Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1957 Рассказы о Ленине |
НАЗАРОВ Родился 05.05.1937, Новосибирск Заслуженный артист РСФСР (1984) Детство Юрий Назаров родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. Сибирский мальчишка был жутко недоволен собственным детством – в той послевоенной жизни ему не хватало героических ситуаций, завидовал и гайдаровским пацанам, и Павке Корчагину. Он хорошо запомнил и довоенную жизнь, но и, конечно же, время войны. Рос мальчишка в женском, бабьем царстве. Тогда-то, ребенком, актер понял, что такое женщина. "Это Божье творенье, чудо, сама жизнь, которую надо беречь и ценить". Это отношение к женщине он пронес и через все свои экранные работы. Сам же Юрий Назаров - интеллигент в третьем поколении. Со стороны матери все были врачами. Да и по отцу - тоже дореволюционная интеллигенция прошлого века. Жили предки Юрия Назарова скромно: не было ни драгоценностей, ни богатства, но и не нищенствовали. После окончания знаменитой 73-ой мужской средней школы города Новосибирска, проучившись полгода в Щукинском училище, Юра Назаров решил сбежать на целину, - куда в то время звали партия и комсомол. Примером для подражания послужил не кто иной, как сам великий Щукин, который "пришел в актеры" прямо с фронтов Гражданской войны. И друзья, и преподаватели тщетно пытались отговаривать Юрия Назарова, заставили даже сдавать зачеты за полугодие. Рассчитывали на то, что талантливый студент одумается, но не тут-то было. Юра Назаров все сдал, забрал документы и уехал на строительство мостов в Казахстан. Правда, на месте ему никак не сиделось. Энергичный парень работал разнорабочим, стропальщиком, бетонщиком, проходчиком, молотобойцем. Трудился в стройконторе, а однажды даже пробовал поступить в сельхозинститут, потом пошел в Одесскую мореходку, усердно обивал пороги военкоматов, чтобы его забрали в армию. …И в итоге просто вынужден был стать артистом. Тогда-то и поехал Юрий Назаров "перепоступать" в Щукинское училище. Театр После окончания Щукинского училища молодой актер три года служил в Театре Ленинского комсомола и все никак не мог решить, нужна ли ему вообще актерская работа. Все посматривал "на сторону". А тут грянуло сокращение штатов, и в числе первых его и уволили. Чуть позднее Юрий Назаров стал актером Театра-студии киноактера. Рядом были Людмила Зайцева, Валентина Теличкина, Геннадий Корольков. Горьковский Лука в спектакле "На дне" стала одной из знаковых назаровских ролей, сыгранных на сцене родного театра. Тогда прекрасный режиссер Эдуард Марцевич специально для Назарова сделал постановку. Грима не было, Юрий Назаров просто перестал бриться и отпустил бороду... И получилась одна из лучших постановок в Москве. Но своенравный актер Юрий Назаров не вписался, почему-то, в наставшую "капиталистическую" систему и он в очередной раз попал под так называемое сокращение. На этот раз, правда, ему предложили остаться билетером-гардеробщиком или уборщиком. Актер посчитал, что образованием не сгодится, или, еще хуже, вдруг не справится. Кино Дебют великого актера в кино состоялся в историко-биографическом фильме Сергея Юткевича "Рассказы о Ленине". В этом фильме были первые роли в кино и Юрия Назарова, и Александра Белявского, и Людмилы Крыловой. Первыми серьезными ролями актера на экране стали капитан Новиков в фильме Леона Саакова "Последние залпы" - экранизации одноименной повести Юрия Бондарева. Тогда еще вместе с Юрием Назаровым снимались Михаил Козаков, Кирилл Столяров. И, конечно же, роль Петра Котельникова в киноповести о битве под Москвой 1941 года "В трудный час" режиссера Ильи Гурина. Работы Тарковского Одними из самых дорогих киноработ для актера стали роли в фильмах гениального Андрея Тарковского. Великий режиссер в своем вечном шедевре "Андрей Рублев" обобщил образы власти имущих. И именно у Тарковского потрясающе и исполнил Юрий Назаров сразу же две роли. Назаровские князья, Большой и Малый, друг на друга похожи как две капли воды, оба способны на вероломство, нарушение клятвы, на убийства и жестокость ради собственной политической выгоды, ради удовлетворения своего непомерного тщеславия. И в тоже время, и тот и другой, пекутся о благе народном… Вторая встреча актера с режиссером произошла в другом исповедальном фильме
Тарковского "Зеркало". Роль контуженого военрука для Юрия Назарова также
стала одна из немногих любимых, та, которой актер всегда гордился. 1970- 1980 –е годы В кино Юрию Назарову, наверное, трудно было бы назвать своих учителей. Он, скорее тот человек, который учился сам, и на хорошем, и на плохом. "Я брал то, что отвечало движениям моей души, находило резонанс, отклик. Смотрел на актеров, режиссеров. Я любил классическое советское кино, которое вошло в мировую классику. Смирнов, Хуциев, Кулиджанов - вот те, с кого я брал пример", - философски рассуждал актер. Таким предстали перед зрителями его герои – Антон из драмы "Последние каникулы", власовец из военного фильма "Освобождение", беглый каторжанин Тарас из исторической киноленты "Даурия". В картине "Земля Санникова" режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова Юрий Назаров блестяще вписался в образ запутавшегося Губина. В фильме с захватывающим фантастически-приключенческим сюжетом вместе с Юрием Назаровым снимались Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Георгий Вицин, Николай Гриценко. Юрий Назаров часто недоумевал, почему режиссеры любили снимать его в военных ролях? Он же был сутулый, косолапый. Может потому, что с малолетства обожал керзовые сапоги и телогрейки? Вот и у режиссера Гавриила Елизарова Назаров снова столкнулся с военной прозой любимого Бондарева - он блестяще сыграл роль сержанта Уханова в картине "Горячий снег". 70-80-е годы для актера Юрия Назарова - время, когда он был необычайно востребован и популярен. Перечислять его тогдашние кинороли можно очень-очень долго! Михеев в "Ливене", Шленов в "Трактире на Пятницкой", Баев в киноповести "На новом месте", Матвей Егорович Горяев в социальной драме "Признать виновным", Стренберг в "Демидовых", Баграт в приключении "Голова Горгоны". "Маленькая Вера" В знаковом фильме эпохи перестройки "Маленькая Вера", в так называемом "манифесте сексуальной революции в России", Юрий Назаров создал образ отца главной героини — типичного советского работяги, измотанного тупой и однообразной работой, скандальной семейной жизнью. Но при этом не потерявшего человеческого лица. Именно эта картина Виталия Пичулы и подвела черту под кинематографом советским и открыла экран потоку "перестроечных" картин - беспросветных, безнадежных, проще говоря, "чернухе", - якобы отражающих настоящую жизнь, без прикрас. Но актеру каким-то образом все же удавалось попасть еще и в роли своих любимых "советских" героев. Прокофий в киноповести "Несрочная весна", участковый Поздняков в детективе "Вход в лабиринт" , военный в штабе в "Войне на западном направлении", генерал в комедии "Мечты идиота". Не смог Юрий Назаров долго сопротивляться "рыночному" времени. Работать, правда, приходилось все больше "на общественных началах". И все же на экран, больше телевизионный, стали попадать кое-какие проекты с участием актера. В Екатеринбурге, на Свердловской киностудии актер снимался в картине режиссера Николая Гусарова "Казачья быль", о походе царя Ивана IV на Казань. Там актер сыграл атамана, но гонорара так и не получил. Юрия Владимировича часто стали приглашать и в сериалы. Он снялся в продолжении "Самозванцев" вместе с Михаилом Ульяновым и Людмилой Поляковой, в "Черемушках", в "Воровке" с Лидией Вележевой, в "Салоне красоты" с Ольгой Кабо. Удачной актер считает и работу в "Играх в подкидного" Клименко. Юрий Назаров принял участие и в кинопроекте "Газпрома" в фильме "Под Полярной звездой" режиссера Максима Воронкова, посвященного истории освоения северных газовых месторождений. Успешно сыграл роли второго плана в боевике "Медвежья охота", в мелодраме "Поцелуи падших ангелов" и в киноленте "Два цвета страсти". Личная жизнь Около ста пятидесяти ролей в кино! При всем при этом актер Юрий Назаров скромен и самокритичен. Не жалуется он и на невнимание властей - премии и награды обходили всегда Назарова стороной. Зрители давно признали его "народным", а он до сих пор заслуженный артист РСФСР. Хотя его заслуги перед отечественным кинематографом вряд ли кто оспорит. Юрий Назаров очень честный и принципиальный человек. Он всегда открыто говорит то, что думает: о сегодняшней культуре, о положении русского народа, о своей боли за наше кино, за Отечество. Актер не стесняется признаваться в том, что поддерживает "коммунистов",
потому что актер вырос в Советском Союзе и работал в советском кино и никогда
"не чувствовал себя рабом", как сейчас. Присягнув однажды, Юрий Назаров
не станет изменять присяге, ни при каких обстоятельствах. Он не приемлет всеми
фибрами души меркантильность, превозношение ценности денег, капитала над человеческими
ценностями. Автор - Екатерина Тур Использованные материалы: |