Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: ИСТОРИИ ::.

В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ

Героическая драма
СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1973, ч/б, 92 мин.

Режиссер: Леонид Быков

В ролях: Леонид Быков, Сергей Подгорный, Сергей Иванов, Рустам Сагдуллаев, Евгения Симонова, Ольга Матешко, Владимир Талашко, Алексей Смирнов, Виктор Мирошниченко, Алим Федоринский, Вано Янтбелидзе, Александр Немченко.

Ветераны кино собираются снять продолжение "В бой идут одни старики"

Фильм "В бой идут одни старики" сейчас назвали бы суперблокбастером. В 1974 году, когда он вышел в свет, его посмотрели 45 миллионов человек. По тем временам редкая голливудская лента могла похвастаться таким результатом. Фильм и сейчас каждый раз смотрится как впервые.

21 февраля в фойе киевского кинотеатра "Кинопанорама" стояли четверо подтянутых седых мужчин в армейской форме времен Великой Отечественной войны.

Это постаревшие на 29 лет старики, которые до сих пор называют себя "Второй поющей эскадрильей" - Вилорий Пашенко (Воробей), Алим Федоринский (Алябьев: "Командир - я сел"), Александр Немченко (Иван Федорович), Рустам Сагдуллаев (Ромео: "Домом пахнет. Тополь - дерево моей родины"). А Леонида Федоровича Быкова они зовут Маэстро.

Они рассказывали о работе над фильмом, пели песни и делились большими планами, которые, наконец, могут стать реальностью: снять фильм "И снова в бой идут одни старики". Это не продолжение истории Маэстро. Это история о том, как сложилась жизнь каждого из "стариков", и о том, как могла бы она сложиться.

После выступления актеров зрители отправились смотреть любимый фильм, а мы принялись вспоминать о тех людях, которые сотворили классику.

Они перебивали и дополняли друг друга, было видно, что эта работа перевернула их жизнь.

"Учитесь делать добро из зла"

- Представляете, Маэстро был человеком, который в 45 лет не разучился краснеть. На экране веселый, а в жизни - серьезный и грустный. Он говорил: "Мало иметь совесть - надо, чтобы она еще и мучила". На каждого, кто сталкивался с Маэстро в жизни, он оказывал огромное влияние. Менял мировоззрение и отношение к жизни. Когда мы на съемках повздорили, и дело дошло чуть ли не до драки, он разнял нас такими словами: "Научитесь делать добро из зла, потому что больше не из чего". Леонид Федорович называл нас: "Пацаны". Он очень любил это слово, и действительно, мы тогда были еще совсем пацанами.

- Секрет успеха "В бой идут одни старики" в том, что он очень снят просто, - продолжил Алим Федоринский. - На первом просмотре один чиновник, расчувствовавшись, сказал: "Вот бы его снять в цвете и в широком формате". Леонид Федорович обернулся и сказал ему: "Я у вас пять раз просил, а вы не дали". На самом деле, наверное, оттого, что эту картину снимали на 35-тимиллиметровой пленке, фильм выиграл. Он стал ближе к правде - к военным хроникам, которые снимали на такую же пленку. Но при этом в фильме все красиво - умирают красиво, летают красиво, водку тоже пьют красиво. Когда на встрече с начинающими режиссерами Леонида Быкова спросили, а тяжелая ли это профессия - он ответил: "Если вы хотите иметь мозоли на ладонях, идите на завод, а если мозоли на сердце - идите в режиссеры". Особенно тяжело ему дался фильм "Аты-баты, шли солдаты". Кто знает, если бы не эта картина, может, он до сих пор был бы с нами.

Петь "Смуглянку" помогал хор. Остальное пели сами актеры

- Интересно, а песни исполняли вы сами или профессиональные певцы?

- Только сами. Единственное, в финале в припеве "Смуглянки" нам подпевал военный хор. Кстати, долгое время шли споры, сколько лет "Смуглянке". Одна версия, что в 1946 году, другая - в 1940. Недавно нашли архивы, которые подтверждают, что она была написана для Бессарабских партизан в 1940 году.

- Как выбирали актеров для фильма?

- Быков искал молодых артистов 18-20 лет, - рассказывает Александр Немченко. - Пришел к нам на актерский факультет и сказал: "Мне нужны люди, которые умеют петь, играть на музыкальных инструментах и те, у кого вместе с аппендицитом не ампутировали чувство юмора". Я спел ему "Червону руту", которую пел при поступлении, и имел успех. И чувствую, что ему не нравится. Полный провал. Леонид выслушал и сказал: "Фильм о войне, спой что-нибудь из песен того времени". А у меня ступор. Ну, я и выдал: "Наплевать, наплевать - надоело воевать". Он сказал: "Немного не в тему, но мне подходит". Потом эта песня вошла в его фильм "Аты-Баты". Помню, Леонид Федорович притащил откуда-то плакат, на котором был изображен тореадор, с глазами полными ужаса, на которого бежал бык, на его боку были нарисованы (у нас на самолетах были ноты) семь фигурок тореадоров. Мы поинтересовались, откуда он достал, по тем временам, невиданный презент. "А, махнул не глядя", - фразой из фильма ответил он. - Хохол может обменятся только на сало или на анекдот. Так как сало вы уже давно съели, пришлось рассказать анекдот: "В черной-черной деревне, на черной-черной улице, в черном-черном доме сидел дед и спрашивал: "Куме, на фига ты палил резину?". Это был любимый его анекдот.

"Мы соскучились по смыслу в фильме"

- Рустам, как встретил вас Киев?

- Я часто бываю в Украине и люблю сюда приезжать. Вот, пару недель назад прилетел из Ташкента, выхожу из самолета, думаю, дай вдохну благословенного киевского воздуха - вдыхаю полной грудью - ноздри слиплись. На улице минус 27. А я в легком пальто. Пришлось быстро бежать до таможни. А там вокруг меня мужик вьется.

- Ты шо, узбека не бачив? - говорю ему.

- Ромео! - узнал он и попросил автограф. - Приятно.

- Кстати, он оказался из нас самым морозоустойчивым, - замечает Александр Немченко

- Мы объездили всю страну, были в Богом забытых селах, - продолжил Вилерий Пащенко. - Выступали в холодных, полуразвалившихся Домах культуры, которые не топились, по меньшей мере, лет десять. Общее впечатление - по Украине прокатилась страшная война. Сразу после второй мировой войны СССР первым делом восстановил кинотеатры, я сам родом из небольшого села Винницкой области, помню, у нас практически каждый день крутили новые фильмы.

К сожалению, Украина сейчас осталась без национального кинематографа. Мы восемь лет не можем снять картину "И снова в бой идут одни старики". Написан сценарий, новые песни, но не было денег. Сейчас деньги нашлись. Нас часто спрашивают: "А зачем снимать, ведь Леонида Федоровича ведь уже нет". Мы отвечаем: "Вот поэтому и надо снимать тех, кто еще остался. Ведь еще шесть лет назад с нами был Кузнечик - Сергей Иванов". Сейчас молодежь воспитывается на голливудских фильмах, где нет ни морали, ни этики, ни смысла. А мы очень соскучились по смыслу в фильме.

Вячеслав Степовой, "Газета по-киевски" http://www.podrobnosti.ua