Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Военно-спортивная драма "Третий тайм"
Режиссер: Евгений Карелов
Сценарист: Александр Борщаговский. Оператор: Сергей Зайцев
СССР. Производство: Мосфильм. 1962
Советская кинолегенда о «матче смерти» состоявшемся в 1942 году в оккупированном Киеве между командой советских военнопленных и фашистскими футболистами.
Они знали, на что идут. Знали, что в случае победы их ждёт смерть. Но эта победа нужна была не только им, а и тысячам жителей Киева, верящим в них. И они победили...
Премьера: 11 апреля 1963
Главные герои:
Соколовский (Юрий Волков),
центральный нападающий, участник "матча смерти"
Кирилл Зайцев (Владимир Кашпур),
пленный разведчик, участник "матча смерти"
Лёня Фокин (Леонид Куравлёв),
участник "матча смерти"
Миша Скачко (Юрий Назаров),
участник "матча смерти"
Савчук (Вячеслав Невинный),
участник "матча смерти"
Евгений Викторович Рязанцев (Глеб
Стриженов), опытный футболист, тренер, участник "матча смерти"
Дугин (Геннадий Юхтин),
вратарь, участник "матча смерти"
Лемешко (Алексей Эйбоженко),
участник "матча смерти"
Лёшка Кириллов (Игорь Пушкарёв),
участник "матча смерти"
Павлик (Александр Метёлкин), участник "матча смерти"
Виктор "Седой" (Евгений Папцов), участник "матча смерти"
Саша (Валентина Маркова),
жена Миши Скачко
Вера (Валентина Шарыкина)
Другие персонажи:
мать Саши (Александра Данилова) |
немецкий футболист (Виллу Томингас) |
Легенда о матче смерти
В 1942 году в оккупированном Киеве была создана футбольная команда «Старт», в которую вошли хлебозавода. Большинство из них были освобожденными военнопленными., в прошлом - футболисты, игроки киевских «Динамо» и «Локомотива», а также одесского «Спартака». Команда провела ряд матчей и во всех одержала победы. Наибольший резонанс вызвали две победы над немецкой командой «Flakelf», вызвавшие подъем патриотизма и антифашистского настроения среди населения. Немецкому командованию это не понравилось, и матчи были прекращены. Впоследствии большинство участников матча были арестованы. По одной из версий - из-за готовящейся диверсии на хлебозаводе. Часть из них были расстреляны. Подробнее об обстоятельствах матча смерти - в статье о фильме «Матч»
Впервые о расстрелянных киевских динамовцах было сообщено в газете «Известия» 16 ноября 1943 года. Тогда о факте проведённых матчей не говорилось, лишь о самом расстреле. А в 1946 году в киевской газете «Сталинское племя» опубликована киноповесть Александра Борщаговского «Матч смерти», которая и положила начало созданию легенды. Со временем история обрастала художественными подробностями, и в 1959 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышла повесть Петра Северова и Наума Халемского «Последний поединок». Предисловие к ней написал один из оставшихся в живых участников матча Владимир Балакин.
В 1962 за экранизацию легенды о «матче смерти» взялся режиссёр Евгений Карелов. Изложенная в его фильме «Третий тайм» история очень сильно отличалась от действительности. В то время изложить реальную историю было невозможно по идеологическим причинам. Сюжет строился лишь вокруг одного матча, организованного по иннициативе фашистского командования для демонстрации превосходства немецкого духа. В фильме команда не носила никакого названия, а её участниками были исключительно военнопленные, некоторые из них - в прошлом футболисты. Однако о клубной принадлежности в фильме не говорилось, да и фамилии участников матча были полностью изменены. Название фашистской команды также было изменено с «Flakelf» на «Легион Кондор». Условием матча ставилось обязательное поражение нашей команды, в противном случае их ждал расстрел...
Опуская исторические несоответствия (тем более, что многие детали вокруг тех событий не выяснены до конца до сих пор), стоит отметить, что у Евгения Карелова получилась сильная драма о стойкости духа и настоящем подвиге советских людей, снятая высокопрофессионально, с привлечением ряда выдающихся актёров отечественного кино и сопровождаемая трогательной, щемящей музыкой Петрова. Кинокартина о настоящей любви к своей Родине, способности сохранять честь и достоинство в любой ситуации, даже если на карту поставлена сама жизнь. Единственно, что крайне неприятно резануло глаз, это эпизод с непристойной антихристианской пропагандой, где на одну планку ставились нацистский режим и Православие. Но это, к сожалению, тоже веление того времени
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.