Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Калина красная"
Режиссер: Василий Шукшин
Сценарист: Василий Шукшин
СССР. Производство: Мосфильм, 1973 г.
Одна из лучших картин Василия Шукшина рассказывает драматическую историю вора-рецидивиста Егоря Прокудина. Отсидев очередной срок в тюрьме, он выходит на волю и решает отправиться в деревню к Любе, с которой познакомился по переписке, находясь на зоне. В деревне он намеревается отдохнуть и осмотреться. Однако общение с Любой, ее братом Петром и ее родителями нарушает привычный уклад жизни и толкает его "завязать" с воровским прошлым...
Премьера: 20 марта 1974 г.
Призы
Главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Баку (1974)
Приз польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973
года, показанный в Польше
Лидер проката (1974, 2 место) - 62.5 млн. зрителей
Лучший фильм года по опросу журнала «Советский экран»
Василий Шукшин - лучший актер года по опросу журнала «Советский экран»
Главные герои:
Егор Прокудин (Василий Шукшин)
Люба Байкалова (Лидия Федосеева-Шукшина)
Фёдор Байкалов, отец
Любы (Иван Рыжов)
мать Любы (Мария Скворцова)
Петр, брат Любы (Алексей Ванин)
Другие персонажи:
Зоя,
жена Петра (Мария Виноградова) |
приятель Коли (Вадим Кондратьев) |
История создания *
Повесть "Калина красная" Василий Макарович Шукшин начал писать вскоре после окончания съемок фильма "Печки-лавочки". Вот что рассказывает Лидия Федосеева-Шукшина: "Я догадывалась, что он пишет какую-то новую большую вещь, но что это будет, тогда ещё не знала. Только замечала, когда приходила к нему, что он день ото дня становится все печальнее и печальнее. А однажды вышел, в глазах - прямо слезы стоят. И осунулся весь, побледнел, смотреть страшно. Я испугалась - подумала сразу, что это болезнь обострилась. А оказывается, он только что, перед самым моим приходом, закончил новую повесть. И когда писал конец, сам вот так страшно, до слёз разволновался. Отдал мне рукопись. Сказал: "Это для кино. Если разрешат снимать, то тут и для тебя кое-что найдётся…"
Повесть была впервые опубликована в 1973 году в апрельском номере журнала "Наш Современник". Директору "Мосфильма" Николаю Сизову она так понравилась, что он тут же дал "добро" на съемки картины. Поначалу съемки планировались в ЭТО (экспериментальном творческом объединении), которым руководил Чухрай. Но тот потребовал внести многочисленные правки в сценерий. Шукшин отказался что-либо править и перешел в другое объединение - к Сергею Бондарчуку. И, хотя оно было победнее, зато Шукшину там предоставили свободу творчества.
Начались съемки картины под Подольском (сцены проезда Егора Прокудина в такси из мест заключения). Затем последовали натурные съемки, которые проходили в окрестностях города Белозерска в Вологодской области (в том числе в деревне Садовая). Экспедиция в эти края продлилась с начала мая до начала июля 1973 года. Были отсняты все основные сцены деревенской жизни Егора и Любы.
Интересной оказалась съемка разговора Любы с матерью Егора. На эту роль планировала знаменитая актриса Вера Марецкая, но та в последний момент отказалась. И тогда Шукшин решил снять непрофессиональную актрису - обычную деревенскую старушку Ефимию Быстрову. Ее судьба была удивительным образом схожа с судьбой экранной героини. Для достижения полной достоверности Быстрову просто попросили рассказать о своей жизни, а съемку провели скрытой камерой. В результате она в доверительной беседе с Лидией Федосеевой-Шукшиной поведала драматическую, но, при этом, очень типичную историю русской женщины. Этот эпизод получился самым пронзительным. Герой фильма, а вместе с ним и зрители, после такой исповеди испытывали настоящее потрясение.
Там же, в Вологодской области, были сняты и сцены выхода Егора из колонии на свободу. Причем в кадр попала самая что ни на есть настоящая колония - ИК 256/5 (позже - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области), расположенная на острове Огненном в районе посёлка Новозеро. Она также известна под названием "Вологодский пятак", где с 1997 года отбывают наказание заключенные с пожизненным сроком.
Со второй половины июля до 23 августа съемки фильма проходили в павильонах киностудии "Мосфильм". Были сняты сцены встречи Егора родителями Любы, застолья в доме Байкаловых, воровской "малины", "разврата" в городе. В сцене застолья у Байкаловых снялся специально приглашенный Шукшиным кинооператор Александр Саранцев. Это он так проникновенно исполнил песню "Это многих славный путь" по стихотворению "Школьник" Некрасова.
19 ноября Шукшин представил свою картину генеральной дирекции "Мосфильма". Там ее в целом оценили положительно. А вот в Главной сценарно-редакционной коллегии Госкино на Шукшина буквально набросились с критикой, потребовав убрать многие сцены из фильма. Это так сильно подействовало на Василия Макаровича, что он слег в больницу с обострившейся язвой желудка. Проведя там некоторое время, шукшин принялся за правки. Конечно же, он не последовал всем требованиям Госкино, иначе фильм был бы просто уничтожен. Внеся минимальные сокращения (которые, тем не менее, дались ему с большим трудом), Шукшин в январе 1974 года вновь представил фильм в Госкино. Там возмутились тем, что их требования не были выполнены, но, зная, что здоровьем Шукшина интересовался лично глава Совета Министров СССР Алексей Косыгин, вынуждены были принять картину.
В апреле 1974 года "Калина красная" была представлена на 74-м Всесоюзном кинофестивале в Баку, где получила Главный приз, несмотря на происки отдельных членов жюри. А в широкий прокат фильм вышел 20 марта 1974 года.
Интересные факты
Знаменитый немецкий кинорежиссёр и сценарист Райнер Вернер Фассбиндер включил картину «Калина красная» в число десяти своих самых любимых фильмов.**
Воровское общество встретило картину негативно. Шукшину пришло несколько писем от воров в законе, которые обвиняли его в нелостоверности - в частности в смерти Егора Прокудина. Они утверждали, что не приговаривают к смерти отошедших от воровской среды. *
Крылатые фразы и диалоги
- С такими руками только замки ломать, а не тапочки шить. (Люба)
- Зарезали семерых,
а восьмого не углядели, ушел. - Семерых. - Семерых! Напрочь! В мешок поклали и
- в воду. А восьмой донес. (диалог Егор - Федор Байкалов)
- И сколько сейчас дают за недоразумение? - Пять. - полос Раньше больше давали.
(диалог Федор Байкалов - Егор)
- Сразу на арапа берут! Гражданин! Какой я вам гражданин! Я вам товарищ. И даже
друг и брат. (Егор)
- Чудак же ты Колька на букву "Мэ". (Егор)
- Я поселю здесь разврат и опрокину этот город во мрак и ужас, в тар-тарары! (Егор)
- Не могли бы мы где-нибудь здесь организовать небольшой забег в ширину? Такой,
знаете, бордельеро! (Егор)
- Я нервничаю, потому что мне деньги жгут ляшку. Сто листов! Их же надо взлохматить!
(Егор)
- Ну что, трактирная душа, займемся развратом! (Егор)
- Народ для разврату собрался! (Официант)
- Праздник нужен душе, праздник! (Егор)
- Ай, ай, красавЕц! Ну-у... Шаркнули по душе! (Егор)
- Интеллигент в замшевых ботинках обычно помалкивает. - Да? - Да. Иначе он просто
хам. (диалог Следователь - Егор)
- Пойдем выйдем, урка с мыльного завода! (Коля)
- Я из вас букет сделаю и посажу в клумбу. Головками вниз. (Егор)
Шаркнули по душе
Рассказывая о «Калине красной», всегда вспоминают другую картину, которую Василий Шукшин так и не снял – фильм о Степане Разине. Это, без сомнения, была бы великая картина, но свою мечту Василий Макарович так и не смог осуществить. Но зрители получили другой шедевр от большого Мастера, которой и явилась «Калина красная».
Картина была поставлена Шукшиным по его собственному рассказу. А, как известно, все его произведения отличались очень простым, но предельно правдивым сюжетом, в котором всегда присутствовали живые русские характеры. Все это в полной мере относится и к «Калине красной». Казалось бы, куда проще – освободившийся заключенный решил порвать с преступным прошлым. Но в случае с Шукшиным, он представляет на суд зрителя многогранный образ, рисуя его размашистыми мазками, без жалости и сентиментальности. Его Егор Прокудин от природы очень сильный и добрый человек, ставший жестким, в каких-то моментах циничным. А в его среде по-другому и нельзя – выживает сильнейший. Жесткий, сильный, уверенный, а за всем этим - очень грустные глаза несчастного человека… И после очередной отсидки он совершенно не собирается «завязывать» с прошлым. Правда, письма, которые он получал на зоне от незнакомки Любы, что-то разбудили в его душе, затронули нечто потаенное, то, что он сам годами в себе подавлял. Но дало ли бы это ростки, если бы он не приехал к Любе? Вряд ли.
Он все же приехал к ней. Вроде бы просто так – отдохнуть, а встретил одинокую деревенскую бабу, которая всегда мечтала о настоящем Мужике, и еще не потеряла веры в людей. Тут нельзя не отметить великолепную игру Лидии Фелосеевой-Шукшиной. В ее биографии немало замечательных ролей, но эта, без сомнения, - лучшая. На протяжении всего фильма не раз отмечал, что мало обращаю внимания на ее фразы, а постоянно вижу ее глаза – добрые и понимающие. Как ее героиня смотрит на Егора во время их первой встречи, когда он «втирает» ей историю про бухгалтера. Она-то все про него знает - видела его дело, и ничего-то от него не требует, не ждет – ты только передохни здесь, а там видно будет. Почему она пускает Егора в свой дом? Да просто потому что единственная сумела заглянуть в его душу. Здесь, в деревне у Егора появился шанс, нет - не измениться, а найти себя – себя настоящего. Люба ему такой шанс дала…
И пару слов о персонаже Алексее Ванина – Петре. Это еще один пример – настоящего
русского мужика. Они с Егором –разные во многом. Но, вместе с тем, есть что-то,
что их объединяет. И не случайно Егор, у которого в жизни, наверное, не было настоящих
друзей, лишь подельники, встречает в нем родственную душу. И финал в этом плане
абсолютно достоверен – ну, не мог Петр в этой ситуации поступить иначе. Вот только
один момент не дает покоя после просмотра фильма – дальнейшая судьба Петра…
Фильм Василия Шукшина – глубоко русский, как и все его творчество. Это картина
о мятущейся русской душе, пытающейся найти свое место в жизни. И в этом смысле
он глубоко патриотичный. Местами веселый и озорной, а в целом – очень светлый,
умный и печальный.
P.S. При просмотре фильма порой создается впечатление некоторой сбивчивости сюжета. Виной тому купюры, сделанные по воле цензуры.
Игорь BIN
Моя оценка - 8 из 10
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
* По материалам книги Ф. Раззакова "Наше любимое кино... о любви". Москва. Алгоритм, Эксмо. 2005 г. Глава "Лебединая песня василия Шукшина".
** The Films of Rainer Werner Fassbinder. http://jclarkmedia.com