Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1956 Весна на Заречной улице - оператор
|
ТОДОРОВСКИЙ Родился 26.08.1925, г. Бобринец, Кировоградская обл. Актер, оператор, режиссер, сценарист, музыкант, композитор, автор
песен Война, война… Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года на Украине, в городе Бобринец, Кировоградской области в простой семье, отец - Тодоровский Ефим Гильевич, мать - Островская Розалия Цалевна. Молодость будущего отечественного титана кинематографии прошла в военные годы. В самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский - курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года - командир взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. Увиденное и пережитое в те годы навсегда запечатлелось в памяти молодого лейтенанта и затем не раз отражалось в собственных фильмах. Петр Ефимович вспоминает: «Самый страшный эпизод - первая ночь. Меня бросили на передний край, в часть, которая наступала и выдохлась... Я весь такой новичок, в гимнастерочке, попал под артобстрел. Это просто жуть: все взрывалось… А я лежал, прижавшись зубами к земле — от страха меня просто колотило… Потом, когда все немного утихло, один сержант посмотрел на меня: “Пойдемте, я вам шинель найду. Я тут мимо пробегал, видел”. Я сразу не понял, что он имел в виду. Вот от этой сцены очень долго не мог освободиться, знал же: кто одевается с убитого, тот обязательно погибнет, в этом случае мне просто повезло. А ранило и потом контузило уже в той, новенькой шинели... Когда после ранения попал в госпиталь - вот это было прекрасно. После грязи, крови, вшей, когда ты не человек, а животное, - и лежишь на белой простыне, тебя отмывают… У меня ведь было не очень тяжелое ранение - через две с половиной недели уже ходил. А тут санитарки, вечером танцы… Самое приятное - это 8 мая 1945 года на Эльбе! Это было потрясающее ощущение - просто наступила тишина. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина, и река, и трава, и слышно, как поют птицы.… Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы. Потом эта тишина легла у меня в сценарий фильма «Оглушенный тишиной». Учеба На фронте же Петр Тодоровский влюбился в свою будущую профессию, его покорила работа военных операторов, и он загадал - останется жив, обязательно освоит эту профессию. Мечта сбылась: с 1949 года - он студент операторского факультета ВГИКа, в мастерской Б. Волчека. Учеба, после войны и пяти лет службы в армии среди лесов в затерянном гарнизоне под Костромой, давалась трудно: стипендию не получал, приходилось и дрова разгружать на станции, и подрабатывать в фотостудии. Артист, оператор, режиссер, сценарист Петр Тодоровский, окончив в 1954 году институт, почти 10 лет работал оператором на Одесской киностудии. Среди его операторских работ известные картины – «Молдавские напевы», «Весна на Заречной улице», «Моя дочь», «Два Федора», «Жажда» - вторая премия за работу оператора за 1960 год на Всесоюзном кинофестивале в Минске, фильм «Никогда», снятый в 1963 году, где он был уже и сорежиссером совместно с В. Дьяченко. «Профессия режиссера это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать», - говорит Петр Ефимович. Все началось… с войны, путь в режиссуру был долгим. Он внимательно наблюдал за человеческими судьбами, помимо борьбы с собой и непогодой, помимо всех сражений. Не имея ни режиссерского, ни драматургического опыта, сам до всего доходя, после картины «Никогда» Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент. Встречи и дружба с Марленом Хуциевым, Булатом Окуджавой, Григорием Поженяном, Александром Володиным помогли молодому режиссеру. Он набирался знаний, опыта, творческой отваги и начал снимать то, что помнилось из его богатой событиями жизни, что было на сердце. С темой фронтового братства, с темой войны вошел в кинематограф Петр Тодоровский. Режиссерский дебют - фильм «Верность» - память о фронтовом друге Юрии Никитине - сироте, детдомовце, светлом человеке, погибшем от снайперской пули, тихий своеобразный реквием ему и выкошенному войной поколению современников Тодоровского. Картина была отмечена премией за лучший режиссерский дебют на Венецианском кинофестивале. Потом Петр Тодоровский снял киноленты – «Фокусник», «Городской романс», «Своя земля», «Последняя жертва», «В день праздника», в которых он был не только режиссером, но и соавтором сценария трех из них. А в 1970 году Петр Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме «Был месяц май» Марлена Хуциева. Фильмы – факты из собственной жизни Фильм «Военно-полевой роман», вышедший на экраны в 1983 году, вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию «Оскар». На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании в 1984 году лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером. О своей картине Петр Ефимович рассказывает: «Героиня фильма на фронте была королева. Она была любима, это был ее звездный час. А когда закончилась война - без мужа, без квартиры, - оказалась на дне. Бытует мнение, что «Военно-полевой роман» автобиографичен, что со мной произошла точно такая же история… Только два эпизода, которые стали основой для размышления. Один - когда шли к полевой кухне, чтобы получить перловую кашу и кусок хлеба, мы проходили мимо землянки комбата, где звучала музыка и смеялась женщина. Видел ее только один раз, и то со спины, - как она пронеслась на лошади вместе с комбатом. А потом, уже после войны, голодным студентом зимой я шел мимо ЦУМа и увидел женщину, которая торговала пирожками. Но я не был уверен, что это она… Не подошел к ней. Спешил в фотомагазин, прошел мимо. Потом уже думал: не пойду на занятия - найду ее, чтобы рассмотреть, расспросить. Прибежал к ЦУМу - ее уже не было». В фильмах Петра Тодоровского много личного, толчком нередко служили факты из его собственной биографии. Однажды на улице Петр Тодоровский стал случайным свидетелем картины - невеста нервно ждала у загса опаздывающего жениха - вот и сюжет фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», построенный на этом эпизоде. Или, к примеру, идею фильма «Какая чудная игра» режиссеру подсказал один из розыгрышей, придуманный в студенческом общежитии ВГИКа будущим известным актером Николаем Рыбниковым и его друзьями. Фильм, вышедший на экраны в 1995 году, имел небывалый успех у зрителей, был удостоен приза на Женевском Международном кинофестивале и приза на кинофестивале «Киношок-95». «Интердевочка» Кинолента «Интердевочка» - мало того, что фильм о проститутках, так еще Петр Тодоровский первым из советских режиссеров осмелился показать половой акт, съемки которого проходили в "уникальных" условиях. Лену Яковлеву положили на какой-то топчан, звукооператор включил джаз, и под ритм этой музыки все работали: один парень качал кровать, осветитель мотал юпитером, оператор - камерой. А сам режиссер толкал Ленину задницу. Все в поту, а она лежит… До съемок, как признался позже, сам Тодоровский, ему никогда не приходилось видеть живую проститутку. К фильму же готовились основательно, насмотрелись всякого. «Потом, конечно, на "Мосфильм, - рассказывает Петр Ефимович , - мне стали приводить их целыми партиями. Помню: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная. Рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме - а я что, хуже? И вот она себе придумывает, что это ее любимый человек, и отдает ему все. Спрашиваю: «Ну и сколько же ты зарабатываешь?" – "Бывает в неделю по семь тысяч». По тем временам сумма бешеная, я в месяц получал 300 рублей… Другая женщина - кандидат физических наук: муж от нее ушел, одна с двумя детьми. Эта не считала себя проституткой, у нее - своя легенда: «Я не хожу на панель, но у меня есть десять мужчин, - говорит, - которые по расписанию приходят ко мне домой. И как только я накоплю сто тысяч, все брошу и засяду за докторскую. А еще пришла пигалица лет пятнадцати - маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: «Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками…» – «Ну и дурочки, - говорит, - они боятся, а я не испугалась — зато теперь хожу в норковой шубе». Одну из главных ролей в фильме сыграл шведский актер Томас Лаустиола. В свое время он работал в театре Бергмана, потом стал пить: из театра выгнали, от него ушла жена, долго лечился. Ну а когда начал сниматься в «Интердевочке», это уже был солидный мужчина: новая семья, жена-еврейка, двухэтажная квартира. И две свои клиники - он сам уже лечил запойных алкоголиков по теории, что только бывший пьяница, который прошел через все, может помочь освободиться от этой болезни. Женщина – главная героиня фильмов и жизни Кинорежиссер Петр Тодоровский слово «женщина» произносит мелодично, трогательно. Женщина - главная героиня его фильмов и жизни. Многих актрис он привел в кино из абсолютно других профессий, и ни одна из них не пожалела: «Я очень слабовольный, во-первых, я не диктатор, во-вторых, я люблю женщин снимать. У меня большинство актрис, которые снимались, обязательно получали призы. Женская натура - это такая тайна неразгаданная, это просто кладезь для режиссера: и Галя Польских в «Верности», и Гурченко в «Механике Гаврилове», и Чурикова, и Андрейченко, и Яковлева, и Ира Розанова в «Анкоре»… Знаете, меня даже кто-то назвал «дамский мастер». Да, кинорежиссер Петр Тодоровский, именно – «дамский мастер», а не «дамский угодник». Он никогда не позволял себе влюбляться в своих актрис. «Это очень опасно. Безусловно, женщина в жизни мужчины занимает огромное место: полжизни, если не больше. Конечно, если у тебя сильные чувства, если женишься - это одно. А все эти романы… Потом женщины начинают по-другому себя вести, они становятся капризными, пытаются командовать…», - философски рассуждает мастер. Актрисы, сыгравшие главные роли в фильмах Петра Тодоровского, - Инна Чурикова, Наталья Андрейченко – «Военно-полевой роман», Людмила Гурченко – «Любимая женщина механика Гаврилова», Елена Яковлева – «Интердевочка» - обладательницы призов за лучшее исполнение женских ролей на Международных кинофестивалях в Берлине и Мадриде, Маниле и Токио. Уходить на покой маэстро не хочет: «Я не очень ровный режиссер. Покой - это смерть, просто смерть. Я всегда говорю: пока снимаю, я мужчина. Здоров, не болею, меня женщины любят. А когда не снимаю, я старый, больной и никому не нужный. По биографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай, не вспоминай» телеканал «Россия» снял фильм «Курсанты», в последние годы вышли его фильмы «Жизнь забавами полна» (2002) и «Созвездие Быка» (2003). Музыка в жизни и в творчестве Музыка - особое место и в жизни, и в творчестве Петра Ефимовича Тодоровского. Музыка всегда была рядом, даже в самые трудные годы. Сразу же после Победы, в должности коменданта маленького городка на Эльбе, будущий светило киномотографии раздобыл где-то аккордеон, садился на крылечке и учился играть, потом появилась гитара. Командир полка, где служил Петр Тодоровский, видя его большое увлечение музыкой, и написал письмо директору Московской консерватории с просьбой принять на композиторский факультет. Он решил, что лейтенант Тодоровский непременно должен стать композитором, не имея при этом за плечами ни музыкальной школы, ни музыкального училища, не важно... Затем эта забавная история и легла в основу фильма, одного из самых дорогих – «По главной улице с оркестром», здесь режиссер выступил еще и в роли композитора: было написано две музыкальные темы, три песни. Чуть раньше родилась песня «Городок провинциальный» на стихи Шпаликова для фильма «Военно-полевой роман», а позднее - музыка к фильмам «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем». Музыка Петра Тодоровского звучит не только в его картинах, он – автор и композитор песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами: «Сильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Рабочий поселок», «Праздник». Были выпучены музыкальные диски вместе с Сергеем Никитиным – «Ретро вдвоем» и «Ретро вдвоем-2». А в редкие минуты досуга Петр Тодоровский берет гитару, сохранившуюся с военных времен. Его виртуозное владение гитарой и голос восхищали не одно поколение зрителей и слушателей. Первый брак Первая жена Петра Тодоровского – очень красивая, знаменитая актриса Надежда Чередниченко, к тому времени уже снялась в «Первой перчатке». «Это был такой роман с захлестом. Я только освободился после картины: лето, Одесса, Привоз, вино.… Очень как-то все бурно у нас развивалось: приехали в Москву - сразу расписались. Где-то интуитивно понимал: я какой-то оператор провинциальный, зарплата 120 рублей. И тут такая звезда: квартира на Котельнической набережной, машина “Волга”, дача где-то в Сухуми. У нее же до меня мужьями были Иван Переверзев и знаменитый авиаконструктор, Герой Соцтруда Микулин - был такой. В общем, чувствовал себя не в своей тарелке. Как говорится, любовь без радости была, разлука будет без печали. Очень легко все произошло. И она все правильно поняла. Мы остались друзьями, когда с ней вижусь - не так давно мы в больнице встретились, очень мило общаемся», - с умилением вспоминает Петр Тодоровский. Семья Там же, в Одессе, Петр Тодоровский познакомился и со своей будущей женой Мирой Григорьевной. «Она танцевала тогда в студенческом ансамбле, - вспоминает Петр Ефимович, - и его руководитель взял две мои песни. Я пришел послушать, как они звучат с эстрады. Мира подошла, похвалила песни... Она мой друг, она моя женщина, моя жена, мой доктор. Она мое все». Мира Григорьевна, инженер-лейтенант морского флота по специальности, написала сценарии для научно-популярного кино по морской тематике: о водолазах, корабельных двигателях и многом другом. По ее сценариям было поставлено 13 фильмов, она создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем». Сын - Тодоровский Валерий Петрович - 1962 года рождения, кинорежиссер, сценарист, автор картин: «Катафалк», «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих». Дом Тодоровских всегда открыт для гостей: все режиссеры, актеры прошли через него. Здесь были и Владимир Высоцкий, и Андрей Тарковский, близкие друзья Булат Окуджава и Зиновий Гердт. «Возраст режиссера, - считает Петр Тодоровский, - виден только на экране. Во время съемок я круглосуточно в работе. Без съемок я просто заболеваю. Только на площадке чувствую, что кому-то нужен, что живу по-настоящему». Татьяна Новитченская Использованные материалы:
|