Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедия "Формула любви"
Режиссёр: Марк Захаров.
Сценарист: Григорий Горин. Оператор: Владимир Нахабцев.
Композитор: Геннадий Гладков. Художник: Виктор Юшин.
СССР. Производство: Мосфильм. 1984.
Тонкая, ироничная, искромётная комедия режиссёра Марка Захарова. Знаменитый авантюрист граф Калиостро со своей свитой прибывает в Россию. Отметившись своими непродолжительными мошенничествами в Санкт-Петербурге, он спасается от гвардейцев Потёмкина, прихватив с собой дочь одного из своих клиентов - очаровательную Машу. В результате герои оказываются в деревеньке, где проживает молодой помещик Алексей Федяшев, считающий Калиостро своим кумиром.
Премьера: 30 декабря 1984 (ТВ).
Герои фильма:
граф Калиостро (Нодар Мгалоблишвили, озвучивание - Армен Джигарханян)
Мария (Елена Валюшкина)
Алексей Федяшев, провинциальный помещик (Александр Михайлов)
Жакоб, подручный графа, кучер (Александр Абдулов)
Маргадон, подручный графа (Семён Фарада)
Лоренца, подручная графа (Елена Аминова)
Федосья Ивановна, тётушка Алексея (Татьяна Пельтцер)
доктор (Леонид Броневой)
Фимка, дворовая девушка Федяшевых (Александра Захарова)
Степан Степанович, кузнец Федяшевых, дядя Фимки (Николай Скоробогатов)
Модест Тимофеевич Загосин, местный помещик, художник-любитель (Виктор Махмутов, озвучивание - Константин Тыртов)
Другие персонажи:
Прасковья Тулупова, крепостная девочка (Анна Андриянова) |
Иван Антонович, больной отец Машеньки (Георгий Крамеров) |
Сюжет фильма
В основу сюжета знаменитой музыкальной комедии режиссёра Марка Захарова легла повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро», написанная в далёком 1921 году. При этом экранизация оказалась весьма вольной и далёкой от первоисточника. Повесть Толстого носила довольно мрачный, мистический характер. Марк Захаров пошёл от обратного, представив зрителям искромётную, весёлую, музыкальную картину.
История начинается с того, что в Санкт-Петербург прибывает знаменитый авантюрист граф Калиостро. Он проводит спиритический сеанс, который прерывает прибытие гвардейцев Потёмкина, собирающихся арестовать мошенника. Вместе со своей экстравагантной свитой Калиостро скрывается из города. По дороге он заезжает к своему клиенту, занемогшему помещику. Он обещает вылечить его дистанционно, через дочь помещика Машу. Далее Калиостро следует в российскую глубинку в сопровождении Маши, надеясь с помощью своих психологических опытов вызвать у неё любовь к себе.
Тем временем, молодой помещик Федяшев, боготворящий Калиостро, узнаёт, что его кумир остановился неподалёку и приглашает к себе погостить. Впрочем, у Федяшева есть и конкретная цель – он давно влюблён в статую, стоящую в приусадебном парке, и хочет, чтобы Калиостро при помощи магии оживил её. Пока Калиостро со своей свитой находится в усадьбе, Федяшев влюбляется в Машу и понимает, что никакая статуя ему больше не нужна.
Ироничный шедевр от Марка Захарова
С ролью Калиостро Марк Захаров определился сразу, выбрав очень яркого, характерного актёра Нодара Мгалоблишвили, служившего в Тбилисском театре имени Марджанишвили. Он как раз был с театром на гастролях в Москве, где и получил предложение от режиссёра. Поначалу Мгалоблишвили засомневался – он не знал в совершенстве русского языка и считал, что не сможет полноценно сыграть роль. Но Захаров успокоил его, объяснив, что роль озвучит другой актёр – знаменитый Армен Джигарханян.
Актрису на роль Маши Марк Захаров нашёл, просматривая выпускниц театральных училищ, претендующих поступить в труппу «Ленком», которой он руководил. В результате его выбор пал на выпускницу Щепкинского училища Елену Валюшкину. На тот момент у неё уже была пара работ в кино. Но именно «Формула любви» принесла ей всенародную славу. Да и как иначе – образ Маши получился настолько чистым, нежным, трогательным, что просто не мог не влюбить в себя миллионы зрителей.
На роль Алексея Федяшева Захаров пригласил молодого актёра Александра Михайлова, выпускника Щукинского училища. И это попадание оказалось 100-процентным. Михайлов создал образ одухотворённого, поэтического юноши, поначалу грезящего о несбыточном, но затем понимающего, что настоящее счастье – земное, и оно рядом.
Роли слуг графа Калиостро Жакоба и Маргадона исполнили великолепные, всем известные актёры Александр Абдулов и Семён Фарада. Совершенно разные по своему типажу, они составили колоритную пару. Яркие, остроумные, они одним своим появлением вызывали улыбку, а уже когда начинали говорить, а тем более петь… Их псевдоитальянская песня «Уно моменто» не только украсила фильм, но и стала на долгие годы настоящим киношлягером.
Надо отметить, что в фильме вообще каждый персонаж получился очень живым и запоминающимся. Леонид Броневой предстал в образе невозмутимого доктора, которого совершенно ничем невозможно удивить, даже съеденной вилкой. А как вам его глубокомысленное выражение: «Голова предмет тёмный и исследованию не подлежит», ставшее крылатой фразой.
Столь же блестящим персонажем получилась тётушка Федосья Ивановна в исполнении неподражаемой Татьяны Пельтцер. Неизменно весёлая, живая и очень земная, она (вместе с доктором) как бы противопоставляется магической энергии графа Калиостро.
Роль озорной дворовой девки Фимки сыграла дочь Марка Захарова Александра Захарова. И тут никакой протекцией не пахло. Дело в том, что Захаров очень требовательно относился к дочери, и, если бы была бы хотя бы какая-то капля сомнения, то в картине её бы не было. Но роль состоялась, и как Александра сыграла! Она буквально исторгала энергию, заражая ею зрителей.
Роль дядьки Фимки, кузнеца Степана исполнил известный актёр Николай Скоробогатов, создав образ настоящего русского мужика, с виду простоватого, но с хитринкой, Так сказать, себе на уме.
Наконец, роль подручной графа Калиостро Лоренцы, влюблённой в своего покровителя, сыграла Елена Аминова. Несмотря на то, что в её активе на тот момент уже имелось более десятка ролей, широкому зрителю она была мало известна. Фильм «Формула любви» стал её звёздным часом.
Одним словом, актёрский состав подобрался замечательный. Съёмки проходили в подмосковном Барыбино. По воспоминаниям участников, проходили они в тёплой, творческой атмосфере. Это ли, мастерство ли актёров, режиссёрский ли гений, а может быть всё вместе в итоге обеспечило создание настоящего шедевра, который с удовольствие смотрят зрители и спустя десятилетия.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.