Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: ИСТОРИИ ::.

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК

Сценарист нового «Золотого теленка» Илья Авраменко
Мне стыдно, что я автор этого фильма!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Драматург Илья Авраменко родился 1 января 1964 г. По его сценариям сняты замечательные фильмы «Нина», «Француз», «Честь имею», «Люби меня». Фильм Авраменко «Честь имею» получил премию ТЭФИ-2004 в номинации «телевизионный художественный фильм, мини-сериал».

- Я возмущен тем, что нам показывают расчлененный на восемь частей труп «Золотого теленка», - говорит Илья Авраменко. - Компания «Централ Партнершип» и режиссер Шилкина с особой циничностью надругались над ним. Мы видим чудовищную операторскую работу, безобразную, халтурную - художника-постановщика. На декорации невозможно смотреть. Полное отсутствие крупных планов (как известно, они снимаются отдельно, а после вклеиваются) говорит о том, что режиссер не успевал по времени снять весь материал.

Из актеров на уровне играет один Дмитрий Назаров (Козлевич). Остальные либо выполняли установку режиссера, либо Шилкина с ними не справилась. И они вытворяли то, что хотели. В итоге получился дешевый, бездарный балаган.

К моменту написания сценария «Золотого теленка» я был человеком опытным, мне не случайно предложили эту работу. Подготовил внятное драматургическое развитие сюжета плюс новый образ Остапа с его личной историей, колоссально отличающийся от существующих образов, сыгранных Андреем Мироновым, Сергеем Юрским, Арчилом Гомиашвили. То, что я вижу сейчас по телевидению, не отвечает моему сценарию. Концепции там нет вообще никакой. Сценарий и образ Остапа разрушены!

- Какой Остап в вашем сценарии?

- Я много думал над его образом. Почему такой красавец одинок? Где его семья, родственники? Почему папа (турецкоподданный) умер в страшных судорогах? И где он умер: на Лубянке или на Гороховой улице в Петербурге? То было страшное время.

Что мы знаем об Остапе: «медальный профиль», отсидел, военная выправка и четкое понимание военных законов. И я предложил образ человека, который все потерял в гражданскую войну, советская власть уничтожила его близких, и он не желает строить социализм. Ему с этой властью не по пути, и он хочет уехать. Но не уезжает - влюбляется в Зосю. Человек, прошедший через страдания, не мог быть жестоким!

А на экране мы видим пренебрежение к окружающим его людям, равнодушие, высокомерие, жестокость, хамство. В одном из интервью Шилкина сказала: ее интересовал вопрос жестокости Бендера по отношению к Паниковскому. Остап (и в книге, и в сценарии) с любовью и заботой относится и цацкается со своими подопечными (начиная с «Двенадцати стульев»)! Его действия по отношению к Паниковскому, по крайней мере у меня в сценарии, - проявление заботы, попытка изменить к лучшему, наставить на путь, и делал он это не зло. То, что происходит в фильме, меня лично ужасает. Сцена, когда Паниковский удирает с гусем, в моем сценарии написана так: «Ну что, возьмем гада?» - спрашивает Остап у Шуры. Тот отвечает: «Ни в коем случае, пусть знает, как в следующий раз нарушать конвенцию». Ремарка: Остап укоризненно смотрит на Шуру. И это нужно было снять крупным планом! Такие детали и создают образ главного героя. Я не понимаю, почему великие фразы, которые народ знает наизусть, актеры произносят затылком в камеру или на общем фоне?!

Больше всего потрясла третья серия, когда Паниковский плачет из-за отобранных Остапом десяти тысяч. В сценарии - искреннее горе несчастного старика, он жалуется на жизнь, что его не любят девушки и вообще никто на этом свете. И он в этом горе, возможно, смешон, но искренен, и поэтому его жалко! Как сняла Шилкина, у меня вызывает отвращение.

Удивлен, что один из продюсеров сериала Сергей Даниэлян доволен. А ведь он - знаток романа Ильфа и Петрова, когда принимал у меня сценарий на десять 52-минутных серий, серьезно относился к материалу. Но показывают восемь 44-минутных. Как я узнал, многие сцены оказались снятыми на таком низком уровне, что включить их в фильм не смогли. Так почему же взяли режиссером Шилкину, абсолютно не владеющую профессией?

- Ходят слухи, будто Шилкина - любовница одного из продюсеров фильма...

- Не знаю, какие отношения связывают Ульяну и продюсера Юру Мороза, но думаю, что это была его креатура. Ее фамилию он мне озвучил, сказав, что другие режиссеры отказались.

При мне звонили только Владимиру Бортко, но он занимался «Мастером».

Шилкина сначала произвела на меня впечатление своей цепкостью и хваткостью. Я подумал: а почему и не она? Но в работе над режиссерским сценарием она дистанцировалась от меня. Я ей звонил раз пятьдесят с предложением помощи. Понимал, что девочка, которая сняла одну серию в «Убойной силе», попадает на очень серьезный и сложный материал. На студии говорили: мол, режиссер дебютантка, волнуется, ты нас пойми, она переживает и никого не подпускает, и даже мы не знаем, что она делает!

А даже легендарные режиссеры Краснопольский и Усков во время съемок «Нины» звонили мне по 15 раз в день с вопросами, понимая, что у автора сценария просто физически больше времени подумать, и если он пишет эту реплику или ремарку, то понимает, что происходит. Ульяне, к сожалению, не хватило ни знаний, ни опыта, ни профессии. Она говорила: мол, когда кинокомпания предложила ей снимать «Теленка», у нее от волнения заболел желудок (а не душа!). Вероятно, результат вот этих желудочных спазмов мы видим теперь на экране!

Ульяна думает, что сделала «Теленка» в жанре постмодернизма. Но ее работа имеет отношение к плохому кино.

- Говорят, что Меньшикову заплатили чуть ли не 800 тысяч долларов. Если не секрет, какой гонорар вы получили?

- Если у Меньшикова один съемочный день стоит 8000 долларов, что я вполне допускаю, то, наверное, ему могли заплатить и такие деньги. Мой гонорар несопоставим. Окончательно со мной рассчитались недели за три до эфира, хотя сценарий был написан и принят больше года назад.

Средняя ставка сценаристов за серию составляет 4000 долларов.

- Кто спонсировал проект?

- Компания сама нашла деньги. Когда проект начинался, Первый канал не фигурировал как однозначный покупатель и не был заказчиком. На уровне сценария интерес проявляло и Российское телевидение.

- А вы участвовали в кастинге актеров на роли?

- Увы, меня фактически после написания сценария отстранили от работы над картиной. Узнавал об утверждении актеров окольными путями.

Попросил попробовать на роль Паниковского Константина Райкина. Но ему не предлагали.

До самого последнего просил студию показать мне отснятый материал - доходили слухи и мне рассказывали музыканты, что картина не получается. Отвечали: «Мы сами ничего не видели. У нас ничего нет, только какие-то ролики. Будет готово, покажем». И вдруг - бах! - и фильм вышел! Я бы снял свою фамилию из титров и не позорился! Теперь мне стыдно даже говорить о том, что я автор этой картины. Я хожу по улице, не поднимая головы. Ко мне уже подошли и сказали: «Ну ты вообще дал!» Считаю: это провал. И мне очень жаль! И я хочу всем людям, которые любят Ильфа и Петрова и которые с нетерпением ждали этой картины, как автор сериала принести свои искренние извинения!

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Продюсер «Централ Партнершип» Юрий Мороз: Мне сериал понравился

- Ульяна Шилкина не имеет личных отношений ни с одним из продюсеров картины и кинокомпании, - сказал «КП» Юрий Мороз (режиссер «Каменской». - Авт.). - Мы все познакомились с ней на первой встрече. Кроме нее, рассматривали другие кандидатуры. Маститые режиссеры не захотели снимать «Теленка», кто-то из них просто не работает в жанре сериала и не может выдержать съемочный тяжелейший марафон, уложиться в жесткий график и вообще рискнуть взяться за классику. Маститые работают медленно, молодые - быстрее, у них глаз горит. Мы рискнули, предложив снимать Шилкиной. Она получила эту тяжелейшую работу, с которой с точки зрения продаж справилась. А оценки пусть дает зритель.

Анна ВЕЛИГЖАНИНА http://www.kp.ru

Фото Владимира СМИРНОВА

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ