмешательство же Антона, действовавшего под именем Дона Руматы, приводило к ещё более трагическим последствиям, поскольку средневековое общество просто не было готово принять идеалы высокоразвитых землян, которые в данных условиях выглядели чужеродными и безнадёжно-утопическими.
Стругацкие вполне обоснованно считали, что идею их фантастическо-философского романа сможет передать сильный отечественный режиссёр, например Алексей Герман. Однако руководство «Совинфильма» пошло по другому пути, посчитав, что лучшим вариантом станет приглашение зарубежного специалиста. Таким образом, выбор пал на немецкого режиссера Петера Фляймана. На ведущие роли были приглашены как отечественные звёзды (Александр Филиппенко, Андрей Болтнев, Михаил Глузский, Регимантас Адомайтис, Лев Перфилов), так и зарубежные актёры (Анн Готье, Кристина Кауфман, Пьер Клементи). На главную роль Дона Руматы изначально приглашался Александр Абдулов, но он отказался из-за съёмок в другой ленте. Тогда роль отдали Эдварду Зентаре. Исходя из того, что фильм планировался к показу в Европе, назначение на главную роль достаточно известного польского актёра выглядело обоснованным шагом.
На съёмки фильма были выделены значительные средства. Это позволило построить в окрестностях Ялты целый город в натуральную величину. Арканар получился впечатляющим, и уже одно это давало надежду на успех. Вот только Фляйман совсем не планировал ставить философскую притчу, исследующую психологическо-нравственные проблемы. В своём фильме он сделал упор на масштабный фантастический боевик, который должен был быть востребован на мировом кинорынке. Это сразу же не понравилось Стругацким, и они отказались далее контролировать процесс съёмок.
Боевик действительно получился, вот только не мирового уровня, а вполне среднестатистический, который вызвал интерес у определённой части зрительской аудитории, но, отнюдь, не у поклонников творчества Стругацких. Ведь перед зрителями развернулась обычная история мести, с героем Эдварда Зентары, эффектно владеющим мечом, а также с обилием эротических моментов. Большинство персонажей фильма выглядели фоном, выделялись лишь яркий образ Дона Рэбы в исполнении выдающегося мастера отечественного кино Александра Филиппенко, а также Принц, сыгранный Юрием Нещеретным. В результате в Европе премьера фильма прошла незаметно, а в Советском Союзе была встречена критически.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.