Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: ИСТОРИИ ::.
Софья Рыжова
Сага о Градовых
Вначале был Калягин
" П о к о л е н и е зимы", "Война и тюрьма", "Тюрьма
и мир" эти три романа составляют трилогию Василия Аксенова "Московская
сага". Сразу после выхода книги в США американские критики окрестили ее "Войной
и миром" ХХ века. Подобно классической эпопее, "Сага" повествует
о ключевых событиях российской истории от постреволюционного до "оттепельного"
времени, показанных через историю одной московской семьи - врача Градова (личного
доктора Сталина), троих его детей и внуков. Как у Толстого, у Аксенова вымышленные
персонажи действуют наравне с историческими - Фрунзе, Сталиным, Берией и т.д.,
батальные и эпические сцены перемежаются бытовыми, мелодраматическими. Автор Василий
Аксенов сказал по этому поводу, что из "Войны и мира" теперь получилась
бы отличная мыльная опера.
Аксеновская "Московская сага" станет не только телесериалом, но и кинофильмом.
Сначала его хотели назвать "Серебряный бор", по названию местности,
где находится родовой дом семьи Градовых, но позже все-таки остановились на "Московской
саге".
Первоначальные планы менялись не раз. Градова должен был играть Калягин, а не Соломин. Василий Аксенов настаивал, чтобы роль Нины играла Чулпан Хаматова, актриса театра "Современник", но режиссер остановился на Ольге Будиной. Сталина должен был играть Игорь Кваша, а сыграл банкир с актерской фамилией Миронов. Чтобы уговорить Инну Чурикову, для ее героини сценарист написала целую серию эпизодов. Говорили, что ожидается приезд из Америки в Москву актрисы Елены Соловей.
Менялось и количество серий. Вначале говорили о 12-ти, потом о 24х, остановились на 26-ти.
Прототипы
Съемки длились полтора года. Режиссер-постановщик - Дмитрий Барщевский - снимал "Сагу" по закону большого кино. Каждый кадр, каждый интерьер - все по-настоящему, никакой небрежности в деталях. Снимали кинометодом. Использовались реальные интерьеры. Чтобы воссоздать родовое гнездо Градовых - восстановили старую дачу в Серебряном Бору. Это подлинная дача Кассиора.
С 1938 года в ней никто не жил. По окончании работы в доме хотели устроить музей "Московской саги" музей времени. Специально для съемок восстановили часть интерьера гостиницы "Москва", после здание снесли.
- У Никиты Градова есть прототип, - говорит Василий Аксенов.- Вопервых, это маршал Рокоссовский. У него была судьба, похожая на судьбу Никиты Градова. Во-вторых, генерал армии Черняховский, который был убит в последний день войны шальным снарядом. Я это переделал на фаустпатрон немецкого школьника, и в общем две такие судьбы соединены вместе в военных сценах. А в довоенных - это те же Тухачевский и все погибшие при чистках и в застенках герои гражданской войны. Вот такие люди. Что касается вообще всего семейства, то у меня были прототипы из моего собственного прошлого. Я из Казани. А в Казани всегда существовал такой клан казанской профессуры. И вот одним из них была семья Вишневских, хирургов. Александр Васильевич Вишневский - Александрпервый, Александр Александрович Вишневский-второй и Александр Александрович Вишневский-третий.
Градовы оказались Борисовичи. Борис-четвертый там в конце концов образовался.
Я их знал, этих Вишневских. Со вторым мама была одноклассницей в школе, и он был
главным хирургом Советской Армии. Я его встречал в Москве, а уже будучи писателем,
я вдруг получил приглашение его навестить. Пришел на улицу Алексея Толстого в
шикарный цековский дом, и там генерал-полковник Вишневский меня встретил. И мы
беседовали, вспоминали прошлое.
- Это все основано, между прочим, на моих личных воспоминаниях,- подчеркивает
Аксенов.- Там, кстати говоря, сам я появляюсь в девятнадцатилетнем возрасте. Некий
тинейджер Вася на теннисном соревновании появляется в парке ЦДК. А что касается
Васи Сталина, то мой друг тех лет - чемпион Прибалтики по плаванию - как раз был
захвачен рекрутирующими офицерами и насильно привезен из Таллина в Москву. Вот
от него я очень много узнал.
Соломин чуть не умер
"Мы делали фильм о семье и делали его семьей, - говорит режиссер Дмитрий Барщевский. - Автор сценария Наталья Виолина - моя жена, продюсер Антон Барщевский - мой сын, кастинг-директор Дарья Виолина моя дочь. Арт-директором у нас работал сын Аксенова. Это семейная история, и ее нельзя сделать по службе. Это вопрос душевный. Во время работы над картиной несколько людей поженились, родилось девять детей. Мы прожили огромную жизнь вместе, и никто не хотел уходить с картины. Балуев, когда его герой погиб, просил переписать сценарий.
"Саша, - говорили ему, - сцена, где ваша жена на вашей могиле с другим мужчиной, уже снята". "Надо же, шутил Балуев, - мне и при жизни казалось, что она плохо себя ведет". Я пока не знаю, что скажут зрители, но мы прожили замечательные годы, работая над фильмом".
Многие звезды в "Московской саге" попробовали себя совершенно в новом амплуа. Дмитрий Харатьян сыграл отрицательного героя - лагерного конвоира тридцатых годов, некоторые критики называют это его лучшей ролью. (Кстати, в жизни Балуев и Харатьян - друзья.) Кристина Орбакайте настолько погружаласьв атмосферу и вживалась в свою героиню Веру Горда(у нее тоже есть прототип - певица Нина Дорда), что уезжала домой, не разгримировываясь, с прической тех лет.
- По-моему, произошла какая-то реинкарнация, - говорит певица, потому что
мне показалось, что я оттуда, из того времени. Несмотря на то, что роль моя, согласно
сценарию, завершена, со мной пока не хотят расставаться, и роль все время дописывают
и дописывают, наверное, скоро она перейдет в разряд главных. Аксенов уже махнул
на все рукой.
Грим настолько менял Алексея Кортнева, что даже члены съемочной группы не сразу
узнавали его на площадке в роли старомодного и благородного Вадима Вуйновича.
Ольга Будина часто сама придумывала себе костюмы, рисовала, шила и едва не начала писать стихи, как ее героиня - поэтесса Нина Градова.
Все вещи в сериале настоящие, найденные у коллекционеров, в музеях, архивах и просто в частных домах: 734 костюма, из них более двухсот - истинный раритет.
Инна Чурикова сыграла Мэри Градову - женщину, в которой течет грузинская кровь.
Иногда она приезжала на съемку со своей помощницей по дому грузинкой Мананой для
придания точности "национальным" деталям. Сын Чуриковой Иван сыграл
оператора кинохроники, раньше он был дипломатом, а теперь занимается ресторанным
бизнесом.
Юрий Соломин в самом конце съемок перенес сложную операцию на сердце. Актер тяжело
переживал смерть брата Виталия Соломина, почти не выходил из своего кабинета в
Малом театре. На съемки в "Московской саге" согласился не сразу, говорит,
не пожалел. Даже привел своего пса Маклая, он сыграл градовского Пифагора. Но
под конец работы у Соломина стало плохо с сердцем, его срочно госпитализировали,
врачи сказали, что нужна экстренная операция. Ее сделали в Италии. Позднее актер
сокрушался: "Как жаль, что уже почти все снято, теперь, после месяца наблюдения
за работой хирургов, я сыграл бы эту роль гораздо точнее..."
Политики изображали массовку в Кремле
В массовке в сцене "прием в Кремле в 1943 году" снялись замминистра экономического развития Аркадий Дворкович и его супруга - замминистра имущественных отношений Зумруд Рустамова. Она, кстати, оказалась настолько хороша в кадре, что режиссер даже предложил ей небольшую роль.
На "приеме у Сталина" снялись также супруга экс-госсекретаря Геннадия Бурбулиса Наталья и супруга бывшего вице-премьера Александра Шохина Татьяна. Шохин и Бурбулис тоже были не прочь мелькнуть в кадре, но появление известных демократов "первой волны" на "приеме у Сталина" могло вызвать у зрителей хохот, а "Московская сага" - вещь все-таки серьезная. Шохин даже просил режиссера: "Хоть со спины, в роли официанта меня сними". Но Дмитрий Барщевский был непреклонен.
В одном из переломных моментов фильма - на "консилиуме врачей", решающих судьбу Михаила Фрунзе, - заняты член Совета Федерации Виктор Добросоцкий и банкир Игорь Коган. Друзей главных героев играют руководитель крупного компьютерного холдинга Евгений Мельников, директор по рекламе казино "Корона" Лариса Орловская и писатель-детективщик Сергей Устинов. В фильме снялась вся семья начальника ЦСКА Ольги Смородской. Все работали совершенно бесплатно.
Руководитель Московско-Парижского банка Владимир Миронов удивительно похож на Сталина и всю жизнь мечтал сыграть роль в кино, но, когда пришел с этой идеей к продюсеру Антону Барщевскому, тот попросту рассмеялся. Миронов не обиделся. Несмотря на занятость (он не только рулит банком, но и преподает экономику в МГИМО), нанял преподавателя МХАТа и полтора года трижды в неделю занимался с ним. И когда пришел на пробы, то находящиеся в зале актеры Тбилисского театра имени Руставели, увидев "живого Сталина", впали в оцепенение. "А Сталин у вас получился великолепный!" - сказали руководители Первого канала режиссеру.
Журналисты взяли интервью у супруги Аркадия Дворковича Зумруд Рустамовой.
- Ну и как Вам актерская работа?
- Ощущения приятные, - ответила она. - Только раньше я представить себе не могла,
что актерский труд такое адское дело, даже если речь идет о массовке. Сцена приема
в Кремле во время войны, в которой я участвовала вместе со своим мужем Аркадием
Дворковичем, снималась в июле в 35-градусную жару. Мы работали с восьми утра до
часу ночи. Больше ста человек занято в съемке сцены, восемьдесят человек съемочной
группы, и все это в режиме non stop, на ногах, дубль за дублем. Я думаю, что многие,
кто в тот день "пробовал свои силы в кино", подумали с нежностью о своей
основной работе, многим она стала казаться не такой утомительной.
К концу съемки мы уже еле-еле держались на ногах и не могли понять, как актеры
в таком режиме еще могут что-то играть и помнить текст.
- Не подумываете сменить профессию?
- Сменить нет, но намерена продолжить киноопыт. В "Московской саге"
я сыграла (уже без мужа) еще одну эпизодическую роль (секретаря в редакции журнала)
вместе с Ольгой Будиной и Мариной Швыдкой. А еще мы с мужем "записались"
на участие в проекте "Тяжелый песок" по роману Анатолия Рыбакова, который
тот же авторский коллектив собирается снимать сразу после "Московской саги".
Думаю, там мы можем рассчитывать на более серьезные роли.
То, чего мы не видели
Над Градовыми вновь сгущаются тучи. Глава КГБ Берия похищает и насилует дочь
поэтессы Нины Градовой.
Сама Нина упрятана на Лубянку. Потрясенный Борис решает отомстить и организует
покушение на Берию.
Разразившееся в 1953 году "Дело врачей" дает возможность старшему Градову
искупить старый грех. На собрании в институте он объявляет это дело антисемитской
провокацией и даже попадает на Лубянку, откуда выходит только после смерти своего
пациента Иосифа Сталина.
В романе действие заканчивается смертью Сталина. Василий Аксенов собираетсянаписать продолжение и историю семьи дотянуть до наших дней.
"Симбирский курьер" №167-168 06.11.2004 года
Источник http://www.sm-k.narod.ru