Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1927 Бабы рязанские |
ЦЕСАРСКАЯ 03.06.1909, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) – 28.02.1990, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1935) Первые роли в кино Эмма Цесарская родилась 3 июня 1909 года на Украине в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровске). В шестнадцатилетнем возрасте Эмма поступила в киношколу имени Б.В. Чайковского. А в 18 лет начинающая актриса дебютировала на экране ролью Василисы в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» - одном из самых значительных фильмов советского немого кинематографа. Актриса создала образ крестьянки, протестующей против унизительных пережитков старого быта, защищающей свое женское достоинство. Еще одной удачей молодой актрисы стала роль Прасковьи в картине Дмитрия Познанского и Александра Штрижак-Штейнера «Ее путь» (известной на Западе как «Казачка и большевик»). Ее героиня, страстная девушка из крестьянской семьи, потеряв мужа, влюбляется в командира красного отряда, а после его гибели, заменяет любимого в строю. Надо сказать, что работы Цесарской стали для молодого советского кинематографа настоящим открытием. Она переломила поток жеманных, безвольных героинь немого кино, что вполне соответствовало бурному времени конца 20-х. Аксинья В конце 20-х Михаил Шолохов написал первые три тома романа «Тихий Дон». Сразу после этого режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов принялись за экранизацию романа. На главную женскую роль Аксиньи была без проб (еще за 9 месяцев до начала съемок) утверждена Эмма Цесарская. Выбор оправдался в полной мере. Аксинья в исполнении Цесарской вышла темпераментной, обаятельной, полной жизни. После выхода фильма на экраны ни у кого из зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская – настоящая донская казачка. В восторге от игры актрисы был и сам Шолохов, а западная пресса называла Цесарскую гордостью Советского Союза. Однако картину постигла нелегкая судьба. Она подверглась жесточайшей критике, а Преображенскую и Правова исключили из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «За обслуживание вкусов мелкобуржуазного зрителя». Больше года фильм пролежал «на полке», и только вмешательство Шолохова, вернувшегося из заграничной командировки, спасло картину. 30-е годы В первой половине 30-х Эмма Цесарская снялась еще в ряде фильмов: в психологической драме Ивана Правова и Ольги Преображенской «Одна радость» (Евгения Яковлевна), в драме Михаила Доллера «Восстание рыбаков» (жена Неера), в социальной драме Альберта Гендельштейна «Любовь и ненависть» (шахтерская вдова Василиса, ставшая предводительницей «бабьего бунта»), в драме Ивана Правова и Ольги Преображенской «Вражьи тропы» (батрачка Фешка Сурова) и других. К середине 30-х Эмма Цесарская была невероятно популярна. Ее с полным правом можно назвать первой звездой советского кинематографа. Имя актрисы было известно и далеко за рубежом. В 1934 году кинопродюсеры трёх стран - Германии, Франции и Англии - официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке «Братьев Карамазовых». По их мнению, Цесарская была единственной актрисой, способной в полной мере воплотить этот образ на экране. Гонорар за работу обещался огромный, но актрисе пришлось отказаться из-за запрета последовавшего «сверху». Таковы были времена… Поворот в судьбе Все изменилось в жизни Эммы Цесарской 23 марта 1937 года. В тот день был арестован ее муж Макс Осипович Станиславский. Долгие годы Цесарская не знала о его судьбе, лишь в 1959 году она получила документы о том, что ее муж был расстрелян в июне 1937-го. После ареста все имущество было конфисковано, о работе в кино Цесарской пришлось забыть. Ей даже не дали закончить работу в картине режиссера Владимира Корш-Саблина «Дочь Родины», взяв на ее роль другую актрису. В течение года, день за днем, Эмма Владимировна, сидя дома, вздрагивала от шагов на лестничной площадке, ожидая, что пришли за ней. Она боялась не за себя – за годовалого сына. В этот тяжелый момент Эмму Цесарскую поддержал Михаил Шолохов. Благодаря его заступничеству актрисе вернули жилье и дали возможность вернуться в кино: сыграть роль жены военного командира в картине Константина Юдина «Девушка с характером». Когда актриса явилась на съемочную площадку, Юдин робко спросил: «Эмма, вас можно снимать?». До начала войны Цесарская помимо «Девушки с характером» снялась еще в трех картинах, играя роли второго плана. Вновь ее героинями были целеустремленные, энергичные женщины, но каких сил ей это стоило, знала только она сама. Позже Эмма Владимировна признавалась: «Эти картины давались мне нелегко, я изображала жизнерадостных и сильных героинь, но все это было таким далёким от моей жизни! Я работала, чтобы совершенствоваться в своей любимой профессии, и думала о том, что обязана вырастить и воспитать сына». Дальнейшая судьба В 1944 году Эмма Цесарская была зачислена в штат Театра-студии киноактёра, где проработала до 1963 года. В кино она снималась очень редко, и ее уделом оставались роли второго плана. В 50-е годы она сыграла своячницу в картине Александра Роу «Майская ночь, или утопленница» и Лаврову в драме Ефима Арона «На диком бреге Иртыша», в 60-е – промелькнула в фильмах: «Спящий лев» (буфетчица Анна Ивановна), «Нахалёнок» (попадья), «Високосный год» (Надежда Борташевич). Единственной главной ролью актрисы стала Дарья в короткометражке Евгения Моргунова «Когда казаки плачут» (1963). Цесарской очень хотелось сыграть в кино что-нибудь значительное. Когда в конце 50-х она узнала, что Сергей Герасимов собирается экранизировать «Тихий Дон», она пришла к нему в надежде вновь сыграть Аксинью. Герасимов поступил с ней жестко: подвел актрису к зеркалу, и она без слов все поняла… С середины 60-х Эмма Цесарская в кино не снималась. Она умерла 28 февраля 1990 года. Похоронена на 1-м участке Донского кладбища Москвы. Игорь BIN Использованные материалы: |