Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Цой Виктор_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1986 Йа-хха - музыка
1986 Конец каникул - музыка
1986 Рок - музыка, вокал
1988 Асса - актер, вокал, музыка
1988 Игла - актер, вокал, музыка и текст песен, композитор
1989 Последний герой – мюзикл
1990 Город - музыка
1990 Муж собаки Баскервилей - музыка и текст песен

 

ЦОЙ
Виктор Робертович

21.06.1962, Ленинград –15.08.1990, Рига

Дество

Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года в необычной семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Родители настолько были разные люди, что было вообще непонятно, как они жили вместе. Братьев и сестер у Виктора не было. Он был русским наполовину: мать русская, коренная ленинградка, а отец - кореец, родом из Казахстана, по-русски говорил довольно плохо. В семье было правило: один день готовила мама, а другой день готовил отец, причем готовил с какими-то непонятными корейскими заморочками. Каждую субботу и воскресение в доме собирались друзья в большой комнате. Хозяйка дома шикарно накрывала на стол. И лилось море водки, велись политические беседы… Цой немножко посмеивался над своими родителями и очень их любил.

Мать Виктора не раз слышала о том, что при смешивании кровей разных народов часто рождаются талантливые люди. Поначалу, правда, ее сын особыми талантами не отличался: рос и развивался, как и все дети. Мальчик учился в школе, где работала его мама, так сказать под постоянным присмотром. Всего за время обучения до восьмого класса он сменил вместе с матерью три школы. Одновременно посещал художественную школу, где и возникла группа "Палата № 6" во главе с Максимом Пашковым.

"Кино"

Получив восьмилетнее образование, Цой поступил в художественное училище им. В.Серова. Но быстро был исключен за неуспеваемость. Виктора Цоя такой поворот в его судьбе, правда, не очень расстроил. Он решил стать специалистом - резчиком по дереву. В это же время вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским музыкант создал группу "Кино". И тут же везение: первый электрический концерт группы в Ленинградском рок-клубе совместно с музыкантами Бориса Гребенщикова "Аквариум".

Виктор Цой оканчивает училище со справкой и поступает работать в реставрационные мастерские в городе Пушкин резчиком по дереву. И сразу, уже самостоятельный, второй концерт группы "Кино" в рок - клубе. Успех следует за успехом. Выступление на фестивале рок-клуба и приз "за творческое совершеннолетие". Начало "звездных" гастролей: обширные турне по стране, летняя поездка в США, участие в фестивале "Золотой Дюк".

Песни Виктора Цоя отличались их нерукотворностью. В них нет элемента "слишком человеческого", свойственного современной поп-музыке. Кстати, Цой говорил, что возникновение его песен - для него самого загадка: "Я начинаю играть... Потом появляются какие-то слова".

По мнению Игоря Талькова, Цой был проводником, поддерживал всеми силами тех, "кому нечего ждать", кого позвала в путь "высокая в Небе Звезда". С каждым новым альбомом, особенно начиная с "Группы крови", это становилось все яснее.

Кино

Летом 1986 года Виктор Цой принимает участие в съемках фильма "Йа-хха!" и тут же в Киеве участвует в музыкальном создании "Конца каникул".

Режиссер Алексей Учитель пригласил композитора для участия в своем фильме "Рок". В ключевом эпизоде картины рок-звезда сетует, что не знает, нужно ли кому-нибудь то, что он пишет. Да и в жизни для Цоя, как могло показаться, важнее было то, что он в своей кочегарке "Камчатка" кидает уголь и точно знает, что людям от этого тепло. А песни… он просто не мог их не петь, но он не был уверен, что они кому-нибудь нужны…

В конце декабря 1986 года режиссер Сергей Соловьев решил ухватить хаос времени, мешанину "старого" и "нового" и показать это в фильме "АССА" с простеньким сюжетом, придуманным совсем молодым сценаристом Ливневым. Жанр мелодрамы пришелся впору, ибо послужил задаче освобождения, размораживания чувств.

Молодежь упорно искала кумиров и рукоплескала бардам. Толпа молодых людей ревела, приветствовала выступление Виктора Цоя. Горели спички, вырывая из темноты восторженные лица. Звучали слова: "Перемен, мы ждем, перемен". В этой финальной точке фильма достигла абсолютной точности режиссерская мысль, в которой затаилось предчувствие, ожидание и надежда на что-то светлое и большое.

В фильме Рашида Нугманова "Игла" Виктор Цой , уже ставший к тому времени легендарным, сыграл главную роль Моро. Так что фильм стал одновременно лентой о молодежных проблемах, о наркотиках, и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла. Последнем его герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего лирического героя, в "нового романтика" из песен группы "Кино". И, звучащая в финале "Группа крови" воспринималась как часть киноповествования, а не песня из нового альбома группы.

В "Игле" музыкант сыграл самого себя. Он и на самом деле был таким в жизни и в сходных обстоятельствах, наверное, поступил бы точно так же. Ведь Виктор Цой профессиональным актером все-таки не был. Ему и не надо было перевоплощаться, он просто остался самим собой.

"Последний герой"

Предложения сделать картину о Викторе обрушились на Алексея Учителя практически сразу же после аварии. Автор нашумевшего "Рока" - фильма, представившего миру Цоя, обладал, и это все знали, массой материала, не вошедшего в ту картину. Стало быть, сам Бог ему велел заняться экранизацией жизни знаменитой рок-звезды.

Но режиссер отказался наотрез. Во-первых, боясь "запашка" спекуляции на имени. А во-вторых, у Виктора был близкий друг - Рашид Нугманов. Тот самый, что снял "Иглу". И право на фильм скорее принадлежало ему. Именно поэтому Алексей Учитель и предложил Нугманову все, что у него есть. Но прошло около года, и Рашид признался: "Не могу. Мы с ним были слишком близки...".

И тогда Алексей Учитель все же решился на документально - музыкальный фильм "Последний герой", который он посвятил памяти Виктора Цоя, легендарного музыканта, лидера группы "Кино", погибшего в автокатастрофе. В фильме снимались родственники, друзья, близкие. Были использованы отрывки из фильмов с участием рок музыканта, любительские съемки, концертные выступления.

Личная жизнь

Кто–то из древних мудрых как-то сказал, что человек бывает только тогда счастлив и доволен своей работой, когда она совпадает с его увлечением. Именно так, работа совпадает с увлечением. Главным увлечением Виктора Цоя были музыка и песни. Музыка, конечно, объединяла его и с друзьями. А вот о друзьях Виктора можно говорить бесконечно. Их было у него много. Собственно это и составляло главную победу в жизни Цоя. Сам он не отделял друзей от музыки. О своем отношении к ним Цой говорил: "Мы все друзья. Мы гораздо больше времени проводим вместе вне работы. То есть, в некотором роде, больше развлекаемся, чем занимаемся делом. Мы просто все друзья и так получилось, что мы еще и играем". При этом внешне он казался очень замкнутым человеком.

В последние годы певец и композитор сильно изменился. Вероятно, это болезнь, которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же, не он был первый и не он последний. Все мы люди. А потом вдруг он замкнулся, ограничил круг друзей, практически все время проводил дома. Вся жизнь - концерты, дом.

Последние два года ему было очень одиноко. Не с кем было вместе порадоваться, приколоться к чему-нибудь. К тому же последнее время ему было сложно общаться с людьми чисто технически. К нему все постоянно лезли, какие-то посторонние люди...

А с личной жизнью что происходило? Без семьи, без квартиры - молодой, красивый, популярный... С Наташей Разлоговой Цой познакомился на съемках. С женой он расстался, но, к счастью, оставался с ней в добрых отношениях. Собирался официально оформить развод с Марианной и жениться на Наталье. Но Марианна тянула с этим, и он так и не успел ничего сделать... Очень любил сына, вспоминал его все время, на гастролях покупал шикарные подарки.

"...Жена незаконная и законная жена Марианна меня любят, сын любит, женщины обожают. Что еще нужно? Я всем доволен", - сказал как-то Виктор Цой за год до смерти.

Виктор Цой погиб раним утром 15 августа 1990 года в автомобильной катастрофе под Ригой. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Явление, личность

Борис Гребенщиков – "крестный рок-отец" Виктора Цоя хорошо сказал о величии личности певца: "Мне даже, честно говоря, неудобно Цоя называть Витькой, есть в этом какая-то ложная задушевность, которой никогда не было. Потому что-то, что я знаю, не назвать ни Витькой, ни Виктором, ни Цоем - это реальность, никакого обозначения в языке не имеющая. У него другое имя, и не человеческими губами его говорить. Виктор - даже не музыка, а явление, личность".

После смерти из рок музыканта пытались сделать некоего ангела. А ведь он не был ангелом, как не был, впрочем, и демоном. Как и все мы, он был просто человеком со своими плюсами и минусами. Но в нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным. Пока ты жив, тебя почему-то не ценят. Примеров тому, как известно всем, масса.

Александра Сонечкина

Использованные материалы:
"Отношения к материальным благам", интервью газете "Молодой ленинец", Волгоград, 1989 г.
"...Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом", интервью Рижской газете "Советская молодежь", 1989 год.
"Через год после гибели сына", интервью газете "Аргументы и факты", 1991 г.
"Больше всего люблю рисовать", интервью музыкальному журналу "РИО", 1988 г.
"Цой никогда не был шутом", Юрий Белишкин, интервью "Музыкальной газете", 1990 г.
"И все же... теперь – легенда", Артем Троицкий, газета "Комсомольская Правда", август 1990 г.
"Заботит отношение людей - в массе", интервью газете "Молодежь Эстонии", 1988 г.
"Цой Виктор Робертович", "Комментарии дня", 1988 г.
Краткая хронология жизни и творчества Виктора Цоя. Из книги: "Виктор Цой". Стихи, документы, воспоминания, Санкт-Петербург, 1991 г.

Головин Александр Яковлевич. Русский художник, сценограф, представитель символизма и модерна. Родился в Москве, в семье священника. В 1872 1879 г. учился в Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И.Д. Нерадовского. В 1881 г. поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 г. перешел на живописное, учился у И.М. Прянишникова и др.