Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Семейная комедия "Подкидыш"
Режиссер: Татьяна Лукашевич.
Сценаристы: Агния Барто, Рина Зелёная.
Оператор: Семён Шейнин. Композитор: Николай Крюков.
СССР. Производство: Мосфильм. 1939.
Знаменитая семейная комедия режиссёра Татьяны Лукашевич «Подкидыш» рассказывает об одном дне пятилетней Наташи. Оставшись без присмотра, она решает пойти погулять. На улицах Москвы девочку ждут удивительные приключения и встречи.
Премьера: 27 января 1940, 2 мая 2010 (цв. вариант).
Главные герои:
Наташа Мухина (Вероника Лебедева)
Ляля, солидная бездетная дама (Фаина Раневская)
Муля, муж Ляли (Пётр Репнин)
Ариша, домработница (Рина Зелёная)
Евгений Семёнович, холостяк, геолог (Ростислав Плятт)
зубной врач, соседка геолога (Татьяна Барышева)
Юра, брат Наташи (Дима Глухов)
Алёша, друг Юры (Витя Бойко)
Нина, подружка Юры (Эля Быковская)
Неля Валерьяновна, мама Наташи и Юры (Ольга Жизнева)
Другие персонажи:
отец Нины (Виктор Громов) |
распорядитель (Лев Иванов) |
Приключения пятилетней девочки на улицах Москвы
Сценарий «Подкидыш», рассказывающий о пятилетней девочке, отправившейся в одиночку гулять по московским улицам, был написан знаменитой детской писательницей Агнией Барто и актрисой Риной Зелёной во второй половине 1930-х годов. На «Мосфильме» сценарий одобрили, и в 1939 году был запущен в производство одноимённый фильм, режиссёром которого назначили Татьяну Лукашевич.
Фильм «Подкидыш» стал пионером в жанре городских прогулок (впоследствии этот жанр будет очень популярен в 60-е годы). Его сюжет строился на приключениях пятилетней девочки Наташи, оказавшейся одной на улицах Москвы. И все события в фильме преподносились глазами главной героини, воспринимающей всё вокруг, как удивительное приключение, и открывающей для себя огромный мир, населённый добрыми и отзывчивыми людьми. Да, именно такой в фильме рисовалась Москва – комфортной, доброжелательной, безопасной и очень светлой.
По ходу сюжета Наташе встречаются самые разные люди, и все они, принимая её за брошенного ребёнка, выражают искреннее, горячее желание удочерить её. Перед зрителями проплывает целая галерея ярких персонажей: это и холостяк-геолог в исполнении Ростислава Плятта, и его соседка, пытающаяся заявить свои права на ребёнка, которую сыграла Татьяна Барышева, и бездетная супружеская пара Ляля и Муля, образы которых создали Фаина Раневская и Пётр Репнин, и говорливая домработница Ариша (Рина Зелёная).
Поиски исполнительницы главной роли оказались непростыми. Не так легко было найти девочку, уверенно и естественно держащуюся перед кинокамерой. Были случаи, что выбранных детей родители просто отказывались отпускать на съёмки. Но, как только появилась Вероника Лебедева, все сомнения у авторов фильма отпали. По своей органике, непосредственности и обаянию она идеально подходила на роль Наташи. К тому же у девочки уже имелся небольшой опыт в кино – двумя годами ранее она снялась в короткометражном фильме «Воздушное приключение» («Парад игрушек»).
Впрочем, уже по ходу съёмок, с Вероникой Лебедевой возникли немалые проблемы. Как вспоминала Рина Зелёная, за внешностью ангела скрывался чертёнок, который всех приводил в отчаяние. Девочка оказалась избалованной, и на начальном этапе она постоянно капризничала, не реагируя на уговоры. К счастью, Татьяна Лукашевич сумела найти к ней подход – режиссёр перестала обращаться к ней с поучительными интонациями, а стала выстраивать съёмки в виде игры. И дело пошло. Например, в эпизоде, когда Наташа должна была предложить Муле стакан воды, девочке сообщили, что Раневская очень жадная и может одна выпить всю воду. В это же время Репнин, игравший Мулю, смотрел на стакан с такой грустью, что Вероника просто поверила в происходящее. Помогли и особо тёплые отношения, сложившиеся у Вероники с Ростиславом Пляттом. В итоге юная актриса действительно восприняла всё в качестве игры и зачастую не произносила выученный текст, а, живя в предполагаемом мире, импровизировала, что добавляло естественности.
С исполнителями главных ролей взрослых было гораздо проще. Ещё на стадии работы над сценарием Агния Барто и Рина Зелёная решили, что играть их будут их любимые актёры. Так на роль геолога-холостяка Евгения Семёновича был определён Ростислав Плятт. Его герой по сюжету первым пытается стать опекуном потерявшейся Наташи. Ростислав Плятт великолепно прочувствовал образ, представ перед зрителями нескладным и неуклюжим, наивным и рассеянным, но очень умным и бесконечно добрым человеком. В нём угадывались какие-то черты Паганеля и Дон Кихота, а в целом он него веяло невероятной теплотой.
Также изначально в роли Ляли сценаристы выдели великую Фаину Раневскую. Стоит заметить, что в то время отношения Раневской с кинематографом не очень-то складывались, и предложение сняться в «Подкидыше» актриса приняла, по словам Рины Зелёной исключительно из дружеских чувств. А роль её супруга Мули доверили другому известному актёру Петру Репнину. Попадание в обоих случаях оказалось просто бесподобным. Актёры великолепно дополняли друг друга, создавая незабываемый дуэт. Пожалуй, только Раневская сумела воплотить на экране образ одновременно утрированно властной женщины и в то же время комично изображающей из себя томное создание. А какие перлы срывались из её уст! «Уйди, зверь! Нет, нет, завтра же, завтра же я уеду к маме. Навсегда!» или «Скажи, маленькая, что ты хочешь - чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?». Ну, и конечно самая знаменитая фраза, навсегда ставшая визитной карточкой актрисы: «Муля, не нервируй меня!». Интересно то, что в сценарии её не было – Раневская сказала это случайно вне кадра, и авторы фильма, посчитав реплику очень удачной, включили её в фильм.
А вот сама Фаина Раневская о своей работе в «Подкидыше» впоследствии вспоминала без удовольствия. Её раздражала свалившаяся популярность и особенно фраза «Муля, не нервируй меня!», которую произносили абсолютно все, завидев актрису.
Образ самого Мули был создан на контрасте с его супругой Лялей. Он предстал бесхребетным и бесхарактерным подкаблучником, безропотно выслушивающим потоки упрёков от жены и лишь отгораживающимся от неё газетой. А какое печальное лицо было при этом у персонажа! Стоит заметить, что в жизни исполнитель роли Пётр Репнин был совершенно иной – его отличали сильный характер и резкие высказывания.
Другого яркого персонажа – домработницы Арины в сценарии поначалу не было вообще. Уже по ходу съёмок Татьяна Лукашевич и Агния Барто решили ввести ещё одну комическую героиню и предложили сыграть её Рине Зелёной. Та согласилась и придумала образ суетливой и бестолковой домработницы, взяв за основу характер помощницы по хозяйству, проживающей у её соседей. Сейчас уже трудно представить себе фильм без этой смешно-тараторящей женщины: «Да несвободная я. Ну, какая же я свободная? Я же после выходного выходная», « У нас вот так вот как раз, в 57-й квартире старушка одна тоже зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися - пианины нету!», «Шо я вам должна отвечать?! А может, вы жулики! Хорошее дело!».
В одном из эпизодов фильма в образе прохожего снялся тогда ещё молодой Анатолий Папанов. Также в фильме появились футболисты «Спартака» Андрей Старостин и полузащитник Станислав Леута – они промелькнули в сцене на вокзале (правда, в последующих редакциях фильма эти кадры выпали).
Как и полагается фильму, рассчитанному на семейный просмотр, всё его действо пронизано ощущением света, счастья и радости. Заканчивается он на спокойно-умиротворяющей ноте под колыбельную мамы Наташи: «В нашем городе большом каждый ласков с малышом». Это, собственно говоря, и является основным лейтмотивом всего фильма, который позиционировался, как демонстрация заботливого отношения советских людей к детям.
Легенда советского кино
Фильм «Подкидыш» вышел на экраны 27 января 1940 года. Он был очень хорошо встречен зрителями (16,9 миллионов просмотров) и получил в целом доброжелательные оценки от критиков. Впрочем, были и замечания. К числу обоснованных можно отнести упрёки с недостаточно естественными образами пионеров, в которых прослеживались повадки партработников. А вот претензии к Рине Зелёной, по мнению тогдашних критиков создавшей образ «придурковатой домработницы», выглядят нелепыми. Её героиня, безусловно стала одним из украшений фильма.
В годы войны негатив фильма «Подкидыш» был утрачен. К счастью, в Госфильмофонде СССР сохранилась позитивная копия, и уже в послевоенное время фильм был восстановлен. Часть сцен в 50-е годы в рамках проводимой десталинизации были вырезаны.
В 1988 году была произведена реставрация оригинальной версии, из которой удалили некоторые фрагменты 1939 года. Также переозвучили отдельные эпизоды и музыкальный ряд.
В 2010 году фильм «Подкидыш» был колоризирован (выпущен в цветной версии).
«Подкидыш» вошёл в Золотой фонд советского кинематографа в первую очередь благодаря великолепным актёрским работам неподражаемых мастеров Фаины Раневской, Ростислава Плятта, Петра Репнина, Рины Зелёной. Они сумели затмить отдельные недостатки картины, сделав её любимой для многих поколений зрителей.
Интересные факты
Исследователи кино нередко называют фильм «Подкидыш» первым советским семейным фильмом.
В сценарии фильма бездетный холостяк, которого в итоге сыграл Ростислав Плятт, назывался Иваном Семёновичем. В фильме он стал Евгением Семёновичем.
Одним из ярких атрибутов героини Фаины Раневской стали бусы. Их актриса позаимствовала для съёмок у мамы Вероники Лебедевой.
В версии фильма 1939 года присутствовали кадры с поездкой футболистов «Спартака» на открытых автомобилях по улицам Москве. В последующих версиях эти эпизоды были исключены.
При реставрации фильма в 1988 году были удалены кадры с изображением Сталина на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
В чёрно-белой версии фильма героиня Фаины Раневской носила имя Ляля. В цветной версии имя было изменено на Лёлю.
Ляпы в фильме «Подкидыш»
В эпизоде общения Евгения Семёновича с Наташей со стола при смене ракурса исчезает стоявшая там банка.
В эпизоде, когда Ляля и Муля ведут Наташу по улице, в кадр попали работники съёмочной группы.
Уличная будка торговца прохладительными напитками в разных кадрах стоит по-разному – видимо, во время съёмок её поворачивали для более удачного ракурса.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.