Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Фантастический фильм "Дознание пилота Пиркса"
Режиссер: Марек Пестрак
Сценаристы: Владимир Валуцкий, Марек Пестрак
Оператор: Януш Павловский. Композитор: Арво Пярт
СССР, Польша. Производство: Таллинфильм, Zespol Filmowy. 1978
Научно-фантастический, приключенческий фильм поставлен по рассказу Станислава Лема «Дознание» из цикла произведений о пилоте Пирксе. Главному герою поручено стать экспертом в оценке команды космического корабля, состоящей из людей и человекоподобных роботов. При этом Пиркс не знает кто из них человек, а кто робот.
Премьера: 26 мая 1979 (Варшава), июль 1980 (Москва)
Награды:
Большой приз «Золотой астероид» МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте, Италия
(1979)
Главные герои:
командор Пиркс (Сергей Десницкий,
озвучил Феликс Яворский)
Том Новак, астронавт, нейролог и кибернетик (Александр
Кайдановский, озвучил Алексей Золотницкий)
Джон Калдер, астронавт, первый пилот (Збигнев Лесень, озвучил Эдуард
Изотов)
Гарри Браун, астронавт, второй пилот (Владимир
Ивашов)
Ян Отис, астронавт, электронщик (Болеслав Абарт, озвучил Станислав Михин)
Курт Вебер, астронавт, инженер (Тыну Саар, озвучил Валентин Грачёв)
Мак-Гир (Игор Пшегродский, озвучил Константин Тыртов)
Другие персонажи:
Грин, генеральный директор UNESCO (Фердинанд Матысик, озвучил
Александр Белявский) |
секретарша (Файме Юрно) |
Эпизоды: Адам Цесляк, Эугениуш Куявский, Я. Фризьлевич, З. Юрковский
Проблемы взаимоотношений людей и роботов в советско-польской кинофантастике
Цикл о пилоте Пирксе знаменитого польского фантаста Станислава Лема – это десять увлекательных и динамичных рассказов, написанных в период с 1959-го по 1971-й год, и примыкающий к ним роман «Фиаско» 1987 года. Произведения посвящены взаимоотношениям человека и космоса, демонстрируя развитие главного героя, его духовный рост. Впервые к образу Пиркса советский кинематограф обратился в 1968 году, когда на Центрнаучфильме режиссёром Е. Осташенко был экранизирован рассказ «Испытание». В 1973 году венгерский режиссёр Андраш Райнаи снял фильм по рассказам о Пирксе под названием «Pirx kalandjai». Наконец в 1978 году советскими и польскими кинематографистами был поставлен фильм «Дознание пилота Пиркса», в основу которого лёг рассказ «Дознание».
По сюжету некая корпорация, с целью проведения независимой оценки работы человекоподобных роботов, приглашает Пиркса, известного своей неподкупностью, в качестве эксперта. Он должен возглавить команду астронавтов, отправляющихся на Сатурн, состоящую из людей и роботов. Для чистоты экспертизы он не знает – кто есть кто… В целом сюжет картины оказался очень близок первоисточнику. Создатели добавили лишь несколько сцен, предполагающих сделать действие более увлекательным.
Для съёмок картины были использованы костюмы космонавтов, разработанные на
основе имеющихся на тот момент американских и советских аналогов. Внутренние помещения
космического корабля «Голиаф» также создавались по типу американской космической
станции Скайлэб. Всё это было призвано для придания реалистичности происходящего.
В какой-то мере это удалось – происходящее внутри «Голиафа» действительно было
убедительным, что не скажешь о самом полёте. Советская кинофантастика, как правило,
никогда не отличалась качественными спецэффектами. Не стал исключением и фильм
«Дознание пилота Пиркса». Возможно зрителей того времени ещё можно было удивить
видом разрывающихся рук андроида, когда из-под кожи оголялись провода, но выделить
что-то более не представляется возможным. Особенно бросались в глаза совершенно
неправдоподобные, неподвижно-застывшие кольца Сатурна, напоминающие ледяные глыбы.
Техническое исполнение и спецэффекты всегда были слабым местом советской кинофантастики.
Этот недостаток режиссёры нередко компенсировали драматической, философской либо
приключенческой составляющей. Порой это давало отличный результат, и получались
настоящие шедевры: глубоко философские «Сталкер» и «Солярис», великолепный детский
приключенческий фильм «Отроки во вселенной» и др. Такая возможность представлялась
и создателям фильма «Дознание пилота Пиркса». С одной стороны - нравственная проблема
сотрудничества людей и роботов, которая предполагала серьёзное размышление на
эту тему. С другой стороны - по-настоящему детективная составляющая, которая могла
придать картине напряжённость и динамизм. Увы, ни того, ни другого в полной мере
отразить не удалось – и философия, и детектив утонули в бесконечных разговорах
персонажей. В итоге до уровня шедевров создатели «Пиркса» не дотянули, хотя и
поставили вполне добротный для того времени фильм…
А вот музыкальное сопровождение картины порадовало. Композитор Арво Пярт для написания саундтрека использовал новаторские приёмы, которые впоследствии вылились в модные молодёжные стили 90-х.
Интересные факты
В фильме космический корабль проходит через так называемую «щель Кассини» в кольце Сатурна. На самом деле это не щель, а область иной степени плотности, пролететь сквозь которую невозможно.
В рассказе Лема Пиркс при знакомстве с Гарри Брауном задал ему вопрос: «Вы верите в бога?». В фильме его заменили на другой вопрос: «Вы верите, что существует совесть?».
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.