Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Фантастическая мелодрама "Блистающий мир"

Режиссер: Булат Мансуров
Сценарист: Булат Мансуров. Оператор. Николай Васильков. Композитор: Александр Луначарский
СССР. Производство: Мосфильм. 1984

Блистающий мир Действие фантастической ленты «Блистающий мир», поставленной по мотивам произведений Александра Грина, разворачивается в городе Зурбагане, где появляется некий человек по имени Друд, обладающий способностью летать. Местный правитель заинтересовывается этой способностью и отдаёт приказ арестовать Друда…

Премьера: сентябрь 1984
Награды:
Специальный приз международного кинофестиваля научно-фантастических фильмов в Порту (1986)

Герои фильма:
Друд (Тийт Хярм)
Руна, дочь Садди Дауговета (Илзе Лиепа)
Садди Дауговет, миллиардер и Чаппи Дауговет, министр тайной полиции, брат Садди (Павел Кадочников)
Гратисс, правая рука министра тайной полиции (Лев Прыгунов)
Грантом, учёный-психолог, подручный Садди Дауговета (Александр Вокач)
Стеббс, отец Тави, служитель маяка, сосланный на остров (Леонтий Полохов)
Тави (Юлле Тудре)
клоун Арси (Глеб Стриженов)
Агассиц, директор цирка (Владимир Ферапонтов)
доктор Стивви, ученый, сосланный на остров (Юрий Катин-Ярцев)

Другие персонажи:

Бэтси, служанка гостиницы (Вероника Изотова)
мальчик (Алексей Фофлин)
мать мальчика (Арина Алейникова)
отец мальчика (Виталий Григораш)
начальник тюрьмы (Валерий Малышев)
сержант (Борис Бачурин)
священник (Владислав Буш)
фонарщик (Владимир Епископосян)
Акунахара (Досхан Жолжаксынов)
Торп, ученый-физик (Николай Симкин)
Галль, поклонник Руны (Игорь Старыгин)

богач, приятель Садди Дауговета (Георгий Тейх)
хозяин гостиницы (Юрий Цурило)
Нэлль, миллиардер (Анатолий Шведерский)
глухонемой (Эрменгельд Коновалов)
президент тайной академии (Евгений Марков)
тайный агент (Герман Полосков)
тайный агент (Юрий Мартынов)
тайный агент (Владимир Пицек)
капитан Бигой (Иван Савкин)
жена Дауговета (Розалия Котович)
женщина на шаре (Марина Кордобан)

Эпизоды: Виктор Чеботарёв, Александр Лукьянов, Б. Бурдейный, В. Лисевич

Пространство тоталитаризма в призме «Блистающего мира»

До выхода на экраны «Блистающего мира» режиссёр Булат Мансуров, уже имел немалый опыт в кино. Достаточно сказать, что его лента «Состязание» (1963 года выпуска) была представлена на престижном Каннском международном кинофестивале. Впрочем, дальнейшие кинокартины Мансурова особого успеха у зрителей не имели. Тем не менее, новая работа режиссёра «Блистающий мир» не могла не привлечь внимания – творчество Грина всегда вызывало живейший интерес и у читателей, и у зрителей.

Блистающий мирПрежние экранизации Грина (если говорить о полнометражных лентах), увы, не отражали идей писателя, заложенных в его произведениях. Мансуров же, анонсируя свой фильм, заявил, что ему близки мысли Грина о свободе человеческого духа, и он постарается найти особую, летящую пластику движений своих героев. Специально для этого им были приглашены на главные роли не профессиональные актёры, а артисты балета Тийт Хярм и Илзе Лиепа. Кроме того, приступая к работе над «Блистающим миром», режиссёр основательно изучил творчество писателя. Об этом говорят многие мелкие детали в фильме, которые невозможно было почерпнуть исключительно из одного романа.

Казалось бы, все необходимые элементы для успеха картины были соблюдены, однако премьера «Блистающего мира» в 1984 году прошла как-то незаметно и особого резонанса среди зрителей не вызвала. Критики же и вовсе отметили чрезмерное утрирование характеров и сказочную бутафорию, которые не имели отношения к Грину. С точки зрения обычного зрителя, эти упрёки, в какой-то степени, оказались справедливыми. Однако фильм оказался не таким простым, каким кажется с первого взгляда, и вызвал заслуженный интерес у исследователей Грина.

Как и другие режиссёры, Мансуров не стал строго следовать сюжету романа, поставив фильм «по мотивам» и включив в повествование некоторые элементы из других произведений, как-то: рассказ «Корабли в Лиссе» с персонажем старым моряком Битт-Боем, рассказ «Пропавшее солнце» с безжалостным экспериментом над ребёнком, лишённым солнечного света, а также рассказ «Канат» - при изображении полёта в цирке.

Государство, где разворачивались события, было представлено крайне тоталитарным, управляемым неким деспотом-тираном, капиталистом-миллионером (важная деталь, указывающая на его «западное» происхождение). Данный тиран, образ которого создал выдающийся актёр Павел Кадочников, обладал неприятным, каким-то неестественно-механическим голосом, что по замыслу авторов фильма, видимо, должно было подчёркивать отсутствие у него душевных и человеческих качеств. Ограниченные эмоции, минимум мимики и движений придавали ему сходство с манекеном, идолом. Картину тоталитарного государства дополнили тайная полиция, возглавляемая братом миллионера (его тоже сыграл Кадочников), и «Коралловый остров», олицетворяющий собой лагерь для политзаключённых. Свободный по роману Грина смотритель маяка Стеббс (Леонтий Полохов) в фильме превратился в ссыльного, обязанного работать на маяке вблизи концлагеря. А 19-летняя Тави, волей авторов фильма, стала дочерью Стеббса и жертвой того самого эксперимента, позаимствованного из рассказа «Пропавшее Солнце».

Блистающий мирДля достижения визуального эффекта при изображении тоталитарного пространства Мансуров использовал намеренно приглушённые цвета, временами придавшие иллюзию чёрно-белого фильма. Противостояние Добра и Зла дополнительно подчёркивалось в костюмах (скромных у Друда, Стеббса и Тави, и пышных у представителей власти). Причём костюмы несли в себе черты разных эпох, подчёркивая вневременность действия.

Основным носителем конфликта, борцом с тоталитаризмом, выступил главный герой Друд. Его способность к полёту – это явное олицетворение стремления к свободе и независимости. Исследователи творчества Грина увидели в этом образе даже нечто более высокое – духовно-христианскую аллегорию, указывающую на небесное начало героя. Друд обладает сверхспособностями, которые непостижимы и необъяснимы для обыкновенного человека. Также он обладает внутренней духовной свободой и высокой моралью, которую несёт людям через свои монологи. Как тут не увидеть религиозно-философский посыл? К тому же Друд не раз выступает в образе спасителя. Он, например, помогает Тави. Причём, если в книге он просто спасает её от ареста, то в фильме всё происходит гораздо жёстче – Друд спасает её жизнь, ведь Тави приговорена к «ликвидации». К тайным агентам, преследующим его, Друд выказывает милосердие, и, таким образом, также выступает спасителем.

Финал фильма вышел совершенно отличным от книги. У Грина в финале находят разбившегося человека, и решают, что это Друд, хотя это не является бесспорным. Мансуров выступил за более конкретную и оптимистическую концовку, где Друд и Тави улетают в счастливую и свободную страну, таким образом, вводя в поэтику Грина элементы советской идеологии.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.