Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Троянова Яна_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

2009 Волчок
2011 Жить
2012 Кококо

 

ТРОЯНОВА
Яна Александровна

Родилась 12.02.1973, Свердловск

Лауреат Приза за лучшую женскую роль на фестивале «Кинотавр» (2009, за роль в фильме «Волчок»)
Лауреат Приза за лучшую женскую роль на фестивале «Кинотавр» (2012, совместно с А.Михалковой, за роль в фильме «Кококо»)

Путь в актрисы

Яна Троянова родилась и выросла в Свердловске (ныне – Екатеринбурге). Ее мама, 18-летняя девушка, познакомилась с певцом популярного свердловского ресторана «Серебряное копытце» Виктором Смирновым, влюбилась, забеременела. Узнав же о беременности, сообщать отцу Яны не стала, а родила и воспитывала дочь сама. Даже отчество ей дала другое – Александровна (в честь Пушкина). Мало того она и фамилию сменила – по дедушке то они были Мокрицкие, а стали Трояновы (мама просто вычитала эту фамилию в какой-то энциклопедии, и она ей очень понравилась).

Яна с юных лет мечтала стать актрисой, однако путь в эту профессию оказался непростым. Девушка окончила школу в 90-е годы, когда страна была погружена в жесточайший экономический и культурный кризис. Актерская профессия оказалась невостребованной, и она пошла учиться на философский факультет Уральского Государственного университета. Как говорит сама Яна – для того, чтобы развиваться, обнаружить себя.

Добросовестно отучившись шесть лет на философском факультете и защитив дипломную работу на тему Фрейда, Яна Троянова окончательно для себя осознала, что глубоко все это ненавидит. Скрыв тот факт, что у нее уже есть высшее образование, она подала документы в Екатеринбургский театральный институт и была с первого раза зачислена в мастерскую В.Анисимова...

Впрочем, учиться там девушке долго не пришлось. Уже после первого курса она покинула институт, поняв, что дальнейшая учеба для нее просто не интересна. Вот, что по этому поводу рассказывает сама Яна: «Я настолько люблю эту профессию, что здесь мне уже диплом не нужен. Не хочу потерять свою природу. На сценречи тебе все ставят, и начинается вот это дерьмо. Я понимала, что так уйдет мой говор, который я хочу сохранить, пропадет человек Троянова. Сцендвиж - это вообще засада, когда из тебя делают вот этих леди. Актрисы выходят из театральных институтов - готовые, блядь, Каренины. У меня включился инстинкт самосохранения - надо валить. При всем моем уважении к мастеру, я ушла..»

Союз с Василием Сигаревым

В период учебы Театральном институте Яна Троянова параллельно работала в местном Драмтеатре. Там-то она и познакомилась с драматургом Василием Сигаревым. Руководство театра решило поставить его пьесу «Черное молоко» и обратилось к Василию за авторством. Сигарев же предложил поставить спектакль сам, на главную роль он решил утвердить Яну. Начавшиеся репетиции вскоре из-за интриг были прекращены. Василий Сигарев покинул театр, а вслед за ним, несмотря на уговоры руководства остаться, ушла и Яна.

Яна Троянова вспоминает: «Помню, мы вышли на улицу, падал первый снег, мы смотрели на небо, и Сигарев сказал: «Неужели я так и не стану режиссером?» Я говорю: «Станешь». Уже наутро позвонила в другой театр и спросила, хотят ли они «Черное молоко». Они сказали: «Хотим». Хотя это был театр кукол! Мы пришли и поставили спектакль. Публика просто сходила с ума...»

Год спустя Николай Коляда позвал Василия Сигарева и Яну Троянову в свой «Коляда-театр». Правда, там они тоже не задержались долго. Наверное, сказался их неуживчивый, свободолюбивый характер. Как бы то ни было семейная пара (а Василий и Яна стали супругами) решила со сценой завязать и обратить свои взоры на кинематограф.

«Волчок»

Сначала Василий Сигарев планировал снимать «Пластилин» по собственной пьесе, но из этой затеи ничего не вышло из-за нехватки денег. К тому времени Василий уже дописал новую пьесу – «Волчок», и теперь загорелся идеей поставить ее. Сигарев и Троянова даже рассматривали вопрос продажи собственной квартиры для того, чтобы приступить к съемкам. К счастью, этого делать не пришлось: продюсер Роман Борисевич дал Сигареву добро на фильм.

Сюжет фильма «Волчок» - жесткий, можно даже сказать, страшный в своей реалистичности. Мать (роль которой исполнила Яна Троянова) – энергичная оторва, которая живет на всю катушку, пьет, гуляет, не обращая внимания на подрастающую дочь. А дочка бежит следом за матерью, потому что не мыслит ни себя, ни мира без нее. Это кино о поломанном детстве, о тяге ребенка к матери и о том, насколько взрослые могут быть жестоки. Фильм про любовь и ее проявление как силы разрушающей и тормозящей.

Яна Троянова признается, что в какой-то степени вложила в создание картины собственные ощущения о детстве, в какой-то - это были воспоминания о детстве самого Василия. Актриса рассказывает: «Я героиню делала через рысь, через красивейших женщин, таких свободных, каких я в детстве «зафиксировала» со своей матери и ее подруг, снимая с них мерки. То есть это собирательный образ плюс — опять же я в предлагаемых обстоятельствах. Такая моя темная сторона... Но непременно рысь. Я в зоопарке прям стояла и ее изучала. Мне повезло: она была еще с рысятами, только родила, такая вся лежит... Ой, класс вообще. Я сразу поняла, как буду делать определенные сцены. Перед ней еще кусок мяса был. Рысята вокруг нее крутятся, хотят от нее любви, тепла, а она не реагирует. Я подумала: ну, спасибо, дорогая. Тебе тако-о-ое спасибо...»

Дебют Василия Сигарева и Яны Трояновой иначе как триумфом не назовешь. Даже не верилось, что это творение – дело рук дебютантов: настолько все было исполнено профессионально и сильно как с режиссерской, так и с актерской точек зрения. В 2009 году на 20-м Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр» «Волчок» был отмечен Гран При в двух номинациях: приз за «Лучшую женскую роль» получила Яна Троянова, а за «Лучший сценарий» - Василий Сигарев. Зрители, присутствующие на премьере, были просто потрясены: кто-то рыдал, кого-то трясло, кто-то в шоке молчал …

Были и те, кого шокировал мат, периодически звучащий с экрана. По этому поводу сама Яна Троянова высказалась достаточно категорично: «Кино ради того, чтобы поматериться, - это стремно на самом деле. Вы что, хотите эпатировать или показаться такими типа арт-хаусниками? Нужно так сматериться, что иначе не скажешь». В «Волчке» мат оказался не просто оправданным, а совершенно органичным. В данном случае, это было просто зеркалом нашей жизни.

«Жить»

Нередко бывает, что актеры, удачно сыгравшие какую-то роль, затем становятся заложниками этого образа. По этой самой причине Яна Троянова не снималась после «Волчка» целых два года, терпеливо ожидая от мужа новой пьесы. И она родилась. Еще жестче, еще страшнее нежели «Волчок». А называлась они просто – «Жить».

Фильм «Жить» вышел на экраны в 2012 году и представлял собой три новеллы, объединенных одной темой. Темой жизни и смерти. Причем смерть в данном случае – не какая-то абстрактная, а совершенно осязаемая, прячущаяся совсем рядом. Жизнь и смерть, этот и потусторонний мир связаны в фильме незримыми нитями, абстрактными видениями и символами. Впечатление усиливает просто запредельная игра всех без исключения актеров. Вообще, рассказывать о данном фильме просто бессмысленно. Его надо смотреть. Если у Вас на это хватит сил…

Яна Троянова в этой картине сыграла грубовато-инфантильную девушку с дредами, которая едет в электричке с парнем. Они строят планы на будущее, еще не зная, что их вскоре ожидает. Поначалу Сигарев хотел предложить Яне другую роль – матери, но она отказалась: «Я сказала: нет, я еще не доросла до таких ролей. Тем более я не хочу это делать в противовес «Волчку». Вот там я плохую мать сыграла, а здесь таку-у-ую мать всем выдам... Я не люблю такие очевидные дела». Актриса оказалась права, выдав очередной шедевр, который многим зрителям запомнится надолго.

«Кококо»

Яна Троянова признается, что не стремится сыграть все роли, трезво и объективно оценивая свои возможности. Она, например, не считает себя классической героиней, зато предпочитает образы женщин из народа. Потому-то она и согласилась на роль Вики Никоновой в картине режиссера Авдотьи Смирновой в фильме «Кококо».

Их дуэт с Анной Михалковой получился просто великолепным. Две женщины, два разных стереотипа, если хотите – два противоположных мира. Вика в исполнении Яны Трояновой – провинциалка «из народа», нагловатая, малообразованная, бесцеремонная, пробивная. Но, вместе с тем, она вся на ладони – отрыта и бесхитростна, а еще и обед приготовит, и квартиру уберет. Лиза Анны Михалковой, напротив, - образованная, интеллигентная, но зато слабохарактерная. Вместе же они составили странным образом гармоничную пару, рождающую у зрителя неподдельную симпатию.

Залогом успеха Яны Трояновой стало и то, что свой образ она делала очень искренне, через собственные подростковые ощущения. «Причем это на меня так Дуня влияла, - рассказывает актриса. - Я при ней себя чувствовала подростком и затащила это ощущение в картину. <…> Я делала Вику через подростка Троянову, а это была совершенно другая я... Такая настоящая девушка с Урала: что думаю, то и ляпаю».

Искренность и самоотдача – вообще отличительные черты актрисы Яны Трояновой. Это проявляется в каждой сыгранной ею роли. Не случайно она говорит: «Я люблю играть как в последний раз. Я, вообще, в эту профессию умирать пришла. Хочу себя всю израсходовать...»

Игорь BIN

Использованные материалы:
«Яна Троянова. Жить», «Караван историй», http://7days.ru;
Лариса Малюкова, «Три истории о жизни и смерти», «Новая газета» № 9 от 30.01.2011;
Анна Меликова, «Про «Жить» и несколько вопросов», http://seance.ru;
Яна Троянова. Интервью, 08.10.2009, http://www.sobaka.ru;
Мария Несентай, «Яна Троянова: «Я в эту профессию умирать пришла», 04.09.2012, http://kulturmultur.com