Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Историческая короткометражная драма "Мазепа"
Режиссёр: Василий Гончаров.
Сценарист: Василий Гончаров. Оператор: Владимир Сиверсен. Продюсер: Александр Ханжонков.
Российская империя. Производство: Торговый дом Ханжонкова. 1909.
Немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Полтава» и либретто оперы «Мазепа» продолжительностью в 16 минут рассказывает о любви гетмана Мазепы и Марии, дочери Кочубея.
Премьера: 6 ноября (27 октября – ст.ст.) 1909.
Герои фильма:
Кочубей (Василий Степанов)
Мазепа (Андрей Громов)
Мария (Раиса Рейзен)
мать Марии (Антонина Пожарская)
На заре российского кинематографа
Фильм «Мазепа» режиссёра Василия Гончарова относится к самой ранней эпохе российского немого кинематографа. С самого начала Гончаров зарекомендовал себя в жанре исторического кино. По его сценарию в 1908 году был поставлен первый российский игровой фильм «Стенька Разин» («Понизовая вольница»), а чуть позже в 1909 он уже в качестве режиссёра выпустил картины «Смерть Иоанна Грозного», «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия». К этому же периоду относится и его лента «Мазепа».
В основу сценария «Мазепы» легла вторая песня поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава» (состоящей из трех песен). По сюжету гетман Мазепа просит у Кочубея руки его дочери Марии. Кочубей не только отказывает, но и посылает царю Петру донос на Мазепу. Однако Пётр не верит доносу и велит казнить Кочубея. И хотя мать Марии уговаривает дочь вступиться за отца, Кочубея казнят.
Фильм сохранился без надписей. Но и без этого виден наметившийся прогресс российского кинематографа. В самом сюжете присутствует определённый драматизм, чувствуется проработка мизансцен. Тем не менее, большого успеха фильм, всё же, не имел. Александр Ханжонков, на киностудии которого снимался данный фильм, писал по этому поводу: «Какие-то дела фирмы помешали мне присутствовать на съёмках этой картины (продолжались эти съёмки не более 3-5 дней), но помню, что она не удалась и, выпущенная под названием „Мазепа“, успехом не пользовалась»*.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
* А. Ханжонков. Дореволюционные инсценировки А. С. Пушкина. — «Искусство кино», 1937.