Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: ИСТОРИИ ::.
Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ
Лирическая комедия. Режиссер: Георгий Данелия. В ролях: Алексей Локтев, Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов, Владимир Басов, Ролан Быков, Ирина Мирошниченко, Инна Чурикова, Мария Виноградова, Лев Дуров, Ирина Скобцева, Любовь Соколова, Валентина Ананьина, Данута Столярская. |
Шагать по Москве могли Виталий Соломин С Натальей Селезневой
40-летие отмечает в этом году фильм «Я шагаю по Москве». В 1963 году Страна Советов увидела на экране юных Никиту Михалкова, Евгения Стеблова, Галину Польскихѕ С тех пор изменились актеры, жизнь, люди, а мы по-прежнему «шагаем по Москве» под эту, ставшую хрестоматийной, песню с приятными воспоминаниями об этой картине. Фотопробы к сегодняшнему выпуску любезно предоставил архив «Мосфильма».
Володя - Соломин, Бортников или Локтев?
В архиве «Мосфильма» сохранились фотопробы на роль Володи актеров Виталия Соломина и Геннадия Бортникова.
Проба Соломина не устроила худсовет, а почему в картину не взяли Бортникова, я решила спросить у режиссера.
«От вас сейчас узнал, что в нашу картину пробовался Бортников, совсем его пробу не помню! - сказал режиссер фильма Георгий Николаевич Данелия. - Тогда на пробах мы отсмотрели множество школьников и студентов, все неизвестные, поэтому и не запоминались... У меня, например, курьез приключился: в эпизоде «Я шагаю по Москве» мы сняли какого-то мальчика на велосипеде. И лишь много лет спустя узнал, что этот мальчик - Олег Видов. Он сам мне об этом рассказал!»
Я позвонила Геннадию Бортникову, чтобы узнать, помнит ли он свои пробы.
- Это были только фотопробы, но серьезных планов насчет этого фильма я не строил,
- признался Геннадий Леонидович. - Данелия знал, что я снимался у его прелестной
мамы Мери Анджапаридзе в фильме «Слуша-а-ай!» в главной роли; с самим Данелия
мы были знакомы, но его намеки по поводу фильма «Я шагаю по Москве» я всерьез
не принял, да я в тот период и много снимался в других фильмах. Но прекрасно помню,
как сталкивался в гримерке «Мосфильма» с Женей Стебловым, который в то время только
еще пробовался, с Никитой Михалковым.
Саша и Колька
Режиссер говорит, что не помнит фамилии парня, которого утвердили на роль Саши до появления Евгения Стеблова.
Его звали Игорь, и он слегка заикался.
По роли Саша стрижется наголо. А так как снимали то начало, то середину, и Саша то с шевелюрой, то стриженый, претендента на роль Игоря подстригли «под ноль» и сделали ему парик.
И тут ассистентка привела Женю Стеблова, второкурсника Щукинского училища: «Георгий Николаевич, не убивайте меня, но этот лучше!»
Сам Стеблов вспоминает, что попал в картину по собственной инициативе: «Как большинство студентов, мы в первые свои каникулы блуждали по «Мосфильму» в поисках, где бы подработать, и заглядывали во все комнаты. В одной из комнат оказалась киногруппа «Я шагаю по Москве». На меня сначала едва взглянули, но, видя мою жалостливую физиономию, все-таки направили на кинопробы».
Когда же позвонили «кинутому» Игорю сообщить, что на его роль принят другой актер, он час поносил всю съемочную группу и ни разу не заикнулся!
«А ведь волновался. Может, мы его вылечили?» - шутливо вспоминает сегодня Георгий Данелия.
На роль Кольки сразу же взяли Никиту Михалкова. Его порекомендовал сценарист Шпаликов, друживший в то время с Андроном Кончаловским. Данелия согласился попробовать его, только чтобы не ссориться со Шпаликовым: он полгода назад видел этого щупленького подростка, гадкого утенка, а искал в свой фильм рослого, красивого парня.
Когда же Никита появился на «Мосфильме», Данелия был поражен, как он за полгода вымахал, похорошел.
«Пока мы бесконечно переделывали сценарий, вышло, как у Маршака: «за время пути собачка могла подрасти», - смеется Данелия.
Михалков приступил к съемкам, все шло удачно, и вдруг заявил, что отказывается играть, требует повышения гонорара с 8 рублей (это ставка для начинающего актера) до 25 рублей (столько платили молодым звездам). Ставку в 25 рублей для амбициозного Михалкова нужно было пробивать в Госкино, что требовало времени и сил. Данелия пошел на хитрость - заявил Михалкову, что берет вместо него другого актера. Никита занервничал: «Но вы меня пять дней снимали! Вам же все переснимать придется!» «Это уже не твоя забота, иди, мешаешь работать!» - невозмутимо ответил режиссер. Тут взятый на понт Никита пустил слезу и сказал, что это Андрон его научил: дескать, раз уже почти неделю снимают, у них выхода не будет, повысят гонорар...
Дальше работали дружно.
Алена - Селезнева, Польских?
На роль Алены сначала прочили юную актрису Наталью Селезневу (та самая, которая прославилась в гайдаевских «Приключениях Шурика»).
Наталья очень старательно выполняла все задания режиссера, но в один момент непоседа-ассистентка привела на студию Галину Польских. И за нее дружно проголосовал худсовет «Мосфильма».
Селезнева, говорят, очень расстроилась из-за неудачи и обиделась на киногруппу.
Рудин или Басов?
Еще во время обсуждения сценария худсовет заявил, что слишком уж все в фильме гладко и хорошо. Тогда режиссер придумал эпизод, где место «критика» занял недовольный всем на свете полотер, выдающий себя за литератора.
На эту роль хотели взять Р. Рудина (его помнят поклонники «Кабачка «13 стульев»), но то ли актер заболел, то ли был занят, и сыграть эту роль Данелия уговорил режиссера Владимира Басова.
В итоге «критический момент» в исполнении Басова устроил худсовет и спас фильм.
Как родилась песня?
Пожалуй, самая уникальная история получилась с написанием легендарной песни «А я иду, шагаю по Москве». Сочинил ее Геннадий Шпаликов прямо на съемках, в самый последний момент.
В тот вечер киногруппа снимала памятник Маяковскому для сцены «Вечер. Засыпают памятники». Операторская группа с режиссером залезли на крышу ресторана «София» и ждали «вечерний режим» - когда небо станет темнее, чем фонари и свет в окнах. Вдруг снизу донесся крик: «Снимайте скорее, уже красиво!» Это кричал Геннадий Шпаликов, который уже две недели не появлялся на съемках (последний раз его видели, когда давали аванс), а тут явился - знал же, что киногруппа получила зарплату, а значит, намечается поход в ресторан.
- Ты слова сочинил? Нет?! Тогда сочиняй прямо сейчас! - крикнул сверху режиссер.
- Сочинил! «Я шагаю по Москве, как шагают по доске»!
- Не пойдет! Сочиняй новое. Не сочинишь - никуда не пойдем, - в ответ прокричал режиссер (прохожие оборачивались на двух ненормальных, орущих друг другу какую-то чушь, - один с крыши, другой с тротуара).
- Сочинил! - завопил через некоторое время Гена. - «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу великий Тихий Океан, и тундру, и тайгу». Снимайте!
- По мелодии лучше «А я иду, шагаю по Москве»!
- Хорошо, «А я иду». Снимайте!
- Перед «А я» должно еще что-то быть. Еще куплет нужен!
- Говорил, не надо «А»! - расстроился Гена.
Пока оператор снимал, Гена придумал предыдущий куплет и последний: «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где».
Худсовет забраковал слова «пока не знаю где», сказав: «Что же, ваш герой в Израиль собрался или в США?» Пришлось заменить на «пока не знаю с кем».
«Совсем хорошо стало, - рассуждал режиссер. - Не знает Колька, с кем он - с ЦРУ или с Моссадом».
Кстати, придрались чиновники из Госкино и к жанру фильма.
Не могли понять, отчего фильм назван комедией, спрашивали: «Почему же не смешно?» Им отвечали, что это лирическая комедия. Тогда они потребовали прописать это в титрах. Так появился новый жанр.
ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ
«Как-то после вечерних съемок на студийной машине мы с Никитой Михалковым ехали домой, - вспоминает Данелия, - на съемках я поливал из шланга асфальт, промок и замерз. Хотел купить водку, но все магазины закрыты - четверть двенадцатого. Сначала завезли Никиту домой на Воровского.
- Никита, вынеси мне грамм сто водки, - попросил я. - А то я простужусь.
Самому в такое позднее время заходить в дом и просить водку было неприлично. Никита вынес мне от души - полный стакан. А через несколько дней меня встретил его папа, Сергей Владимирович Михалков: «Ты соображаешь, что ты делаешь? У меня инфаркт мог быть! Лежу, засыпаю - вдруг открывается дверь, на цыпочках входит мой ребенок, открывает бар, достает водку, наливает полный стакан и на цыпочках уходит. И я в ужасе - пропал мальчик, по ночам стаканами водку пьет».
Самым неуемным на съемках был актер Ролан Быков. В тот период он монтировал свой фильм и постоянно опаздывал на съемки «Я шагаю по Москве». Его ждали, а он по телефону все просил еще немного потерпеть - мол, «кадрики местами поменяет». В результате режиссер сам ехал за ним. Но и на съемках с Роланом не было спокойно.
Снимали эпизод: идет герой Быкова, оглядывается на ребят и уходит. Быков хорошо сыграл, но тут же предложил снять эпизод по-другому: что он не просто гуляет, а вышел познакомиться с девушкой. Сняли. У Ролана новое предложение: «Давайте так: герой грамм сто пятьдесят принял». Сняли. Потом новый дубль - пиджак не надет, герой несет его. Все варианты у Ролана были хорошие. После девятого дубля актер говорит: «Давайте еще вариант. Он оглянулся, испугался, но девушка ему понравилась».
- Все, хватит: дальше пленку за свой счет покупать будешь, - сказал режиссер.
«Мне было приятно, что есть еще кто-то, кто изводит соратников почти так же, как я», - признается режиссер.
Оператор фильма Вадим Юсов рассказывает, что был горд, когда приемочная комиссия поразилась тому, как это киногруппе удалось снять Москву сверху - в те времена снимать с вертолета не разрешалось, а возле всех высотных зданий дежурил военный комендант. Оператор прибегал ко множеству ухищрений, чтобы пробраться на крыши высоток.
«Съемка в метро - тоже не простая вещь, - признается Юсов. - Снимали ночью, заранее заказывали станцию и поезд, как только закрывалось метро, мы тут же спускались на станцию, допустим, «Университет», завозили аппаратуру. Это очень хлопотная работа!»
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
«Молодой человек, ты чего кричишь?» - «Я пою». (Дежурная у эскалатора, Коля.)
«Я понимать - понимаю, а говорить не могу». (Саша.)
«Вы случайно не Иваном Сусаниным работаете?» (Коля.)
«Вот Коля тебе привет передает». - «Пламенный!» (Саша, Коля.)
«Писатель? Сейчас все писатели». (Полотер.)
«Я контуженый! Я чего угодно могу тебе сделать, мне ничего не будет!» (Прохожий.)
В «Я шагаю по Москве-2» Никита Михалков будет просить милостыню?
В этом году на «Кинотавре» в Сочи после успешного показа юбилейного фильма «Я шагаю по Москве» режиссера Георгия Данелия корреспонденты спросили: «А вы не хотели бы снять продолжение картины?» - на что режиссер ответил: «Да, я подумываю об этом».
А нашему корреспонденту Данелия признался, что он даже уже придумал, что случится с его любимым актером Никитой Михалковым.
- Седой Никита будет стоять в подземном переходе и петь «А я иду, шагаю по Москве», а прохожие станут кидать ему монетки, - пояснил Данелия.
- А как сам Михалков относится к такой «перспективе»?
- Нормально! Я ему уже озвучил свою идею...
При этом, как отметил Георгий Николаевич, пока денег на проект никто не дал,
поэтому съемки продолжения легендарного фильма еще только в планах.
Источник:
Анна ВЕЛИГЖАНИНА,
Комсомольская правда
04 сентября 2003