Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедия "Европа-Азия"
Режиссер - Иван Дыховичный. В ролях - Татьяна Лазарева, Ольга Медынич, Ксения Собчак, Иван Ургант, Полина Филоненко, Артур Ваха, Дмитрий Дыховичный, Виталий Хаев, Нодари Джанелидзе, Сергей Шнуров, Ксения Каталымова. Россия. 2008.
Веселая шизуха с элементами русской печали.
Определение кота Бублика
А насос когда ломается -
знаете что? Приходится потом... ротом
надувать...
Расстроившийся Касик
Мама, если бы я знал, я бы ее
вам сам купил!
Свидетель
Россия! Европа, но фактически граница с Азией - под Екатеринбургом. Там стоит небольшой обелиск, информирующий прохожих и туристов о прохождении точки раздела двух культур, а поблизости группа рабочих в оранжевых купальниках возводит нечто более масштабное и возвышенное.
Под сенью обелиска расположилась странная компания жуликов: Мать (Татьяна Лазарева), Невеста (Ольга Медынич), Жених (Дмитрий Дыховичный), Свидетельница (Ксения Каталымова) и Свидетель (Нодари Джанелидзе). Жених изображает парализованного героя, поэтому сидит в инвалидной коляске и периодически оттуда вылезает размяться, когда нет проезжающих машин.
Мать разбавляет спирт, которого у компании в большом запасе, и разливает полученную смесь в бутылку из-под водки - алкоголь нужен для дела.
Суть разводки, в общем-то, проста: Мать ценой своей жизни останавливает проезжающую машину, оттуда компания вытаскивает водителя и сует ему стакан водки. А какой русский или русифицированный проезжающий водитель откажется на халяву бухнуть? Разумеется, водитель хлопает стакан, после чего ему объясняют, что здесь, старичок, свадьба, так что давай, старичок, что-нибудь пожелай молодым, ну и дай что-нибудь смочить им клювик для будущей счастливой жизни. Тем более, старичок, женишок-то у нас - героически лишившийся движения в нижней части тела, так что, старичок, ты уж не жлобись, ладно?
Первого проезжающего водителя звали Ке-Ке (Сергей Шнуров). Он вообще-то Иннокентий, но женщина Иннокентия зовет его Ке-Ке. Водитель быстро надрался и оставил на месте разводки свой мобильник, который еще доставит компании немало приятных минут.
Потом в месте дислокации "свадьбы" возник Милиционер (Виталий Хаев). Он выпил водки, сделал подарок молодым и ушел в лес, где сначала попал в капкан на медведя, а потом его стала мудохать Красная Шапочка.
Далее Мамаша неудачно остановила грузовик с водкой, в котором рекламщицы Лена (Светлана Обидина) и Люба (Наталья Парашкина) ехали на специальную акцию. Эта водка также пошла в дело, хотя от водителя Мамаше пришлось томительно скрываться в лесу, и спас ее только политтехнолог Касик (Артур Ваха) ценой снимания своих трусов.
Ну а дальше началась целая фантасмагория. Шоу строителей, огромный туристический автобус с американскими элвисами пресли, бандитский налет, театральные терки-разборки, ну и, как водится, настоящий русский бунт - бессмысленный, но зато реально беспощадный. Так не доставайся ты, водка, никому, как говорится!
***
Поставлен фильм по пьесе братьев Пресняковых, авторов сценария к "Изображая жертву". Правда, по просьбе режиссера Ивана Дыховичного первоначальная пьеса была некоторым образом переделана.
Все снято было ровно за тридцать дней - помогло то, что в этих краях на тот момент был шестнадцатичасовой световой день. Музыку к фильму писал Сергей Шнуров. В картине в основном были заняты актеры из Санкт-Петербурга.
Ну а теперь личные впечатления. Прокатчики затрудняются с определением жанра этого фильма. Вообще, он именуется комедией. Но на "Яндекс.Афише" его почему-то называют драмой.
На мой взгляд, картина все-таки чистая комедия, несмотря на некоторые как бы драматические моменты. Но это не обычная комедия, а сюрреалистичная комедия или комедия-фантасмагория. Точно определить сложно. Я бы это назвал "веселая шизуха".
Поначалу вроде казалось, что это обычная такая комедька о придорожных жуликах. Что сначала будет весело, потом начнутся какие-нибудь драмы, а закончится все повальной пьянкой или повальным мордобоем. Или повальным мордобоем, а потом повальной пьянкой. Или повальной пьянкой, потом повальным мордобоем, а в конце - снова повальной пьянкой.
Так оно, с одной стороны, и произошло, но с другой - картину через очень непродолжительное время начинает уносить в весьма забавную шизу. Красная Шапка, мудохающая мента в лесу. Сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, у которого глаза поблескивают кроваво-красным. Старичок-лесовичок - то ли замшелый Фродо Беггинс, то ли усохший и спившийся Гэндальф. Спасшиеся после авиакатастрофы командир корабля и его любовница-проводница, поющие по-венгерски задорную песню.
Просто какая-то сюрреалистическая фантасмагория, честное слово! Но там и кроме всяких шизовых персонажей отлично зажигают и вполне реалистичные персонажи.
И это прежде всего женщина-Мать в блестящем исполнении Татьяны Лазаревой. Иван Дыховичный рассказывал в интервью, что давно хотел снять Татьяну в главной роли. И это получилось, к сожалению, только в самом последнем его фильме - как известно, Иван Дыховичный недавно ушел из жизни.
Лазарева в этой роли невероятно органична, а главное, очень естественна. Если у некоторых других актеров жуликоватой компании периодически вылезает явный наигрыш (особенно у Невесты), то Мамаша - просто шикарна. Причем периодически Мать выдает изумительные театральные монологи (она по сюжету - бывшая актриса), и это просто великолепно, особенно монолог про собачку Аибо и эпизод о том, как нужно правильно рекламировать нашу родную водку. На сцене "Так не доставайся ты никому" мы с Бубликом были вынуждены остановить просмотр, чтобы отсмеяться. Впрочем, это пришлось делать далеко не один раз.
Шикарные моменты с Ментом, просто шикарные. Кстати, его играет Виталий Хаев - помните капитана-Розенкранца из "Изображая жертву" с его мощнейшим матерным монологом? Здесь Менту говорить приходится меньше, но зато сплошной экшен: то на дереве повиснет, то от бешеной Шапки схлопочет, то под воду уйдет.
Очень понравились рекламщицы Лена и Люба - отличные персонажи. А уж как лихо Мент Любу взял в оборот: "Я тебя арестую". - "За что?" - "За красоту!"
Прекрасный получился политтехнолог Касик, особенно его рассказ про жизнь-злодейку. На признании о сломавшемся насосе мы с Бубликом реально зарыдали - до того это было трогательно.
Автобус с элвисами был забавный, как и главный Элвис - Иван Ургант с рассказом о своем эмигрантском житье-бытье.
Танец маленьких утят в исполнении обнажившихся строителей - тут тоже пришлось останавливать просмотр, до того это было смешно.
Впрочем, нужно признать также, что в картине есть и явные недоработки-провисы. Например, сцена с бандитами была сделана как-то очень невнятно, хотя из нее потом логичным образом вытекли два отличных момента. С парочкой "Хэнкс" - "Амели", появившейся вначале, я вообще не понял идеи. Ну и окончание хохмы со спермой - это был явный перебор. Непонятно, почему Дыховичному здесь явно изменило чувство вкуса.
Но, несмотря на определенные недоработки, картина, на мой взгляд, получилась очень веселой и по-хорошему шизовой. Посмотрел с большим удовольствием, тем более что вообще ничего подобного не ожидал - такие фильмы не снимали очень давно. На ум приходят Овчаров и Мамин - они делали свои картины в подобном реалистично-сюрреалистичном стиле.
А в нынешнем российском кинематографе уже давно почти все комедии - явные подражания Голливуду. Подражания эти бывают как убогими, так и удачным, но все равно - это не свое. А вот "Европа-Азия" - это как раз свое! Комичное, трагичное, фантасмагоричное, двуличное и раздвоенное. Потому что если одной ногой стоишь в Европе, а другой в Азии, то где тогда располагаются мозги?
Фильм был снят в 2008 году, но на экраны выходит только сейчас - прямо в день выхода этой рецензии, 4 февраля 2010 года.
Не знаю, всем ли зрителям эта картина понравится так же, как и мне. Наверняка не всем. Любителям простых, как палка, комедий она может и не понравиться вовсе - все-таки фильм далеко не простой.
Но у меня "Европа-Азия" и во время просмотра пошла отлично, и по прошествии примерно недели осталось отличное послевкусие вместе с желанием как минимум еще раз обязательно пересмотреть. Пересмотрю в кино или буду ждать, когда выйдет на DVD, - я-то смотрел режиссерскую копию, данную мне друзьями Ивана Дыховичного, которая была не очень хорошего качества и с не до конца сведенным звуком.
Замечательное кино. Просто не ожидал, что у нас еще могут подобное снять. Молодцы!
Автор – Алекс Экслер