Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Цилинский Гунарс_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

ЦИЛИНСКИЙ
(Цилинскис)
Гунарс Альфредас

23.05.1931, Огре, Рижская обл. – 25.07.1992, Рига

Народный артист СССР (1979)
Народный артист Латвии (1969)
Лауреат второй премии ВКФ (1967, за роль в фильме «Сильные духом»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1968, «Сильные духом»)
Лучший актёр 1967 года по опросу журнала «Советский экран»

Детство

Гунарс Цилинский родился 23 мая 1931 года в маленьком городке Огре, недалеко от Риги. Его детство прошло в бурные для Латвии годы: фашистский переворот Ульманиса в мае 1934 года, экономический и политический кризис, провозглашение в 1940 году Советской власти, и вступление Латвии в СССР. Впрочем, тогда Гунарс не осознавал важности происходящего вокруг. С ранних лет познав цену хлеба, он, как мог, помогал по хозяйству родителям. В остальном же Гунарс рос обычным задиристым мальчишкой, который свободное время проводил в лесу и на речке.

В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Не прошло и месяца с ее начала, как Латвия была захвачена фашистскими войсками. Четыре года оккупации врезались в память мальчика, оставив незаживающий след. Может быть, поэтому впоследствии став актером, Гунарс Цилинский так правдиво играл в военных лентах.

Несостоявшийся лесотехник

Родина Гунарса всегда славилась своими сосновыми лесами. Потому большинство жителей Огре многие десятилетия были заняты в лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. По этому пути решил пойти и Гунарс. В 1948 году он окончил школу, а спустя три года леспромтехникум в Огре. Получив диплом, Гунарс начал работать в Балдонском леспромхозе, где в его обязанности входила организация заготовки древесины.

По специальности Гунарс Цилинский проработал недолго. Здесь, в леспромхозе, он увлекся театром. Как только выдавалась свободная минутка, юноша ездил в Ригу (благо до нее было совсем рядом) на спектакли Академического театра драмы или Художественного театра имени Я. Райниса. Это увлечение и подтолкнуло его к мысли попробовать себя в качестве актера.

В новой роли

Осенью 1951 года Гунарс Цилинский отправился в Ригу и подал документы на театральный факультет Латвийской консерватории. На экзаменах юноша держался очень скованно, поэтому голоса приемной комиссии разделились. Одни считали, что из него не выйдет актера, другие увидели в юноше актерские задатки. К счастью мнение вторых перевесило, и Гунарс был зачислен.

Свою скованность Гунарс не мог преодолеть еще долго. Первое время преподаватели были очень им не довольны, и даже ставился вопрос об его отчислении из института. Но благодаря своему упорству и трудолюбию Гунарс сумел перебороть себя и успешно окончил консерваторию в 1954 году.

Сразу после окончания консерватории Гунарс Цилинский был принят в труппу Академического театра драмы Латвийской ССР, где проработал долгие годы.

Кино. Путь к успеху

Еще, будучи студентом второго курса консерватории Гунарс Цилинский пробовался на роль Айвара в картину режиссера Леонида Лукова, но в итоге утвержден не был. С дебютом на экране пришлось подождать несколько лет. Первые работы актера в кино пришлись на конец 50-х, впрочем, очень удачными их назвать нельзя. Роли рыбака Яниса в драме режиссера Ады Неретниеце «Чужая в поселке» и Буша в приключенческом фильме Василия Левина «Сильнее урагана» не привлекли внимания широкой зрительской публики.

Известность к Гунарсу Цилинскому пришла во второй половине 60-х. В 1965 году актер сыграл революционера - подпольщика Дрезиня в историко-приключенческом фильме «Тобаго» меняет курс». Типичный для того времени фильм не отличался глубокой драматургией, потому и герой Цилинского вышел типичным, «правильным». Дрезинь в исполнении Цилинского находчив, смел, обладает открытым взглядом, обаятельной улыбкой и мужественной внешностью.

Гунарс Цилинский в фильме НоктюрнЭти качества будут присущи подавляющему большинству киноперсонажей Цилинского. Режиссеры, эксплуатируя внешность актера, неизменно предлагали ему романтическо-героические образы. Таков, например, латыш Жорж в картине «Ноктюрн» - боец интернациональной бригады в Испании, пылкий антифашист. Между Дрезинем и Жоржем много общего: оба благородны, честны, смелы. Но при этом образ Жоржа гораздо глубже, многограннее. Его чувства к главной героине фильма Иветте (польская актриса Пола Ракса) претерпевают метаморфозу от раздражительности (при их первой встрече) до настоящей, светлой любви, о которой так явственно говорят глаза Жоржа. В финале фильма Иветта погибает (над ней надругались фашисты), и зрители видят уже другого Жоржа – убитого горем с бессильно опущенными руками, сжимающими автомат.

Николай Кузнецов

Гунарс Цилинский в фильме Сильные духомНесколько иная роль досталась Гунарсу Цилинскому в военно-приключенческой ленте режиссера Виктора Георгиева «Сильные духом» (1967). Когда актера пригласили сыграть разведчика Николая Кузнецова (реальную легендарную личность), он даже поначалу хотел отказаться, полагая, что это не его персонаж. Гунарс Цилинский рассказывал: «Такая колоссальная ответственность играть в фильме человека, ставшего легендой, человека, священного для миллионов. И в то же время наделить этот образ живой плотью и горячей кровью. Но почему этим актером должен быть именно я? С моим латышским складом лица, с моим темпераментом северянина-прибалта? Отказаться? Но как можно отказаться от такого? Я поехал на пробу, стал работать, хотя, честно говоря, долго не верил в успех».

Над образом Кузнецова Цилинский работал долго, тщательно, кропотливо, изучая архивы, беседуя с людьми, знавшими этого легендарного разведчика. Наверное, поэтому Кузнецов в его исполнении получился не картонным героем, а настоящим живым человеком, наделенным высоким интеллектом, вдумчивостью и (как и все персонажи Цилинского) обаянием. В этой роли в полной мере раскрылось разностороннее актерское дарование Гунарса Цилинского, ведь играя разведчика, он, как и его герой постоянно преображался, был многоликим в зависимости от ситуации, и всегда достоверным.

Актер и режиссер

Так получилось, что в кино Гунарсу Цилинскому далеко не всегда попадался достойный материал. Немало в его карьере откровенно проходных фильмов. Надеясь на его талант и внешность, режиссеры приглашали Цилинского в надежде, что он доработает и «вытащит» своего героя. И актер «вытаскивал». А зрители потом недоумевали – такой хороший актер, и в таком плохом фильме?!

К счастью, есть в ряду киноработ Гунарса Цилинского и настоящие удачи. Это и Майкл Гослин в драме Яниса Стрейча «Театр», и майор милиции Артур Крамс в детективе Ады Неретниеце «Следствием установлено», и хирург Рудольф в мелодраме «Соната над озером». Кстати, фильм «Соната над озером» стал первым, где Цилинский выступил в качестве режиссера и сценариста. Обратившись к режиссуре, Цилинский в последние годы своей жизни поставил ряд фильмов, среди которых: «Когда сдают тормоза», «Этот странный лунный свет», «Индраны» и другие.

Личная жизнь

Со своей будущей женой актрисой Велтой Лине Гунарс Цилинский познакомился в Национальном театре им. А. Упита. Она была старше его на восемь лет, но это не стало препятствием для их любви. В 1957 году они поженились, а в 1958 году у них родился сын Айгар, ставший впоследствии актером и режиссером.

Лине и Гунарс прожили вместе долгую счастливую жизнь. Скончался Гунарс Цилинский в Риге 25 июля 1992 года от сердечного приступа.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Сайт, посвященный Гунарсу Цилинскому http://gunarcilinsky.narod.ru;
Б. А. Кокоревич, «Гунар Цилинский», М. Искусство, 1978 год