Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Историческая драма "Кедр пронзает небо"
Режиссер: Александр Баршак.
Сценаристы: Дмитрий Корявов, Александр Червинский, Олег Сироткин (уч.), Александр Баршак (уч.).
Оператор: Святослав Булаковский. Композитор: Вадим Куприянов.
Россия. Производство: кинокомпания KoBura Film. 2011.
8-серийная драма о борьбе за первенство в освоении космоса между СССР и США. История покорения космоса рассматривается через судьбы учёного Сергея Лыкова и выдающегося конструктора Сергея Павловича Королёва. Периодически пересекаясь по ходу сюжета, они, тем не менее, каждый идут своим путём...
Премьера: 11 апреля 2011 (РТР-Планета), 16 апреля 2011 (Россия-1).
Главные герои:
Сергей Владимирович Лыков (Игорь
Петренко)
Сергей Павлович Королев, академик, главный конструктор (Игорь Скляр)
Алла Канторович (Дарья Мороз)
Вернер фон Браун, немецкий конструктор (Александр Лазарев-мл.)
Марат Васильевич Фуджиев, лейтенант НКВД (Владислав Ветров)
Павел Николаевич Курбатов, полковник контрразведки (Николай Добрынин)
Иван Александрович Серов, комиссар госбезопасности (Сергей Никоненко)
Другие персонажи:
Тимошенко, нарком обороны (Юрий Цурило) |
Аллен Даллес (Сергей Калантай) |
Борьба за космос
Создание многосерийного фильма «Кедр пронзает небо» началось со сценария, написанного Дмитрием Корявовым. А воплотить эту идею на экране взялся молодой режиссёр Александр Баршак. В центре повествования фильма – судьба некоего Сергея Лыкова, который в юности работал в секретном НИИ, затем был арестован, отправлен в колонию, где познакомился с Сергеем Королёвым, великим конструктором, основоположником советской космонавтики. После освобождения Лыкова привлекут к разведдеятельности, и ему доведётся провести немало времени, общаясь с основателем американской космической программы, немецким конструктором Вернером фон Брауном.
В отличие от основных действующих лиц, являющимися реальными историческими личностями, образ Лыкова – полностью вымышленный, не имеющий даже прототипа. На эту роль претендовали несколько известных актёров. В их числе были Максим Матвеев и Александр Яценко, но в итоге выбор остановили на Игоре Петренко. Со слов Александра Баршака, в образе Лыкова авторы фильма попытались воплотить то светлое, что было присуще советскому человеку того времени, прежде всего – стремление и веру, а Игорь Петренко сумел добавить своему персонажу неоднозначности. Образ действительно получился неоднозначным, можно даже сказать спорным. Мечтающий об одном, он, попавший в жернова сталинской машины, находит затем счастье в другой сфере. Да, в жизни бывает всякое, но с кинематографической точки – такое решение не выглядит удачным.
Ещё более спорным стал выбор на роль Сергея Королёва Игоря Скляра – актёра, безусловно, выдающегося, но мало подходящего под конкретно этот образ. Хотел этого актёр или нет, но Королёв в его исполнении получился слишком уставшим от жизни, каким-то озлобленным, мрачным, зачастую безразличным, без блеска в глазах. Да, Королёв перенёс немало тягот, и характер, по воспоминаниям его современников, у него был непростым. Но он оставался одержимым идеей космических полётов, и этой одержимостью, верой заражал окружающих. В своё время высокую планку в изображении образа ведущего конструктора задал Кирилл Лавров в фильме «Укрощение огня». Да, там герой носил другую фамилию, но было очевидно, что прототипом являлся Сергей Павлович. Впоследствии, уже после фильма «Кедр» пронзает небо» образ Королёва успешно создавали Валерий Гришко в фильме «Главный» и Михаил Филиппов в фильме «Гагарин. Первый в космосе». В этом ряду Королёв Скляра оказался наименее убедительным.
В определённой степени на образ Королёва повлияла сама стилистика фильма. Авторы через чур увлеклись изображением ужасов сталинизма (при этом почему-то ни разу не показав самого Сталина) и совершенно упустили атмосферу всеобщего энтузиазма, творческого подъёма. Да и сам сюжет, развивавшийся поначалу довольно стройно, затем начал распадаться, создавая ощущение какой-то скомканости, словно авторов поджимали сроки. Вероятно, действительно поджимали – по крайней мере Александр Баршак признался в этом в одном из интервью. А спешка, в любом случае, к хорошему не приводит.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.