Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1970 Борис Годунов. Сцены из трагедии - телеспектакль
|
ЯКОВЛЕВА Родилась 14.03.1941, Тамбов Народная артиская РСФСР (1985) Начало Ольга Яковлева родилась 14 марта 1941 года в Тамбове. Ее отец был коммерческим директором на различных заводах, поэтому семья часто переезжала. Мать же работала воспитательницей в детском саду. В детстве Ольга занималась во многих театральных студиях. После окончания Театральной студию при Алма-Атинском ТЮЗе, она получила предложение остаться работать в театре. Но девушка решила добиться большего и отправилась покорять Москву. Нетто В 1958 году Ольга Яковлева поступила в Театральное училище им. Б.В. Щукина на курс И. Рапопорта и А. Борисова. Ей шел 18-й год, когда она познакомилась с двадцативосьмилетним Игорем Нетто, выдающимся футболистом, заслуженным мастером спорта, чемпионом Европы и Олимпийских игр, многократным чемпионом СССР. Ольга Михайловна вспоминает: «Он протянул мне руку и говорит: «Я - Нетто». Я была далека от спорта. По радио, конечно, слышала, что есть футболист с такой фамилией, ну и что? Я ему так и ответила: «Ну и что? А я Яковлева». Нетто в течение года ухаживал за Ольгой. Как она признается, ухаживал красиво и весело, был всегда корректен и выдержан. Через год Игорь сделал ей предложение, и тут вдруг оказалось, что против этого брака возражают многие. В первую очередь – родители Ольги. Нет, они ничего не имели против самого Игоря, просто считали, что дочери рано связывать себя узами брака. Не были в восторге от выбора Ольги и преподаватели Щукинского училища. На заседании кафедры даже обсуждался вопрос: как объяснить студентке Яковлевой, что не нужно выходить замуж за спортсмена. А тренер Гавриил Дмитриевич Качалин, зная о бескомпромиссном характере Игоря, вообще заявил девушке: «Оля, что вы делаете? Одумайтесь! Зачем?!» Однако все это никак не повлияло на решение молодых людей. Ольга и Игорь поженились и прожили вместе долгую семейную жизнь. Секрет же их семейного счастья заключался, по мнению самой Ольги Михайловны, в обоюдном внимании. Ленком Актерское дарование Ольги Яковлевой проявилось еще в стенах Щукинского училища. На талантливую студентку обратили внимание руководители театра Ленком и заручились ее согласием после окончания учебы перейти к ним в труппу. Позже Ольгу зазывали к себе и Вахтанговский театр, и Театр имени Пушкина, и Театр Сатиры, но она не нарушила своего обещания. Окончив в 1962 году «Щуку» (ее дипломными работами были роли в спектаклях: «Тень» Е.Шварца, «Трехминутный разговор» В.Левидова, «Доходное место» А.Островского, «Щедрый вечер» В.Блажека), Яковлева стала актрисой Ленкома. Очень скоро молодая актриса разочаровалась в своем выборе. В Ленкоме ей было неинтересно, и спустя чуть больше года она собралась покинуть театр. Именно в этот момент в Ленком пришел новый руководитель - Анатолий Васильевич Эфрос. Ольга Михайловна вспоминает: «Колеватов, когда водил Анатолия Васильевича по «актерской галерее» в фойе, где были вывешены фотографии актеров, дал мне весьма нелестную характеристику. Подойдя к моему портрету, он сказал: «Вот эта артистка - жена знаменитого футболиста. Она очень капризна, очень болезненна. Скучно ей в театре. Собирается уходить». Анатолий Васильевич тогда сказал Колеватову: «У этой девочки опущены углы рта - это предвещает ей драматическую судьбу»… С момента прихода Эфроса в Ленком вся дальнейшая творческая судьба актрисы была неразрывно связана с этим режиссером. Эфрос в полной мере раскрыл все лучшие актерские качества Ольги Яковлевой. С первых же их совместных работ она приобрела широкую известность. Нина из чеховской «Чайки», Арманда Бежар из булгаковского «Мольера», Лика из спектакля «Мой бедный Марат» - эти и другие работы актрисы вошли в золотой фонд отечественного театра. Театр на Малой Бронной Спектакли Анатолия Эфроса, поставленные по актуальной, современной драматургии Радзинского, Арбузова, Розова, пришлись не по душе «наверху». И в 1967 году Эфрос был отстранен от руководства Ленкомом. Режиссер перешел в Театр на Малой Бронной, а вслед за ним ушла и Ольга Яковлева. На сцене Театра на Малой Бронной Эфросом были созданы лучшие его спектакли, и главные роли в них исполнила Яковлева. Среди ее работ тех лет: «Три сестры» (Маша), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна), «Лето и дым» (Альма), «Веранда в лесу» (Светлана), «Директор театра» (Анна Чудакова), «Наполеон Первый» (Жозефина), «Дорога» (Коробочка), «Ромео и Джульетта» (Джульетта), «Отелло» (Дездемона) и многие другие. Вот как отзывался о творчестве актрисы драматург Виталий Вульф: «До сих пор помню, как Ольга Яковлева играла Ирину в чеховских «Трех сестрах», как она молча сидела, свернувшись в комочек, или молча стояла, опершись о стену. Это было почти 35 лет тому назад, она выглядела совсем молоденькой девочкой, но уже тогда умела по-женски страдать и тосковать о несбыточном. Было очевидно, что на сцене большая актриса. Уже тогда в ее благословенных созданиях оставался подтекст удивительной боли о неслучившемся, о прошлом». Кино. 70-е годы В начале 70-х состоялся дебют Ольги Яковлевой на киноэкране – она сыграла журналистку Агнию Шабину в картине Георгия Натансона «За все в ответе». Но по-настоящему «открыл» Яковлеву как киноактрису все тот же Анатолий Эфрос. В 1974 году режиссер экранизировал пьесу Алексея Арбузова «Таня», где она исполнила главную роль. Вот как писал о работе Яковлевой журнал «Советский Экран»: «Ольга Яковлева в «Тане» именно та, какой ее знают по спектаклям Театра на Малой Бронной и совсем не знают по кино: до сих пор она снималась удручающе, будто в работе с другими режиссерами ей отказывало все: и ее легчайшая, стремительная возбудимость, и точность ее парадоксальных ходов, и весь душевный аппарат ее единственной в своем роде актерской личности. Яковлева не играет женский тип тридцатых годов (про это вообще надо забыть, и забыть про рационально бодрое развитие сюжета - как Таня освобождается от плена любви, потом от плена столь же самопоглощенного материнства и от плена иссушающего, аскетического труда, чтобы превратиться в гармоническую женщину образца нашего, тридцать пятого года). Яковлева играет характер-мир — чудаческую и внутри себя совершенную систему души, замкнутую, как принято говорить, «на себя». Предметом фильма становится вовсе не то, что Таня стремится найти себя, уйдя от Германа: это скорее история того, как Таня пробует уйти сама от себя, но столько даже от любви, которой одержима, но от собственной природы - постоянно и страдальчески капризной…». В целом же Ольга Яковлева не баловала кинематограф своим присутствием, отдавая предпочтение работе в театре. Среди редких работ актрисы на экране: Эдит Парсонс в остросюжетной ленте «Бешеное золото», Люся в фильме «Отклонение – ноль». Периодически зрители могли видеть Ольгу Яковлеву в телеспектаклях: «Страницы журнала Печорина» (Вера), «Дядюшкин сон» (Прасковья Ильинишна), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна) и др. С Эфросом до последних дней В 1984 году Ольга Яковлева вслед за Анатолием Эфросом перешла в Театр на Таганке. На новом месте Эфрос заменил Юрия Любимова и там самым оказался втянутым в интриги и политические игры. Часть коллектива не приняла нового главного режиссера, стараясь всячески саботировать его работу. Тем не менее, через огромное сопротивление Эфросом были поставлены спектакли, в которых опять же на главных ролях была задействована Ольга Яковлева. Это: «На дне» Максима Горького (Настя), «Прекрасное воскресенье для пикника» Уильямса (Боди), «Мизантроп» Мольера (Селимена). 13 января 1987 Анатолий Эфрос скончался от инфаркта. После его смерти Ольга Яковлева уехала во Францию, где жила и работала до 1991 года. Возвращение В 1991 году Ольга Яковлева вернулась в Москву. По приглашению А. Гончарова она вошла в труппу Театра имени Вл. Маяковского. Здесь актриса проработала до 2004 года, сыграв такие роли, как: Жозефина в спектакле «Наполеон Первый» (Ф. Брукнер, реж. Т. Казакова), Мириам в спектакле «В баре токийского отеля» (Т. Уильяме, реж. А. Шапиро), Теодора Фельт в спектакле «Спуск с горы Морган» (А. Миллер, реж. Л. Хейфец). Параллельно, как приглашенная актриса, Ольга Яковлева принимала участие в проектах Театра п/у О. Табакова («Последние», реж. Е. Каменькович, роль - Софья; «Любовные письма», реж. А. Шапиро, роль - Мелисса Гарднер) и Театра «Школа современной пьесы» («Без зеркал», реж. И. Райхельгауз, роль Анна). С 2004 года Ольга Яковлева выступает на сцене МХТ им. А. Чехова. Она занята в спектаклях: «Кабала святош» (М. Булгаков, реж. А. Шапиро, роль - Мадлена), «Немного нежности» (А. Николаи, реж. А. Кац, роль – Ноэми), «Кошки-мышки» (И. Эркень, реж. К. Еремин, роль – Гиза), «Сенная лихорадка» (Н. Коуэлл, реж. А. Марин, роль - Джудит Блисс). Кино в новом веке В последние годы Ольга Яковлева вновь появляется на киноэкране. Она снялась
в фильмах и сериалах: «Четыре любови» (Любовь), «Плата за любовь» (Анна Прокофьевна),
«Дом на набережной» (Дина Абажур), «Тяжелый песок» (Ольга Львовна) и др. Игорь BIN Использованные материалы: |