Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Приключенческий мюзикл "Д'Артаньян и три мушкетёра"

Режиссёр: Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
Сценарист: Марк Розовский. Оператор: Александр Полынников.
Композитор: Максим Дунаевский. Художник: Лариса Токарева.
СССР. Производство: Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР. 1979.

Фильм Д'Артаньян и три мушкетёра3-серийный музыкальный приключенческий фильм по мотивам одного из самых знаменитых романов Александра Дюма «Три мушкетёра». Это увлекательная история четырёх друзей д'Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса, ради спасения чести королевы Франции вступивших в противоборство со всесильным кардиналом Ришелье.

Премьера: 25 декабря 1979 (ТВ).

Главные герои:
д'Артаньян (Михаил Боярский)
Атос (Вениамин Смехов)
Портос (Валентин Смирнитский)
Арамис (Игорь Старыгин, озвучивание - Игорь Ясулович)
Людовик XIII (Олег Табаков)
Анна Австрийская (Алиса Фрейндлих)
кардинал Ришелье (Александр Трофимов, озвучивание - Михаил Козаков)
Миледи (Маргарита Терехова)
герцог Бэкингем (Алексей Кузнецов)
де Тревиль (Лев Дуров)
Констанция Бонасье (Ирина Алфёрова, озвучивание - Анастасия Вертинская)
Бонасье (Леонид Каневский)
Рошфор (Борис Клюев)
де Жюссак (Владимир Балон)
Кэтти, служанка Миледи (Елена Цыплакова)

Другие персонажи:

Ла Шене (Юрий Дубровин)
отец д'Артаньяна (Валерий Мышастый)
девушка из Менга (Ольга Матешко)
судейский (Виктор Павловский)
второй судейский (Владимир Долинский, озвучивание - Георгий Вицин)
аббатиса (Виолетта Клименко, озвучивание - Лия Ахеджакова)
палач из Лилля (Юрий Шерстнёв)
Фельтон (Евгений Данчевский)
мажордом (Геннадий Макоев)
маркиза (Мария Ярыгина)
мушкетёр Монтаран (Сергей Кустов)

гвардеец кардинала / наёмный убийца (Николай Павлюк)
гвардеец кардинала (Валентин Букин)
гвардеец кардинала (Николай Ващилин)
гвардеец кардинала (Анатолий Ходюшин)
гвардеец кардинала (Иосиф Кринский)
шкипер, хозяин шхуны (Георгий Юнгвальд-Хилькевич)
хозяин трактира (Леонид Маренников)
трактирщик-отравитель (Борис Астанков)
девушка в трактире (Инга Третьякова)
женщина с тестом (Екатерина Мелентьева)

"Д'Артаньян и три мушкетёра" - о выборе актёров

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраВ 1974 году в московском ТЮЗе была осуществлена постановка мюзикла Марка Розовского и Юрия Ряшенцева «Три мушкетера» на музыку Максима Дунаевского. Спектакль имел успех и продержался на сцене ТЮЗа несколько лет. Благодаря ему и возникла идея поставить художественный фильм в жанре лёгкого приключенческого мюзикла. За создание картины взялась Одесская киностудия. Режиссёром назначили Георгия Юнгвальд-Хилькевича, у которого уже был опыт постановки музыкальных фильмов («Опасные гастроли» с Владимиром Высоцким и сказка «Туфли с золотыми пряжками»). Сам Хилькевич воспринял такое предложение с радостью, поскольку знаменитый роман Дюма любил с детства. Правда, сценарий он практически полностью переработал, да и музыкальное сопровождение также изменил (но об этом позже).

По поводу актёров у Георгия Юнгвальд-Хилькевича не было никаких сомнений насчёт двух кандидатур. Ещё при работе над сценарием режиссёр сразу же утвердился в решении взять в картину Олега Табакова на роль Людовика XIII и Алису Фрейндлих на роль Анны Австрийской. Режиссёр рассказывал: «Олег Павлович — гигантский актёр. Я никого не могу с ним сравнить в его точном ощущении стиля и жанра. Он у нас такой — единственный. У него — отдельное, ни на кого не похожее дарование».

А вот насчёт других кандидатов возникло немало вопросов. Долго искали актёра на главную роль д’Артаньяна. Так, например, Марк Розовский предлагал Владимира Высоцкого. Однако режиссёр посчитал того слишком возрастным для юного гасконца. Сам Хилькевич больше склонялся к Александру Абдулову – тот единственный успешно прошёл фотопробы. Что же касается Михаила Боярского, то его зазывали в фильм на разные роли: сначала на графа Рошфора (но актёр не захотел играть отрицательную роль), затем на Атоса или Арамиса. Боярский рассказывал, что тогда даже удивлялся, мол, что это за режиссёр, который предлагает столь разные по характеру персонажи? Когда же он, наконец, появился на съёмочной площадке, то все сомнения отпали – он настоящий д’Артаньян.

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраГеоргий Юнгвальд-Хилькевич рассказывает: «Его одели в костюм... Он зашёл в павильон... и тишина наступила на Одесской студии. Думаю: «Что такое, почему так тихо, пожар, что ли?». Потому что на студии всегда галдеж. Замолкают, только если что-то серьезное случится. Поворачиваюсь: передо нами стоит д'Артаньян. Единственный и неповторимый. И с Мишей все было решено».

Немаловажное решение в утверждении Михаила Боярского сыграли его музыкальное образование и замечательные вокальные данные. В отличие от него у Абдулова с этим было неважно, а фильм-то задумывался, как мюзикл.

На роль Атоса пробовались Юрий Соломин и Василий Ливанов. Ливанова уже фактически утвердили, но актёр в назначенный час не явился на съёмки. Группа оказалась в простое. Как раз в это время Хилькевич увидел в Театре на Таганке Вениамина Смехова, играющего Воланда, и предложил роль Атоса ему. Смехов согласился. Правда из-за постоянной занятости в театре актёр был вынужден приезжать на съёмки лишь в свободное время. Поэтому его нередко заменял дублёр. Внимательный зритель увидит, что в ряде сцен Атос в кадре в отличие от своих друзей то и дело оказывается спиной к зрителям. Снимался дублёр и в сцене прохода мушкетёров после смерти Констанции, при этом старательно отворачивая лицо и наклоняя голову. В кадр его лицо всё же попало, но дублёр был на заднем плане и хорошо загримированный под Смехова, поэтому зрители подмену не увидели.

Долго не могли найти актёра и на роль Арамиса. Игоря Старыгина Хилькевичу порекомендовал Михаил Боярский. На роль Портоса пробовался Георгий Мартиросян, но затем режиссёр склонился к кандидатуре Валентина Смирнитского. Тот поначалу воспринял предложение скептически – он совсем не видел себя в образе Портоса, не подходил по комплекции (в романе Дюма персонаж был тучным). Последнее решили просто – Смирницкому добавили объёма за счёт специальных накладок.

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраВ роли Миледи Георгий Юнгвальд-Хилькевич изначально видел Елену Соловей, и образ разрабатывался под неё. Но к началу съёмок актриса забеременела и возник вопрос о её замене. Тогда режиссёр взялся за срочную переделку сценария, совершенно переделав характер героини. Под новый образ требовалась другая актриса. Хилькевич рассказывал: «Мне нужна была такая женщина, чтоб было видно, что она может покорять, что ее можно бояться. Зритель до конца должен был верить, что она все-таки выйдет из этой ситуации, что ей не отрубят голову. «Ей? Нет, не может быть!». Ею оказалась Маргарита Терехова. И вот тут возникла загвоздка: руководство стало настоятельно рекомендовать Хилькевичу Светлану Пенкину. Режиссёр, понимая, что актриса не подходит под его видение героини, категорически отказался и смог отстоять Терехову. Он оказался прав.  Энергетика Маргариты Тереховой великолепно совпала с её персонажем, Миледи предстала дерзкой, пылкой, неуправляемой и сексуально притягательной.

А вот другую актрису Хилькевич отстоять не смог. В роли Констанции он планировал снимать Евгению Симонову (и уже утвердил её). Руководство же настояло на том, чтобы он взял в картину Ирину Алфёрову. И режиссёр, и актриса остались недовольны совместной работой. Во время съёмок они не скрывали плохие отношения, а после выхода фильма Хилькевич отзывался о ней довольно нелестно, говорил, что она испортила картину. Лишь спустя много лет он признался, что виноват перед Алфёровой, что относился к ней предвзято, из-за того, что ему её навязали. Он также признал, что не переработал под актрису образ Констанции, пытаясь встроить Алфёрову в те рамки, которые были созданы конкретно под Симонову. «Мне надо было идти от её способностей, её дарования», - отметил свою ошибку Хилькевич.

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраКстати, на роль Бекингэма утвердили Игоря Костолевского. Но, когда актёр узнал о замене Симоновой, то отказался – он хотел сниматься именно с ней. Вместо Костолевского композитор Максим Дунаевский порекомендовал режиссёру хорошо знакомого ему Алексея Кузнецова. Кузнецов подошёл к созданию образа творчески, придумал своему герою гротескную манеру, английский акцент. А чтобы подчеркнуть богатство и величие герцога Кузнецов с Хилькевичем решили, что в сцене, когда Бекингэм встречает д`Артаньяна во дворе своего замка, у него на поводке вместо собаки находится львица. Такую роскошь мог себе позволить в Европе не каждый.

В роли кардинала Ришелье рассматривался Михаил Козаков. Что же касается Александра Трофимова, то ему предлагали сыграть Рошфора. Однако, когда он прибыл на съёмочную площадку, то оказалось, что на эту роль уже утвердили Бориса Клюева. Трофимову же предложили небольшую роль английского фанатика Фельтона. Но всё сложилось иначе.

В отсутствие Козакова Трофимову предложили заменить его, подыграв в сцене разговора Ришелье с Рошфором. Актёр вспоминает: «Я согласился, но стало жутко обидно, что мной пытаются залатать все дыры! На меня накинули кардинальскую мантию, усадили в кресло, подошел Клюев в образе Рошфора и начал мне что-то говорить. Не глядя на него, я стал по бумажке отвечать. И, возможно, мое внутреннее состояние только на руку сыграло. Боковым зрением увидел, что вокруг все забегали, зашептались. Подошел Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Мы завтра для вас сделаем отдельные пробы на роль кардинала Ришелье. А сейчас подберем грим, попробуем разные варианты костюмов».

Трофимов блестяще перевоплотился во всесильного, грозного кардинала, а вот озвучил роль, всё же, Михаил Козаков. Дело в том, что по словам Хилькевича, у Трофимова был тяжёлый голос, тягучая манера говорить. А в персонаже требовалась эдакая светскость, самодостаточность, а в некоторые моменты раздражительность, что блестяще сумел воплотить своим голосом Козаков.

Истории со съёмок фильма

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраСъёмки фильма проходили с 1 апреля по 9 августа 1978 года во Львове, Одессе, Свиржском замке и Хотинской крепости. Широко известны многочисленные истории, касаемо самих съёмок и того, что происходило вокруг них.

Во Львове артистам поначалу предоставили номера в гостинице «Колхозник» с соответствующим названию сервисом и удобствами во дворе. Естественно, все стали возмущаться, но дирекция не пошла им навстречу. Пожив там пару дней и понимая, что ничего не изменится, артисты решили действовать. Они завалились в другую гостиницу, где остановился Юнгвальд-Хилькевич и заняли его люкс. Режиссёр впоследствии вспоминал: «Я прихожу к себе в номер после съёмки, открываю двери и вижу: все артисты — у меня. На моей кровати торчат ноги в чулках — спит Рита Терехова. Ноги запачканы, потому что она туфли сняла и ходила босиком. На другой кровати спит Смехов, на третьей — Смирнитский. У меня был двухкомнатный номер с кучей кроватей и диванов. Я жил с женой Татьяной. Она у меня вторым режиссером была на картине. Я захожу. Они проснулись. Смотрят на меня зло и молчат». Хилькевич всё понял, вызвал директора и вопрос был решён: артисты были переселены.

Исполнители главных ролей настолько вжились в образы своих героев, что порой вели себя азартно и безрассудно. Тон задавал Михаил Боярский. Одним из первых снимаемых эпизодов стала встреча д'Артаньяна с Рошфором и их драка. По сценарию герой Боярского, спасаясь от людей Рошфора, должен был выпрыгнуть с деревянной балюстрады на уровне пятого этажа и приземлиться на стог сена. Выполнять этот трюк должен был каскадёр. Однако Боярский решил сделать это сам, мотивируя это тем, что его герой ничего не боялся, значит, и ему нечего прятаться за спину каскадера. Мало того, сначала он прыгнул под объективами камер, а затем второй раз уже просто так. На вопрос, зачем он это сделал, Боярский ответил: «Первый раз ничего не понял. Я должен был это почувствовать».

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраАзарт актёров мог стоить им здоровья. В сцене «Марлезонского балета» д'Артаньян прорывался с подвесками во дворец через преграждавших ему путь гвардейцев. На пути ему встречался Рошфор в исполнении Бориса Клюева. Надо отметить, что Рошфор по сценарию фактически не обнажал шпагу, лишь в этом эпизоде ему пришлось вступить в схватку с главным героем. И надо же такому случиться, что, войдя в раж, Клюев случайно нанёс Боярскому реальный укол в рот, пронзив нёбо. К чести Боярского, тот, как ни в чём не бывало, продолжил съёмки. И лишь по завершению он отправился в больницу, где выяснилось, что   рана была очень глубокой: еще пара сантиметров – и острие проникло бы в мозг.

В другом эпизоде чуть было не лишился глаза Вениамин Смехов. По сюжету Атос и д'Артаньян, оставшись вдвоём, попадают в таверне в западню. В схватке с гвардейцами кардинала один из каскадёров, игравших них, попал Смехову опасно рядом с глазом. Актёр рассказывал: «Острая боль. Ничего не вижу. Открыть глаз не могу. <…> Меня отвезли в медицинский пункт. Чем-то залили. Моргать было трудно, но глаз, слава Богу, не вытек. На лечение от травмы мне дали несколько дней, и, как только поняли, что я могу открыть глаз, стали снимать».

Были и другие опасные моменты, но в целом высокопрофессионально сработала каскадёрская группа во главе с Николаем Ващилиным, который разрабатывал все трюки. Кроме того, фехтованием с актёрами занимался Владимир Балон, который исполнил роль де Жюссака. Стоит отметить, что в книге этот персонаж эпизодический, а в фильме он вырос до полноценного главного.

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраНемало историй ходит и о разгульном образе жизни весёлой четвёрки. Входили в неё Боярский, Смирницкий, Смехов, а четвёртым был не Смехов (который часто отсутствовал по причине занятости в театре), а Балон. Артисты, вжившись в свои образы, тайком от режиссёра постоянно выпивали, благо, что это им регулярно устраивали фанатки, дежурившие у съёмочной площадки. А местный начальник ГАИ и вовсе присылал на съёмки свою «Волгу», в которой в багажник была вмонтирована огромная канистра с вином.

Сами «мушкетёры» нормально переносили возлияния и нормально потом отыгрывали роли. Но однажды они сорвали съёмку, «накачав» до отказа трезвенника Александра Трофимова. Хилькевич пытался бороться с пьянством, но безуспешно.

Также рассказывают и о любвеобильности героев. Боярскому однажды за это прилетело. Для роли он специально отращивал усы, чем очень гордился. Во время наложения грима он не удержался и ущипнул за мягкое место симпатичную гримёршу. Та взвизгнула и полностью спалила ему один ус. Пришлось приклеивать фальшивый.

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраА однажды «мушкетёры», устав от его призывов к морали, разыграли самого Юнгвальд-Хилькевича. Когда тот заявился к себе в номер, то обнаружил в своей постели голую девушку. Разгневанный Хилькевич выгнал её в коридор в чём мать родила, вышвырнув в след за ней её вещи. Напомним, что на съёмках Хилькевич работал вместе со своей женой Татьяной – что было бы, если бы в номер первой зашла она…

Хорошо известен также случай с КГБ. Так получилось, что после переселения из «Колхозника» актёры оказались в гостинице с прослушкой. Молодые, безрассудные, они по вечерам развлекались тем, что травили политические анекдоты, пародировали Брежнева и Ленина. В итоге чекисты вызвали «на ковёр» Юнгвальд-Хилькевича и продемонстрировали ему записи. Режиссёру с трудом удалось отбиться от обвинений, объяснив, что актёры, «как обезьяны, всех обезьянничают и меня – тоже».

Как уже отмечалось исполнители главных ролей были очень дружны с Владимиром Балоном, в то время как по фильму мушкетеры и де Жюссак являлись непримиримыми врагами. В финале фильма Балон решил немного похулиганить. Когда д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис возвращаются, и все их приветствуют, как победителей, де Жюссак должен был по задумке Хилькевича смотреть на них обозлённо. Но Балон в кадре тоже приветливо улыбается и делает мушкетёрский знак. Когда при монтаже это обнаружилось, то выяснилось, что вырезать уже нет смысла. Сам же Балон посчитал такое поведение своего героя правильным.

Культовый фильм

фото из фильма Д'Артаньян и три мушкетёраВыйдя на экраны, фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» имел ошеломительный успех. Безусловно, важную роль в этом сыграл блестящий актёрский состав. Четвёрка исполнителей главных ролей теперь в сознании зрителей прочно ассоциировалась с их персонажами, отважными и благородными мушкетёрами. Маргарита Терехова со своей Миледи стала настоящим секс символом. Миллионы зрителей благодаря роли Ришелье узнали Александра Трофимова. Все восхищались мастерством Олега Табакова в образе самодовольного Людовика и Алисой Фрейндлих, создавшей образ страстной Анны Австрийской, страдающей в обществе нелюбимого супруга. Запомнились даже эпизодические персонажи, например, Фельтон в исполнении Евгения Данчевского в его: «Имя, сестра, имя!».

Кстати, многие фразы из фильма мгновенно стали крылатыми: «Тысяча чертей!», «Галантерейщик и Кардинал - это сила!», «Первая часть Марлезонского балета!», «Могу вас успокоить, обратно мы вернёмся не все», «Видите - Вас так много, а меня так мало», «Я дерусь... просто потому что... дерусь!», «Лучший способ не выдать тайны, это вообще её не знать» и др.

Однако, можно с уверенностью сказать, такого успеха не было бы без пенен Максима Дунаевского. Напомним, что ещё до постановки фильма был создан мюзикл. Но Хилькевичу далеко не все композиции пришлись по вкусу. Часть из них перекочевали из спектакля в фильм (такие, как: «Баллада о дружбе», «Баллада об опасной дороге», «Смерть Констанции»). Другая же часть песен была написана уже конкретно для фильма. И именно они-то и стали настоящими шлягерами. Это знаменитые «Песня мушкетёров» («Пора-пора-порадуемся…»), «Бургундия, Нормандия…», «Баллада Атоса» и другие.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Использованные материалы:
Фёдор Раззаков «Наше любимое кино. Интриги за кадром», Алгоритм, 2004;
Георгий и Наталия Юнгвальд-Хилькевич «За кадром», Центрополиграф, 2000.

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.