Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Научно-фантастический фильм "Конец вечности"

Режиссер: Андрей Ермаш
Сценаристы: Андрей Ермаш, Будимир Метальников
СССР. Производство: Мосфильм, 1987, 2 серии

Конец вечности Фильм режиссера Андрея Ермаша "Конец Вечности" поставлен по мотивам одноименного романа Айзека Азимова. Персонажи фильма - представители организации "Вечность", свободно перемещающиеся во времени, корректируя реальную действительность. Техник Эндрю Харлан совершает действия, которые в итоге приводят к краху "Вечности"...

Премьера: апрель 1988

Главные герои:
техник Эндрю Харлан (Олег Вавилов)
Нойс Ламбент (Вера Сотникова)
доктор Лабан Твиссел (Георгий Жжёнов)
вычислитель Гобби Финжи (Сергей Юрский)
Купер (Гедиминас Гирдвайнис)
вычислитель Сеннор (Борис Иванов)
Вой (Борис Клюев)
Ярроу (Микк Микивер)
Карлик (Владимир Фёдоров)

Неудачная экранизация прекрасной книги

Знаменитый фантастический роман Айзека Азимова «Конец Вечности» считается одним из лучших произведений этого американского писателя-фантаста. Сюжет повествует о деятельности организации под названием «Вечность». Организация существует вне времени, ее члены (которых называют Вечные) свободно перемещаются в любой век истории Земли, постоянно корректируя реальность и направляя развитие общества по благоприятному, по их мнению, пути. Для этого они искореняют войны, новые виды оружия, наркозависимость, нежелательные веяния и обычаи, а также стремление человека покорять космос. Вечные постоянно контактируют с «времянами», то есть с обычными людьми, живущими в реальном времени. Новых членов Вечные также вербуют из «времян», забирая их к себе еще в юном возрасте. Пройдя длительный курс обучения, они становятся Вечными - Наблюдателями, Вычислителями, Социологами, Расчётчиками, Техниками. Все они выполняют определенные функции в «Вечности» и занимают определенное положение в ней. Забегая вперед, надо отметить, что в фильме Андрея Ермаша это совершенно не разъяснено, и потому тем, кто не читал роман, разобраться будет трудно... Главный герой книги и фильма техник Эндрю Харлан влюбляется в женщину и ради ее спасения совершает действия, которые приводят к краху «Вечности»...Конец вечности

Свою книгу Айзек Азимов написал еще в 1955 году, однако долгое время никто в мире не брался за ее экранизацию. И это при увлекательно закрученном сюжете, в котором присутствуют и фантастическая, и детективная, и любовная, и психологическая составляющие! Лишь спустя три десятилетия такая попытка была осуществлена в Советском Союзе режиссером Андреем Ермашом. При этом создатели пошли на некоторые изменения как сюжета, так и героев, которые повлияли на фильм не в лучшую сторону.

Первое, что бросается в глаза - более чем странный выбор на роль доктора Лабана Твиссела актера Георгия Жжёнова, - актера, безусловно, выдающегося, но совершенно не соответствующего образу, созданному в книге. У Азимова Твиссел был маленьким, добродушным, постоянно курящим стариком, увлеченным своей идеей и на самом деле очень хорошо относящимся к Эндрю Харлану. В фильме все перевернули с ног на голову. В исполнении Жженова Твиссел стал холодным, рассчетливым диктатором, который хитро использует Харлана в своих целях. Вообще все руководители «Вечности» были представлены в виде некой партийной номенклатуры советского толка. Это не случайно - фильм снимался в перестроечное время, и такой откровенный намек был в духе тех лет.

Конец вечностиРоль техника Эндрю Харлан сыграл Олег Вавилов, а его возлюбленную Нойс Ламбент - Вера Сотникова. Нельзя сказать, что они совсем не попали в предлагаемые персонажи. Да, Эндрю Харлан был личностью зажатой, замкнутой, сомневающейся, но это не значит, что он должен постоянно ходить с каменным лицом. К тому же Харлан в ходе действия под влиянием любви изменялся, а в фильме этого видно не было. Нойс Ламбент в исполнении Сотниковой, как и предполагалось, предстала красивой эффектной, соблазнительной женщиной, но все же несколько грубоватой. Что же до отношений между Харланом и Нойс, то и здесь создатели пошли вразрез с сюжетом книги, дав теме их любви абсолютно другое видение. Так у Азимова Нойс действительно полюбила Харлана (причем до того, как встретилась с ним) и осознанно приняла решение менять прошлое ради уничтожения Вечности именно в той реальности, где был Харлан. В фильме же Нойс иммитирует любовь, а на самом деле, так же как и Твиссел, использует Харлана, преследуя свои цели.

Более менее соответствующим книхному образу получился вычислитель Гобби Финжи Сергея Юрского. Однако стопроцентного попадания не вышло и тут. Финжи Азимова - хитрый интриган, ставящий целью занять место Твиссела, и делает он это уверенно и хладнокровно. У Юрского же персонаж вышел излишне крикливым и суетливым.

Совершенно провальным оказался антураж фильма. В книге каждое столетие имело собственные особенности, в фильме же все получилось улыло-серым. Понятно, что в те годы уровень спецэффектов не позволял создать что-то грандиозное, но это же не повод помещать «Вечность» в какие-то ужасно-угрюмые, нелепые декорации. А 482-е Столетие с его вольными нравами и красочными балами в фильме и вовсе превратилось в мрачное средневековье с факельными танцами. Собственно говоря, посыл создателей фильма тут понятен - после одинаково непривлекательных различных эпох перенести героев в цветуще-зеленое настоящее время. И это тоже противоречит смыслу книги.

И в заключении - финал, который в книге и фильме, опять же, абсолютно разный. Айзек Азимов предлагает читателям оптимистический финал. Избавившись от «Вечности», люди теперь сами становятся творцами своего будущего, а Харлан и Нойс, соединяясь, находят счастье в 20 веке. В фильме Харлан уходит от Нойс, бросая ей в лицо обвинительные слова, и видит живых и благополучных Твиссера и Финжи. И в этом чувствуется обреченность. В итоге от замысла Азимова не осталось и следа...

Фото из фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.