Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Черная комедия "Изображая жертву"
Режиссер - Кирилл Серебренников. В ролях - Юрий Чурсин, Виталий Хаев, Анна Михалкова, Марат Башаров, Лия Ахеджакова, Марина Голуб, Максим Коновалов, Андрей Фомин. Россия. 2006. 96 мин.
Какой противный-то у него Гамлет
получился.
Отзыв кота Бублика
В фильме много скрытых цитат из
Гамлета.
Какая-то дура
- Колготки, главное, где-то взяли такие
блядские! Где взяли?
- Я за мамиными съездил.
А где Полоний?
Клавдий
Серебренников нынче очень
модный. Очень, очень модный. Это вам скажет любой Стремящийся
к Эстетизму, теребя под мышкой затертый от восторга "Духless".
А братья Пресняковы - авторы оригинальной пьесы, по которой
поставлен фильм - еще моднее! Они, в общем, сейчас уже почти
так же актуальны, как и Чехов, скажут Стремящиеся и даже
Прорубившие. Ну, в смысле, актуальны сегодня, как Чехов тогда.
А уж когда Серебренников ставит Пресняковых - это, ребята,
начинается такой культурологический и контркультурный
перфоманс, что просто раскрывай рот, после чего плачь, плачь,
танцуй, танцуй.
Пьесу Пресняковых Серебренников
ставил в театре. Потом перенес ее на экран и представил на
"Кинотавре". Фильм получил главный приз, чем вызвал бурную,
хотя и несколько невнятную радость у одних и легкое недоумение
у других. Бурная радость в основном объяснялась тем, что по
всем канонам такие фильмы главные призы не получают. А легкое
недоумение, что неудивительно, объяснялось теми же самыми
мотивами.
Впрочем, нам с котом Бубликом,
как людям неэстетичным, негламурным, нетусовочным и, в общем,
вполне бескультурным, что восторги, что хулы - совершенно до
фонаря, поэтому займемся нашим обычным препарированием,
невзирая ни на нового Чехова, ни на старых Пресняковых.
Вперед, полковник, как в атаку...
Сюжет. Некий Валя (Юрий Чурсин)
- современный Гамлет. Он, конечно, не принц Датский, а
всего-навсего незадачливый полученец высшего образования,
которое ему на фиг не нужно, но зато маета у Вали - самая что
ни на есть принцдатская, патентованная! Ничто не радует Валю.
Да и в датском королевстве - не все ладно. Папа Гамлета,
который был то ли военный, то ли милиционер, почил в бозе,
скушав отравленных грибочков. Ну, знаете, как оно бывает в
Дании: поужинал и умер. Скоропостижно, так сказать,
скончавшись. Тем более что проблемы со здоровьем были - ну как
не быть! Выпивал папа Гамлета не по-датски, а то ли
по-военному, то ли по-милицейски, что на самом деле не
отличается ни количеством, ни качеством, ни видом
употребляемых напитков.
Гамлет Валя внутренне чует, что
папа все-таки умер не просто так - уж больно подлый Клавдий,
брат отца Вали и по совместительству дядя Гамлета, радуется
тому факту, что он смог остаться наедине с Гертрудой - матерью
Гамлета. Гертруда - женщина с бюстами и трезвым отношением к
жизни. Гамлета она любит, но и Клавдий вызывает в ее теле
сочувствие - в конце концов, женщине трудно без мужчины. Да и
квартира у них большая и несколькокомнатная, так что Клавдий
от них никуда не денется - мужчине без квартиры тоже
неприятно.
У Гамлета, понятное дело, есть
своя баба - Офелия. Ей до боли, до зубовного скрежета и до
ломоты в пояснице хочется за Гамлета замуж. Но он все не может
себя найти, мается и просит сделать ему онанизм в маске
зайчика, одновременно слегка придушив, - вот такие у принца
империальные страсти.
В общем, перед Гамлетом во всю ширь встает вопрос: тварь он дрожащая или право имеет. В том смысле, что мочить или не мочить дядю Клавдия, который, в общем-то, подлый негодяй. Быть или не быть кровавой мести - этот вопрос волнует зрителей.
Да, теперь все-таки о сюжете.
Гамлет работает в милиции - изображает жертву в следственных
экспериментах, которые снимает на камеру доблестная сотрудница
Люда (Анна Михалкова). Перед Гамлетом, Розенкранцем (Виталий
Хаев) и бесстрастной камерой проходит целый ряд совершенно
отвратительных явлений человеческой жизни: Вольтиманд,
Корнелий, Гильденштерн, Карась, Тахир Закиров и, даже страшно
сказать, Верхушкин.
***
Скажу сразу - восторгов
подавляющего большинства критиков (некоторые в рецензиях аж
заходятся) и многих зрителей я не разделяю. Однако не буду
также утверждать, что кино плохое, оно не плохое. Фильм яркий,
действительно авторский (а это только плюс), необычный, во
многом провокационный, но провокации в нем какие-то уж больно
вычурные и вымученные. Вся эта маета Гамлета в бейсболке -
невероятно натужная. Все эти постоянные аллюзии и цитаты "для
своих" из Шекспира, Линча, "Донни Дарко" и так далее оставляют
впечатление, что режиссер ими затыкает дыры тогда, когда
самому сказать уже нечего. Или не о чем. Это как Гензель и
Грета - идут и рассыпают зерно, чтобы обозначить свой путь.
Серебренников обозначает свой путь цитатами, часть из которых
выглядит на редкость неуместно.
Но зато когда режиссера
отпускает с принцами, тенями отца в фуражке и
линчевски-дарковскими зайчиками, вот тогда становится хорошо.
Потому что съемки следственных экспериментов, в процессе
которых простые парни рассказывают, как они убивали и
расчленяли своих жен, любовниц и просто любимых, - они
восхитительны. Разумеется, восхитительны не смакованием
омерзительных подробностей, а тем, каким образом и какими
словами это все рассказывается. Бытовуха! Бытовуха в самом
пугающем и самом узнаваемом смысле этого слова. Вот здесь
самые подлинные шекспировские страсти, вот здесь в полный
голос звучит такая родная и такая знакомая буфетчица тетя
Клава, у которой в туалет пошли поссать, а заплатить - не
заплатили.
В качестве очищающего катарсиса
Серебренников запустил мощный, хотя и довольно спорный монолог
сорвавшегося от созерцания бесконечных убийств капитана
Розенкранца. Капитан, беседуя с очередным недоумком,
застрелившим в кафе своего одноклассника (в этой роли весьма
слабенько выступил Максим Коновалов, и я был просто поражен,
когда в нескольких рецензиях прочитал слова восхищения
"блестящей актерской игрой"), в конце концов не выдержал и
произнес коротенькую, минут на десять, речь, обличающую
потерянное поколение этих недоделанных Гамлетов - они же
Евгении Онегины.
Речь просто вскипала матом,
срывала крышку и переливалась через край. Многие зрители от
нее были в восторге, но я опять-таки считаю, что монолог
получился слишком длинный, достаточно натянутый и чересчур
матерный. Я, конечно, понимаю, что многие люди матом
разговаривают, но здесь это как-то явно резало слух. Снижало
накал момента. Как говорил один известный переводчик: "Если ты
не можешь перевести без мата, значит, у тебя очень бедный
лексикон". Но претензии к монологу - чисто постановочные,
потому что сам актер Виталий Хаев - лучшее, что есть в этом
фильме, он сыграл превосходно.
Резюмирую. Авторское кино.
Достойное просмотра, однозначно. Но крайне неровное и во
многих моментах очень спорное. (Для тех, кому вообще охота
спорить в нынешнее время.) Однако за ряд эпизодов (собственно,
почти всех эпизодов расследований) можно простить почти все.
Ибо действительно отлично сделано. Убрать бы оттуда этого
Гамлета и все эти "цитаты" к чертовой матери - о, вот это было
бы совсем хорошо, оригинально и про нашу паскудную жизнь. А
Гамлет - нет, он не из нашей жизни. Какие-то рыбы-фугу - что
за азиатчина? Выпил водки и рубанул дядю по башке топором, как
простой испанский хлопец Рамон Меркадер. Вот и все дела. Вот и
вся бытовуха. И не надо жертву изображать - вон она, валяется
в винегрете.
***
***
Купить "Изображая
жертву" на
OZON:
|
|
Источник рецензии на кинофильм:
Авторский проект Алекса Экслера
Ссылки по теме:
Обои рабочего стола из фильма
Форум, где можно обсудить
рецензию и фильм