Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография:
|
УСТЮГОВ Родился 17.10.1976, Экибастуз, Павлодарская обл., Казахстан Лауреат премии «Чайка» в номинации «Злодей» (2003, за роль в спектакле
«Тень») Детство Александр Устюгов родился в Северном Казахстане, в городе Экибастуз, известном своими угольными шахтами. Мама Александра работала воспитательницей детского сада, а папа был мастером столярного дела. Родители с ранних лет постарались дать сыну хорошее воспитание. Мальчик учился в художественной школе, занимался боксом. В народный театр при ДК энергетиков Сашу привела не любовь к сцене, а желание своими руками мастерить реквизит. Некоторое время он работал бутафором, а затем мальчика стали привлекать для участия в спектаклях. В результате Александр «заразился» сценой и принял твердое решение поступать в театральный. Настойчивость Свою первую попытку поступить в театральный вуз Александр Устюгов осуществил в 14 лет. Он отправился в Омск, где «благополучно» провалился. Неудача ожидала Александра и в Алтайском институте культуры в Барнауле. Вернувшись домой, юноша не стал сидеть без дела и поступил в ПТУ №18 на специальность «слесарь-электрик по ремонту, монтажу и демонтажу горного оборудования». ПТУ он окончил с отличием, после чего пошел работать на угольный разрез «Восточный». При этом мысли о театре он не оставил. «Я собирался ехать в Москву поступать на актерский и пошел зарабатывать деньги с мыслью, что проработаю ровно год и уеду», - вспоминает Александр. Впрочем, до Москвы еще было далеко. В 1993 году Александр Устюгов поступил в Омскую Государственную Академию путей сообщения на специальность «инженер вагоностроения». Проучившись три семестра на очном отделении, он стал уже подумывать расстаться с мечтой о сцене. Все решил случай. Однажды Александр купил билет в Омский ТЮЗ на сказку «Принцесса Пирлипат», пришел, посмотрел… «Внутри опять все заныло, - вспоминает Устюгов, - и на следующий день я пришел в этот театр устраиваться на работу. Разговаривал со мной Рубанов, которому я сказал, что хочу быть актером. Он, естественно, меня выгнал. Но я ходил в театр каждый день, и, в конце концов, меня взяли осветителем». В связи с новой работой пришлось перевестись на заочное обучение, а затем и вовсе бросить учебу в Академии. Зато теперь Устюгов был буквально в шаге от осуществления своей мечты. И однажды судьба преподнесла ему шанс. В спектакле «Вор» по пьесе Эдуардо де Филиппо срочно понадобился ввод – первый исполнитель уехал, а второй сломал руку, и Владимир Александрович позволил сыграть роль Устюгову. Хореограф отказался работать с осветителем, и танцы новоиспеченному актеру пришлось учить по записи. Александр Устюгов вспоминает: «На спектакле я был в страшном зажиме да еще травму получил, но Владимир Александрович сказал, что при вводе главное – не испортить спектакль, а я его не испортил. Рубанов возился со мной почти по-отечески, и все, что я там делал, дало свое продолжение...» С этих пор Устюгов стал работать в ТЮЗе уже как актер. Одновременно он поступил в Омский областной колледж культуры и искусства на курс В.А. Рубанова, который окончил в 1996 году. Омск - Москва Наметившиеся успехи подхлестнули Александра Устюгова, и в 1999 году он решил попытать счастья в столице. Александр прекрасно понимал, что эта попытка, вероятнее всего, станет последней, потому и готовился основательно. В столицу он решил приехать за полгода до вступительных экзаменов, чтобы как следует оглядеться. Но как вырваться для этого из театра? Честно признаться в том, что он собирается в Москву, Александр не мог. Помог случай. Как-то, опаздывая на спектакль, Александр попал под машину. Серьезного ничего не было — просто ушиб, но ему удалось уговорить врача дать больничный с диагнозом «перелом». В театре его обман вскоре раскрылся, но в столицу его все же отпустили. Актер вспоминает: «Да, мне было двадцать два года, и я понимал, что это мой последний шанс. Дело даже не в возрастном цензе, а во внутренних ощущениях. Я тратил на эту попытку очень много сил, потому что трудно было почувствовать ритм большого города, избавиться от говора, и надо было немного пожить в Москве, привыкнуть. Говор, кстати, был жуткий. По одному только «здравствуйте!» у меня сразу спрашивали «откуда вы приехали?». Родион Юрьевич Овчинников, руководитель курса, сказал: «Если будут задавать вопросы, отвечай «да» или «нет», а лучше кивай, а то сразу вылетишь отсюда». Вот я и кивал до конкурса. Вообще для меня тот год был удачным: меня брали практически везде, но я уже болел Щукинским училищем и хотел учиться только там». В итоге Устюгов был принят в ВТУ имени Бориса Щукина на курс Р.Ю. Овчинникова. Любовь Здесь, в стенах Щукинского училища, Александр Устюгов встретил свою любовь в лице однокурсницы Янины Соколовской. Они были очень разными. Он – провинциал, основательный, упрямый, с очень рано проявившейся режиссерской жилкой. Она – красавица и интеллектуалка из обеспеченной московской семьи (мама возглавляла студию документального кино «Слон»). Недоброжелатели не верили в искренность их отношений, а их любовь оказалась самой, что ни на есть, настоящей. Впрочем, к окончанию училища они все же расстались. «Мы и сами не понимаем, почему так случилось. Ведь любовь-то не ушла, а виной всему наш глупый юношеский максимализм», - вспоминает Александр. А вот что рассказывает Янина: «Ему казалось, что он не оправдывает моих ожиданий. Его коробило, что он живет в моей квартире. Чтобы доказать Саше, что это все предрассудки, я на время переехала к нему в общежитие, но и там ничего не изменилось. В общем, к окончанию училища мы расстались…» Они продолжали изредка встречаться на общих спектаклях. Прошло полтора года, и Александр первым сделал шаг к примирению. Он позвонил Янине и назначил свидание. «Я объяснил, что не могу без нее жить, хочу семью и детей, и сделал предложение», - рассказывает Александр. Янина ответила согласием. 6 августа 2005 года состоялась свадьба. Театр Вернемся, однако, к творчеству. Еще в «Щуке» Александр Устюгов зарекомендовал себя актером с большим потенциалом. Так, например, он блистал в «Варварах» и «Пяти вечерах». Свои режиссерские способности Устюгов проявил, поставив вместе со студентами своего курса дипломный спектакль «А зори здесь тихие». В 2003 году, после окончания ВТУ им. Щукина, Устюгов был принят в труппу Российского Академического Молодежного театра (РАМТ). В том же году он был удостоен престижной премии «Чайка» в номинации «Злодей» за блестящее исполнение главной роли в спектакле «Тень». Вот как писали о его работе критики: «Когда Устюгов - Тень соблазняет Луизу рассказом о потаенных снах, его бархатистый голос и нежный взгляд трогает не только капризную принцессу, но и многие женские сердца в зале. Он словно змей-искуситель обволакивает героиню ядом слов, хотя в своих первых сценах скорее напоминает «тварь дрожащую». Здесь проявляется еще одна грань таланта актера - склонность к гротеску и перевоплощениям, характерные для вахтанговской школы». Очередной успех принесла актеру роль Парфена Рогожина в спектакле «Идиот» (по Ф.М.Достоевскому). Совместно с Ириной Низиной он был в 2004 году удостоен театральной премией «Чайка» в номинации «Некоторые любят погорячее». Не остались без внимания работы Устюгова в спектаклях: «Роман с кокаином» (Главврач), «Лоренцаччо» (Изгнанник), «Берег Утопии» (Тургенев), «Самоубийца» (Калабушкин). Имея давнюю склонность к режиссуре, Александр Устюгов реализовал свои идеи, поставив на сцене Учебного театра Института им. Щукина мелодраматическую комедию «Эти свободные бабочки» Л. Герша. Эта постановка была отмечена Гран-при Фестиваля «Твой шанс 2005». Сериалы Первые роли в кино Александр Устюгов сыграл, будучи студентом. Его путь не отличался от многих других начинающих актеров: пробы, кастинги, небольшие роли охранников (швейцаров и т.п.) в криминальных и остросюжетных сериалах… В 2004 году он был утвержден в очередной такой сериал – «Ментовские войны». Правда, на этот раз роль оказалась главной: героем Устюгова стал майор Роман Шилов. К этой работе актер отнесся со всей серьезность, он неоднократно посещал уголовный розыск, чтобы проникнуться работой оперативников. Старания не прошли даром. Сериал, оказавшийся удачным, затянулся на несколько сезонов, и вскоре реальные милиционеры принимали его Шилова «за своего». Александр Устюгов не раз признавался, что любит серьезное, интеллектуальное кино. Но реалии таковы, что приходится сниматься и в сериалах. При этом популярность, которую они приносят, его не интересует. «Я не хочу популярности! - говорит актер. - Она сиюминутна и даже обидна. Результат моей работы в сериале, конечный продукт, меня практически не интересует, потому что он меня не касается никак. Но мне интересен сам процесс – процесс создания и участия». Александр снимался в разных проектах - более или менее удачных. Так в 2005 году он снялся в сериале «Адъютанты любви» в роли Платона Толстого. В период съемок актер рассказывал: «Адьютанты любви» подкупили меня тем, что сценария как такового там нет, и то, как сюжет будет развиваться дальше, зависит во многом от меня самого. Это адский труд, смены по 12, а то и по 20 часов в день, когда в сутки ты снимаешься в тринадцати сценах, и во всех - ты должен знать текст и не поплыть, и, не дай бог, ты устал и перестал играть, что сразу стало видно на экране. Это, конечно, колоссальный опыт для актера. Я для себя почерпнул массу полезных вещей в плане внутренней организации. Я научился, как можно трое суток подряд сниматься и при этом еще успевать что-то делать в театре…» Первоначально сериал планировали затянуть надолго, но из-за невысокого рейтинга съемки после 80-й серии постепенно свернули. Еще менее удачным оказался другой проект - сериал «Петя Великолепный». Александр Устюгов сыграл в нем Петра Котельникова – персонаж, разительно отличавшийся от предыдущих его героев. На этот раз актер предстал в образе пронырливого и хамоватого провинциала, который не зацикливаясь на морально-этических принципах играючи покоряет Москву. Устюгову впервые пришлось играть комедийного лирического героя. Как признавался актер, он пытался создать нечто среднее между Бендером и Иванушкой-дурачком, пробовал привнести в него что-то большее, некую созерцательность, самокопание. Однако материал не располагал к этому, и не вина Устюгова в том, что сериал оказался слабым. Базаров и другие роли Александру Устюгову, как талантливому актеру, всегда хотелось чего то большего, нежели участие в сериалах. Он с удовольствием принял предложение сняться в 2008 году в экранизации «Отцов и детей» Тургенева, который осуществила режиссер Авдотья Смирнова. В картине ему довелось сыграть главную роль – Евгения Базарова. «Я благодарен судьбе за то, что мне на целый год пришлось погрузиться в тургеневедение. Когда я пришел на съемочную площадку, мои взгляды на произведение были настолько концептуальны, что первое время я даже спорил с режиссером по поводу видения тех или иных персонажей», - рассказывает актер. Съемки оказались очень сложными. Александр Устюгов рассказывает: «Я со своим театральным образованием не всегда понимал, о чем речь: постановка фразы Тургенева настолько витиевата, что когда пытаешься произнести ее, вынув из книжного контекста, то из двенадцати слов понимаешь два. По сравнению с нашим обедненным языком, тургеневский – состоит сплошь из сложнейших завитков. И мои попытки и предложения поначалу сказать попроще – вместо длинной фразы про пристяжных, сказать просто: «Запрягай!» – не находили поддержки у Дуни. И это правильно: язык должен быть таким, какой он есть. И наша актерская задача сделать этот язык своим, оборганичить, оправдать его. Не всегда, однако, это давалось легко. На третий съемочный день я немного расслабился, а была сложнейшая ночная сцена с Кирсановым. Я вылетел из обоймы не потому, что не знал текста, а просто начал играть и понял, что тот объем, который на меня свалился, я не выдержал. В какой-то момент у меня выключило мозг, и я не мог сказать ни слова. Съемочная группа терпеливо выжидала, пока я соберусь. Потом оператор Райский отчитал меня, сказав, что это непрофессионально. Больше я так халатно к тексту не относился». Диапазон киноперсонажей Устюгова достаточно широк. Помимо вышеперечисленных героев, в его активе: уголовный авторитет по кличке Бурый в многосерийном фильме «Диверсант. Конец войны», Мария Луис Ортега Фалькон в криминальном многосерийном фильме «Возвращение Синдбада», Дмитрий Сафронов в криминальном сериале «Черчилль», Иван Тургенев в фильме-спектакле «Берег утопии» и др. Игорь BIN Использованные материалы: |