Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом |
ТОКАРСКАЯ 03.02.1906, Одесса – 30.09.1996, Москва Народная артистка России (1993) Детство Валентина Токарская родилась 3 февраля 1903 года в Одессе. Что такое актерское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее папа был провинциальным актером. В пять лет юная Валечка читала стихи на школьных балах в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она училась в Киеве в Фундуклеевской гимназии, основанной императрицей, которая иногда приезжала к своим воспитанникам, и девочка навсегда запомнила ее лицо: красивое, но "неживое" – оно было все покрыто специальной эмалью, из-за чего императрица даже улыбнуться не могла. А в четырнадцать лет Валентина Токарская уже зарабатывала на жизнь, танцуя в кино перед сеансами. Ее мама никогда не работала девочку. К тому времени она училась в частной балетной школе. Впервые Токарская вышла на сцену в опере, в балетной массовке в малюсенькой роли. Девочка выбегала и… просто пробегала через сцену, но уже через несколько лет Валя Токарская уже станет солисткой балета. Гражданская война Во время гражданской войны Валентина Токарская с мамой меняли в деревни вещи, ведь в то время деревня была богатой, и там брали все, вплоть до рояля. Взамен давали муку, сало, пшено - тогда был настоящий голод, и всегда сосало под ложечкой. Юная Валентина еще умудрялась чуть-чуть подрабатывать в театре, где выступали куплетисты: одни из них пели за белых, другие – за красных. А так как власть каждый день в Киеве менялась – то белые придут, то красные, то зеленые, а то и поляки, – куплетистам постоянно приходилось прятаться. Когда в Киев пришли немцы, Токарские уехали в Ташкент. Там Валентина Токарская довольно хорошо танцевала в опере. В Ташкенте же она вышла замуж за оперного певца – тенора. Он пел главные партии в «Пиковой даме», в «Паяцах». Оперетта После гражданской войны Токарская с мужем переехали в Москву. Они устроились играть в оперетке – ну совсем в маленькой труппке: действующие лица и рояль. И играла Токарская не героинь, не певиц, а так называемых субреток. Там-то она и задержалась, пристрастилась к оперетте. Так актриса ездила-ездила, а качество этих оперетт все повышалось и повышалось. Ее приглашали из одной труппы в другую и, в конце концов, она «допрыгалась» до большой, солидной оперетты с хором, оркестром, жалованьем и известным режиссером Джусто. Во время выступлений в Баку Токарская вышла замуж вторично. У ее нового мужа была своя квартира, и мама «осела» в этой квартире – все-таки появилось уже что-то свое. Муж артистки на этот раз был каким-то хозяйственником, и его, в конце концов, арестовали, скорее всего за то, что он умел делать деньги. И вновь – дороги, дороги… Мюзик-холл Потом был Ленинград, из которого Валентина Токарская переехала в Москву. Она играла оперетты в Парке культуры, где ее и увидел режиссер мюзик-холла Волконский. Он посмотрел танец с веером и пригласил к себе. Актриса осталась в Московском мюзик-холле. Обладательница несоветской красоты Валентина Токарская стала звездой Московского мюзик-холла. В начале 30-х это заведение было самым культурным кассовым центром в столице, прибыль государству – бешеная. Рядом с Токарской блистали универсальные артисты Мартинсон, Тенин, Лепко. Спектакли были феерическими. Знаменитые тридцать гёрлз под руководством Голейзовского! Веселые, озорные, поющие и танцующие артисты: Рина Зеленая, Мария Миронова и Александрова. А оркестром дирижировал Покрасс со своей огромной шевелюрой. Всего в мюзик-холле было поставлено пять вещей. Это были самые счастливые годы Валентины Токарской: время шуток, веселья, розыгрышей, смеха! Она с Марией Мироновой были в центре театральной публики, их приглашали на все премьеры, просмотры, банкеты. Артистку окружали писатели, художники. Когда репетировали «Под куполом цирка», Валентина Токарская подружилась с авторами пьесы завсегдатаями театра Ильфом, Петровым и Катаевым, а затем с Олешей, Никулиным, Зощенко. Это была дивная компания, которая быстро ее приняла, потому что она была примадонной мюзик-холла и украшала компанию. Валентина Георгиевна превосходно танцевала, но сильным голосом не отличалась. Она исполняла роли так называемых субреток, кокеток, обольстительниц, женщин-вамп и была счастлива в легком жанре оперетты. На спектаклях с участие артистки в vip-ложе Максим Горький рыдал от смеха, утирая слезы безразмерным платком. Прима мюзик-холла разъезжала по городу в собственном авто. Она была самой красивой, богатой и успешной москвичкой. Пока не закрыли мюзик-холл. Каждый день зал был битком набит! Полные сборы! А мюзик-холл все-таки закрыли: кричали, что это не советский театр. Театр сатиры Валентина Токарская, конечно же, не осталась без работы. Она получила приглашение в Театр сатиры. Театр сатиры – это комики, блестящие актеры: Хенкин, Корф, Поль, Курихин, Кара-Дмитриев, Лепко! Но это было не ее. Она стала драматической актрисой и это ей не очень нравилось. Актрисе требовался репертуар такой, как, например, у Людмилы Гурченко. Тогда ах как он ей нужен был! Но ведь ничего подобного нельзя было сделать, ничего! И все равно Валентина Токарская много играла. Она вошла во все старые спектакли. Потом стала играть в «Слуге двух господ» Беатриче, в «Пигмалионе», в более легковесных комедиях Шкваркина – «Чужой ребенок», «Страшный суд», «Весенний смотр», в старинных водевилях. Военные годы В годы Великой Отечественной войны Валентина Токарская сначала поехала на фронт вместе с Рудиным, Корфом и Холодовым с бригадой московских актеров №13 в 16-ю армию Рокоссовского. Выступали в лесу на импровизированной сцене на двух грузовиках. В конце 1941 года бригада, где Театр сатиры представляли четверо любимцев публики, попала в окружение. Под обстрелом выжили немногие. Валентина Токарская и раненный в ногу Рафаил Холодов спаслись. После месяца скитаний по деревням артисты попали в кабалу к немцам и вынуждены были выступать на оккупированных территориях. Так и гнали их до самого Берлина, до конца войны. Валентину Токарскую, по возвращению в Москву, в Театре сатиры приняли замечательно: «Слава Богу, вы вернулись! Что же вы пережили! Подождите работать – мы вас на курорт отправим, отдохнете». А на следующий день ее арестовали... А потом была Сибирь. Бывшую звезду пожалели, отправили на легкую работу в санчасть – ставить заключенным клизмы. Приговорили к четырем годам – самый маленький срок. Все так и говорили – значит ни за что. Кормили только селедкой с хлебом – так почему-то было принято. Воркутинский театр А вскоре пришла заявка из Воркутинского театра. Именно этот театр и стал для актрисы шансом выжить, не погибнуть среди миллионов, умиравших от лагерных работ. В Воркутинском драмтеатре Валентина Токарская играла все главные роли, и сама ставила спектакли. Она играла Диану в "Собаке на сене", Елизавету в "Марии Стюарт", Софью Ковалевскую, в спектаклях "Мадемуазель Нитуш", "Вас вызывает Таймыр". А еще она любила роль Ванды в оперетте "Розмари", из-за которой ее когда–то взяли в мюзик-холл. Были роскошные костюмы! А после премьеры в местных газетах выходили рецензии, но, правда, без фамилий: "Великолепно справилась с ролью актриса, исполняющая того-то..." Но Валентине Токарской нельзя было жаловаться: публика ее любила. Там же она поставила сама две оперетты: "Баядеру" и "Одиннадцать неизвестных". За это начальство дало актрисе сухой паек: сахар, крупу, чай и кусок мяса. После срока она так и осталась работать в Воркуте – в Москву-то ехать не разрешалось, да и тут ее уже знали. Она получила большую комнату в общежитии, получала жалованье. В отпуск можно было поехать куда угодно, она и ездила в Ессентуки, в Крым, в Прибалтику... А в 53-м умер Сталин. Теперь можно было ехать куда угодно и Токарская поехала прямо в Москву, в свой театр. Ее тут же оформили на работу. Возвращение Но главных или значительных ролей, честно сказать, у актрисы больше не было. В общем-то, не было ролей, которые актрису особенно радовали. Она репетировала в «Клопе», ее ввели в старые спектакли, она была героиней, а ей хотелось чего-то каскадного, как было когда-то в оперетте. Она всегда играла так называемые отрицательные роли – иностранок, каких-либо красиво одетых дам. Сыграв Секлетинью в спектакле «По 206-й», актриса сама себе не поверила – какой был успех! Театральная критика сравнивала ее в этой роли с «великими старухами» Малого театра Рыжовой и Блюменталь-Тамариной. «Я очень люблю эту роль. Там можно и почудить, и характер есть у этой бабушки.» - вспоминала Валентина Токарская. Актриса играла няньку, которая все в доме знает, все помнит и заканчивает все картины, в «Последних». Спектакль поставил Анатолий Папанов. Это была его единственная режиссерская работа. С ним было интересно работать. Кино Знаменитый кинорежиссер Яков Протазанов искал героиню для своих «Марионеток» и «нашел» Валентину Токарскую. Она со своим партнером по оперетте сыграла ему сцену, исполнила танец с веером и спела песенку из оперетты «Розмари» по-английски, что очень понравилось требовательному Протазанову. Он же ставил заграничный фильм. Это первое. А второе, ему, наверное, просто надоело смотреть актрис. Он же пересмотрел их такое количество! И почему-то взял Токарскую, хотя она была совсем неопытной в кино. Актриса ничего не понимала в съемках, а там ведь все надо учитывать, где камера, где свет: тебе отведут маленькое местечко, и дальше не заходи. Наверное, в «Марионетках» актриса совсем неинтересно сыграла, так как легендарный Протазанов потом сказал актрисе: «Я с вами мало работал». Но фильм все же имел успех! По всей Москве были развешаны афиши сатирической комедии «Марионетки» с портретом именно Токарской, несмотря на участие в фильме Кторова, Сергея Мартинсона, Климова, Радина, Михаила Жарова. С картиной актриса объездила весь Советский Союз, зарабатывала деньги. Тогда она много заработала. А потом сделали твердые ставки. Кто-то наверху все за всех решал и прием публики никого не волновал. «Дело № 306» В больших ролях актриса, действительно, снялась всего два раза. Это «Марионетки» и «Дело № 306». Валентину Токарскую вспомнили не все, ведь после «Марионеток» прошло двадцать лет и бывшая звезда, конечно же, изменилась. Свою главную отрицательную роль в первом советском кинодетективе «Дело №306» Валентина Токарская сыграла, вернувшись только что из заключения, и режиссер, видимо, решил, что она будет правдива в этой роли. Ее героиня – опасная шпионка, работавшая в аптеке как обыкновенная советская служащая под именем Марии Николаевны Карасевой. Звали же ее Магда Тотгаст. Она же Фишман, Ованесова, Рубанюк, Иваниха. Очень интересная работа. У актрисы была большая сцена с Марком Бернесом и он перед съемкой подсказывал ей что и как можно лучше сделать. Они были приятелями. Тогда-то впервые с экрана прозвучали легендарные слова: "На пушку берешь, начальничек? Не выйдет!" И произнесла их именно Валентина Токарская, игриво закрутив на лбу локон и выпустив в Бернеса струйку папиросного дыма. Фильм посмотрели десятки миллионов человек, причем, неоднократно. «Пирамидон в порошках есть?… Тогда дайте в таблетках. Две пачки. И одеколон «Лесная вода», – цитировалось повсюду и к месту и не к месту. Актрису стали всюду узнавать. Особенно – на фоне слухов и сплетен о недавней отсидке. Любопытно, что критики картину разгромили, досталось и исполнителям главных ролей. Похвалили только Валентину Токарскую. Конкуренция И на этом кинокарьера актрисы, можно сказать, и закончилась. Была, правда, еще роль в «Осенней истории». Но что это за роль... Так, бабушка и бабушка, ничего интересного. Да и трудно было начаться этой кинокарьере…. Тогда же ничего не разрешали! Три-четыре картины в год – это все, что имели артисты. А после «Марионеток» в жанре актрисы работал только Александров и снимал он, конечно же, только Любовь Орлову. Так что Валентине Токарской особенно не на что было надеется. А «девушек полей» она не умела играть. Актрисе нужна была какая-то эксцентрично-нахальная особа с шармом, такая женщина-вамп. Короче – артистка варьете! Только советскому искусству такие актрисы были не нужны. Да и на киноолимпе восходила звезда Любови Орловой. И только ей одной было позволено осваивать этот легкий жанр. Второй звезды быть не могло. В последнее время Валентину Токарскую приглашали на съемки сразу три молодых кинорежиссера. В одном фильме она должна была сыграть старуху-убийцу из ХVI века. На съемки другого надо было ехать в Одессу, пришлось отказаться из-за дороги. Третий фильм – по Бредбери, «Вино из одуванчиков». И везде – главные роли. Но, к сожалению, вышло так, что на первой же съемке после восьми часов непрерывной работы у актрисы от перенапряжения лопнули глазные сосуды и она чуть не умерла. Так что все режиссеры перепугались: «Помрет старуха на площадке, потом за нее отвечай»... А на съемках «Вина из одуванчиков» актриса попросила разрешения надеть очки – у нее опять было плохо с глазами. Ей не разрешили, и пришлось отказаться. Так что эпизод какой сыграть – пожалуйста, а главную роль… Личная жизнь В старости Валентина Георгиевна осталась совсем одна. Три замужества оказались несчастливыми. Сначала уходила она, затем бросали ее. Историю последнего брака пресса муссировала неоднократно. В ГУЛАГе Токарская вытащила из петли драматурга Алексея Каплера, а он ее затем предал... Валентина Георгиевна оставила ему квартиру, дачу, а сама ушла вновь в коммуналку. Своего дома у актрисы никогда не было, он появился очень поздно. И родственников не было. А главное, не было ролей. Но вдруг что-то произошло. В 86 лет Валентина Токарская стала народной артисткой России. Сразу! Без заслуженной! В театре праздник. Валентина Георгиевна – в полном недоумении. В 87 лет о ней сняли документальный фильм. В 88 она получила две небольшие, но феерические роли, в которых купалась, проявляя чудеса изобретательности и достигая вершин острохарактерности. О ней писали газеты и журналы, снимали телесюжеты. Валентине Георгиевне была назначена знаменитая президентская пенсия, ее стали разрывать журналисты и администраторы телепередач, готовилась к печати книга «Театр ГУЛАГа», включающая статью артистки о жизни в плену и лагере. Московский Дом Ханжонкова вручил ей приз под названием «Неувядаемая», а российское дворянское общество вообще присвоило титул баронессы. У нее вновь возник интерес не то чтобы к жизни, нет, он у актрисы и так никогда не пропадал. Ей просто захотелось вновь жить красиво, талантливо. Она подолгу задерживалась у витрин роскошных универмагов на Тверской, вызывая недоуменные взгляды избалованных продавщиц. Она могла позвонить своей подруге Ирине Михайловне и предложить поехать на «какую-то новую ярмарку в Коньково». И там она неутомимо шествовала по бесконечному ангару, примеряя каждую приглянувшуюся «шмотку» от соломенной шляпки до брюк, невзирая на нытье уставшей молодой подруги. Роли!!! Наконец, Валентине Токарской дали роль к юбилею Ольги Аросевой в спектакле «Как пришить старушку» по пьесе Джона Патрика. Роль! Впервые за почти десять лет! Режиссер Михаил Зонненштраль предложил Валентине Георгиевне роль страхового агента, переделанную с мужской на женскую. Она появлялась на сцене настоящим пугалом, вызывая восторженные аплодисменты зрителей и лишний раз доказывая, что не боится выглядеть смешной и нелепой. Не прошло и года, как состоялась премьера другого спектакля «Священные чудовища» – бенефиса Веры Васильевой. Валентина Токарская появлялась в нем на мгновение, за полминуты до поклонов. И вновь та же история. Все газеты иронизируют, ругают, критикуют, и все в один голос заявляют, что смысл и шарм всей пьесы проясняется лишь за минуту до ее окончания, с появлением на сцене старейшей актрисы труппы. Девяностолетие Девяностолетие Валентина Георгиевна Токарская отметила с шиком. Весь вечер на сцене Дома актера она пела и танцевала. Зал был переполнен. В проходах стояло с десяток телекамер. Море цветов. Заиграла музыка, молодежь театра запела песенку про Парагвай из «Марионеток», из-за занавеса вышла Валентина Георгиевна Токарская в белом платье от Вячеслава Зайцева, грациозная и женственная. Зал встал. Она рассказывала, пела и танцевала весь вечер. Такого девяностолетнего юбилея еще никто не видел. Михаил Ширвиндт шутил. Публика неистовствовала. Актриса была счастлива. Тогда актриса впервые заговорила о смерти и попрощалась со зрителями... Через полгода, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1996 года, Валентины Токарской не стало. Автор – Татьяна Новитченская Использованные материалы: |