Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: |
РЕПНИН 18.09.1894, г Петербург – 01.06.1970, г. Москва Актер, режиссер, сценарист Детство Петр Репнин родился 18 сентября 1894 года в Петербурге, в мещанской семье известного в городе фотографа. Мать занималась воспитанием детей – дочери и двух сыновей. С юных лет маленький Петя больше всего любил играть "в театр". Увлечение мальчика быстро переросло в участие в ученических спектаклях. Причем он был не только актером, но и декоратором и даже портным. Первой заметной ролью Петра Репнина стала госпожа Простакова в "Недоросле" Фонвизина. Это были годы, когда все мальчишки посещали модные тогда "Тиоскоп", "Синематограф", "Иллюзион". Кино наполняло юную душу сказочными переживаниями, оставляя глубокий след в памяти. И не удивительно, что в один прекрасный день Петр Репнин ступил на профессиональную актерскую стезю. Учеба Правда, до этого ему пришлось окончить училище и поработать в конторе Сормовских заводов – надо было помогать семье, рано потерявшей кормильца. Потом он уехал в Алупку к своему крестному отцу. Параллельно с учебой основной юноша два года занимался в художественной школе барона Штиглица и довольно неплохо рисовал, а еще освоил фотоискусство. Впервые Петр Репнин вышел на профессиональную сцену в 1914 году в любительской антрепризе Вронского и Соколова. Здесь же он освоил азы актерского образования и получил необходимые профессиональные навыки. Тут-то вдруг молодому человеку показалось, что он может организовать свой собственный театр. И Петр Репнин дал объявление в газету о наборе труппы. Наверное, он немножко себя переоценил и из этой затеи, конечно же, ничего не вышло. Зато спустя некоторое время он в составе группы молодых артистов и музыкантов создал "Литературно-художественный кружок", где выступал и как актер и как режиссер. Причем режиссерская профессия увлекла Репнина больше. Скорее всего, именно поэтому после революции он, переехав в Москву, и поступил на курсы "Мастерской сценических постановок", которыми тогда руководил Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд просто "влюбился" в Репнина, и со временем сделал его своей правой рукой, а когда Всеволод Эмильевич организовал Театр революции, то доверил Петру Репнину сразу две самостоятельные постановки – "Разрушитель машин" Толлера и обозрение "Вертурнов". Но второй спектакль не вышел, и Петр Репнин решил покинуть Театр революции, а через год вообще порвал с Мейерхольдом. Кино Характер у Петра Петровича Репнина был не подарок: бойцовский, а самоуверенности и гордости – хоть отбавляй. Да и человеком он был увлекающимся. Вот в итоге он и обратил свой взор на нечто новое и неведомое... Кино! Кино! И только кино! Оставив позади бесконечные скитания по многочисленным театральным подмосткам, оставив позади маэстро Балиева, великого Мейерхольда, который, правда, вдогонку своему любимому ученику написал письмо: "Петр Петрович, если Вам будет плохо – приходите. Я всегда Вас жду"... Петр Репнин с головой окунулся в мир кинематографа. Итак, кино. После дебюта в двух не слишком удачных картинах, Петр Репнин сам пишет сценарий фильма "Гонка за самогонкой" и снимается в главной роли Сеньки-подмастерья. Ставит картину друг актера Абрам Роом. Персонаж актера был весьма эксцентричным. По ходу дела, претерпевая немало видоизменений, менял грим, костюмы, проделывал все то, о чем мечтал когда–то юный Петя Репнин, будучи зрителем приключенческих шоу в детстве. 20–е годы В картине 1925 года "На верном следу" герой Репнина – комсомолец Петька. Хороший малый, но нет у него ни силы, ни смелости своего друга, которого исполнил Борис Барнет. От того и попадает он в невыгодные смешные положения. Однако свои "подвиги" он умело подает товарищам, как героизм, ложность которого всегда вскрывается. Петр Репнин впервые сыграл живой характер без трюков и "штучек" и эта роль определила дальнейший путь приемов игры актера. В киноленте "Когда пробуждаются мертвые" актер сыграл телеграфиста железнодорожной станции Ардальона Медальонова, неудачного героя-любовника, этакого представителя местной аристократии. В картине "Ухабы" его герой, Петька-балалаечник, старается помирить своего друга с женой, из-за чего сам попадает в смешные ситуации. В "Комете" герой Репнина – ревнивый и скупой старик, богатый купец Габбидуллин. Роль трагикомическая, гротесковая. В работе над ней была даже сделана попытка перенести игру китайских актеров на психологизм и характерность, присущие русскому кино. Так что Петр Репнин играл много и с удовольствием, а на картинах "Манометр I" и "Манометр II" поработал еще и ассистентом режиссера Роома. 30–е годы Но то ли Петр Петрович соскучился по сцене, то ли были какие-либо другие причины, но в 1932 году он вновь приходит в театр. И опять кочует из одного коллектива в другой. При этом, правда, и в кино снимается. Популярность артиста растет и среди режиссеров и среди зрителей. Актер снимается в таких нашумевших картинах, как "Пышка", "Вражьи тропы", "Зори Парижа", "Девушка с характером". За ним закрепляется новое амплуа бытового актера. Положительных героев, правда, он перестал играть вообще. И из фильма в фильм потянулась вереница стяжателей, интеллигентных воров, хапуг, бюрократов, подленьких священников и брюхатых инквизиторов. "Подкидыш" Всенародную же славу Петру Репнину принесла роль многострадального Мули в "Подкидыше". Агния Барто и Рина Зеленая, написавшие сценарий очаровательной комедии, сами предложили режиссеру Татьяне Лукашевич исполнителей на главные роли. Они задумали, что это будут самые замечательные и любимые актеры. Так в "Подкидыше" снялись Фаина Раневская, Ольга Жизнева, Ростислав Плятт, Татьяна Барышева и Петр Репнин. Веселая, солнечная довоенная Москва. Проносятся открытые легковые автомобили, куда-то торопятся приветливые горожане, блестят чистотой витрины магазинов. И вдруг всю эту пестроту закрывает своим телом немолодая, довольно крупная женщина в соломенной шляпке и с необъятным ситцевым зонтом в руке. Рядом с ней покорно плетется кроткий мужичок. Он несет на руках обаятельную девочку, умудряясь не уронить при этом авоськи. Фразочка "Муля, не нервируй меня!" из популярнейшей комедии преследовала великую Фаину Раневскую всегда и везде. На второго участника знаменитой сцены обрушился не меньший шквал популярности. Его тоже долгие годы дразнили Мулей, потому что Мулю-то сыграл именно он, замечательный русский актер Петр Репнин. Сам же Репнин отнесся к новому витку своей славы довольно прохладно. Как это ни странно, но после "Подкидыша" Репнин снимался все реже и реже. Парадокс, но "Подкидыш" принес Петру Репнину не столько славы, сколько, разочарования. Его практически перестали снимать. Он пришел в кино еще в 20-е годы, играл в первых советских эксцентрических комедиях, писал сценарии, ассистировал режиссерам. Его любили и почитали. Но Петр Петрович просто не был "удобным человеком". Он говорил что думал, любил компании, менял театры, вел вполне независимый образ жизни. 40-е годы В первые же месяцы войны, когда в Москве началась паника, когда все кто мог бежали, Петр Репнин в первом Боевом киносборнике сыграл Гитлера. "Петр Петрович, когда немцы войдут в Москву, Вам первому висеть…" – подшучивали "доброжелатели". Актер на это не обращал внимания. Он выезжал с концертными бригадами под Москву, играл скетчи, писал репризы, и даже изредка снимался. После войны Петр Репнин оказался не востребован ни в кино, ни в театре. Хотя и продолжал сниматься в многочисленных эпизодах. Артист никогда не отказывался даже от пустяковых предложений. А когда жизнь более-менее наладилась, Петр Репнин вновь стал искать работу, но судьба от него почему-то отвернулась. Актер даже поехал в Ленинград на поклон к Николаю Черкасову, в Александринку. Но Черкасов отказал, напомнив ему, что актер отказал самому Эйзенштейну, когда тот пробовал Репнина на роль Ивана Грозного. "Но я же комик, – опешил Петр Петрович. – Меня бы все равно тогда не утвердили..." После долгих скитаний Петр Репнин все же был принят в труппу Театра-студии киноактера. А вскоре и вовсе уехал с частью труппы в Германию в знаменитый Театр советских войск. Там актер почувствовал себя великолепно. Петр Петрович превосходно знал немецкий язык, он с удовольствием ходил по магазинам, свободно общался с местными жителями, но артист не учел одного – в труппе было полно осведомителей, а так как он никогда не отказывался от рюмки, то мог сболтнуть что угодно. Во всяком случае, это кого-то насторожило и через год руководитель театра Николай Плотников с актером распрощался. "Кавказская пленница" Петр Репнин вернулся в Москву в Театр-студию киноактера. Играл он немного, преимущественно в водевилях и продолжал сниматься в кино в многочисленных эпизодах. Самым известным и популярным из его последних фильмов стала "Кавказская пленница", где актер сыграл главврача психиатрической больницы. Эпизод небольшой, но очень смешной, запоминающийся. "Я вам вот что скажу, – решительно заявляет Шурик (герой Александра Демьяненко) – Саахов и украл эту невесту!" – «Точно, украл, – обнадеживающе подхватывает врач. – И в землю закопал, и надпись написал!" К сожалению, больше ничего достойного кинематограф не смог предложить замечательному актеру. Личная жизнь Петр Репнин официально был женат один раз – на сестре соседа по коммуналке, - актрис он никогда не жаловал, считая их пустышками. Но ей быстро надоели бесконечные съемки, сменяющиеся попойками, и она ушла. Петр Петрович очень переживал, поэтому жениться еще раз зарекся. Все его последующие браки были гражданскими. От последнего родилась дочка Оля. В четыре месяца девочка осталась без мамы, - она умерла совсем молодой. Петру Петровичу было уже 44 года. Рождение дочери круто изменило его жизнь. Доселе он детей не жаловал, так же как и женщин. Теперь же на его руках оказался маленький, беленький комочек, который стал для пожилого актера и дочкой и внучкой одновременно. В этом комочке сконцентрировались весь мир, вся жизнь, все помыслы. Он стал жить только для ребенка. Как-то бездетная сестра актера Мария попросила отдать Оленьку ей, актер вспылил: "Ни за что! Вы, женщины, глупые, вы не воспитаете моего ребенка как надо, а только испортите его!" Актер уже почти не работал в театре и мог бы совсем зачахнуть. Но теперь все
свое внимание он переключил на дочь. Каждый месяц Петр Петрович устраивал дни
рождения Оленьки и собирал актеров-собутыльников. В прихожей вывешивался плакат:
"У кого страшная рожа – к кроватке не подходить!" А по вечерам он пел
любимую песенку малышки – куплеты водовоза из "Волги – Волги". В отдельную квартиру Петр Петрович въехал в 69 лет. Почти всю жизнь он прожил в коммуналке с 57-ю соседями. Но коллеги по озвучанию стали заставлять Петра Петровича написать письмо Леониду Ильичу Брежневу, который любил актеров и покровительствовал им. Тем более, что "кино про Мулю" он обожал. И лишь когда взрослая дочь, которой как-то надо было налаживать и свою жизнь, активно поддержала эту идею, Репнин сел за письмо. Ордер на новую квартиру не заставил себя долго ждать. Вскоре Репнины въехали в малюсенькую квартирку в одном из Мосфильмовских переулков. В новой квартире Петр Репнин прожил всего семь лет. Актер по-прежнему любил компании, по-прежнему любил рисовать, никогда не отказывался от съемок. У Петра Петровича всегда было много друзей. Не все, конечно, были надежными. Кто-то мог и предать в трудную минуту. Но сам Репнин дружить любил и умел. Актеры его очень любили, вокруг него всегда слышался смех. Частенько к нему приходил Андрей Абрикосов. Наиболее дорогими и любимыми гостями были Павел Гуров и Евгений Самойлов. Уже в новой, отдельной квартире находилось место и для неименитых знакомых – шоферов, рабочих, бытовых мастеров и даже бандитов, которые очень любили соседей Репнина сверху, Эдуарда Бредуна и Изольду Извицкую, и постепенно перенесли свои чувства на этаж ниже. Актер жил полной жизнью, насколько позволяли возраст и здоровье. Единственное, что было ему чуждо, – одиночество. Когда дочь вышла замуж, она очень боялась оставлять отца одного. Слишком сильной была их привязанность друг к другу. Но Петр Петрович настоял на том, чтобы дочь устраивала свое личное счастье как положено и о нем не беспокоилась. Оставшись в квартире один, вскоре он умер. Петра Петровича Репнина не стало 1 июля 1970 года. Автор – Татьяна Новитченская Использованные материалы: |